Православный фотограф Иван Жук (стр. 1)

Фотографии Ивана Жука напоминают картины, так они отделаны. Иван Жук работает в тандеме с еще одним фотографом — Игорем Тыртовым. Он — ответственный за обработку снимков в программе Photoshop. 
Я могу представить, как было трудно уговорить этих людей позировать, все-таки для них это непривычное дело. 
Каждая фотография – это сюжет, в котором запечатлена история человека, это попытка запечатлеть образ той России, которую мало кто видит.

ИВАН ЖУК. ПУТЬ К БОГУ

Нужно отказываться не от творчества, а от греховных помыслов в этом творчестве, и накапливать в душе добро. В этом и заключается суть православия, суть искусства вообще.

Текст Анисия БОРОЗНОВА 

Существует стереотип, что люди, живущие в монастыре, всегда одеты в черное. Иван Жук, напротив, вышел меня встречать во всем белом, т.к. работает в просфорне. Второй стереотип, связанный с людьми из лона церкви, — это их негативное отношение к любым видам искусства, кроме иконописи и религиозной архитектуры. «Главное, что удалось устроить сатане в мире — поссорить искусство и религию», — подтверждает Иван Жук.

Православные издания оставляют его работы без внимания, потому что не привыкли к хорошим художественным образам, фотографии Жука кажутся им чересчур отточенными, а для иллюстрации веры не требуется такое качество снимков. Светские же журналы не интересуются работами на религиозную тематику, автоматически прикрепляя к ним ярлычок «скучно».

Если задуматься об истоках искусства, то, следуя Святому Писанию, самым первым творцом на земле можно назвать Бога. Занимаясь искусством, человек всего лишь подражает Богу. Но искусство становится все более разрушительным, поэтому религиозные люди боятся его. Причину этого Иван Жук видит в том, что художник может изобразить только то, что он в себе имеет, и если он не пытается жить по Божьим законам, то душа его все ближе подходит к дьявольским измерениям, а значит, и творчество может оказывать все более губительное воздействие. Что касается людей искусства, то они, в свою очередь, как правило, избегают религии, т.к. боятся быть ограниченными какими-то рамками.

Иван Жук отмечает, что в последнее время наиболее популярной становится африканская культура. Почему? Мир постепенно духовно выхолащивается до того уровня, на котором находятся народы Африки, среди коих процветает шаманизм, являющийся по сути своей бесоподобной культурой. Т.к. мир все больше забесовывается и религиозные постулаты никого не интересуют, то популярность Африки растет.

Культура любого народа начинается с культа, иными словами с религии, которую он исповедует. В России уже больше тысячи лет главенствующей религией является православие. На нем-то, по мнению Ивана Жука, и держатся все наши вековые традиции.

«Если мы хотим оставаться отдельным народом, цивилизацией, то должны придерживаться своей культуры. У нас были эпохи, когда мы пытались походить на немцев, англичан, французов, теперь мы косим под американцев. В результате всего этого получается только смех. Потому что не может слон превратиться в мышь, как бы ему ни хотелось, или в антилопу, как бы красиво это ни было; все равно он — слон и должен жить по своим слоновьим законам. И более того, мы никому не нужны, когда пытаемся быть не самими собой. Ни мы, ни наша псевдокультура. Ведь как ни крути, у американцев снять кино про Терминатора получится намного лучше, чем у нас. И наоборот, ни один китаец не сможет изобразить из себя настоящего православного человека. От нас ждут пока что все-таки чего-то более душевного, а возможно — и духовного. А мы, за исключением редких случаев, даже и не пытаемся ничего делать в лоне своих традиций. Хотя, на мой взгляд, это единственное, чего от нас хотят в мире и что мы можем делать по-настоящему. Мы постоянно ориентируемся на Запад, и главная проблема — отсутствие чувства собственного достоинства, как раз того, что дает нам православие. Если человек чувствует рядом присутствие Бога, это придает ему силы даже в самых невыносимых условиях. У нас были репрессии, и люди спокойно шли на смерть, для этого надо иметь очень сильную внутреннюю уверенность в том, что Бог есть».

Свои работы Иван Жук создает в тандеме с еще одним фотографом — Игорем Тыртовым. Он — ответственный за обработку снимков в программе Photoshop. Игорь и Иван вместе работали в просфорне, где и познакомились. Благодаря схожему мировоззрению они отлично понимают друг друга, и Ивану не приходится долго объяснять, какой он видит конечную фотографию.

Фотография для Ивана Жука — это попытка запечатлеть образ той России, которую мало кто видит. Он снимает незаметных людей: служителей церкви, послушников, монахов, юродивых. Многих из них приходится долго уговаривать. Ивану это сделать проще, т.к. он живет в монастыре уже 15 лет, и его не воспринимают как чужака, от которого можно ожидать подвоха. Каждый кадр Ивана Жука скрывает за собой целую историю запечатленного на нем человека. Фотограф утверждает, что снимает только достойных людей, про которых есть что сказать.

Иван Жук воспринимает свои фотографии не только как самостоятельные работы, но еще и как подготовительный материал к фильмам — наработки для будущих сценариев. По профессиональному образованию он сценарист, окончил ВГИК в 1976 г.

«Моя личная цель — снять православный фильм, показать это мировоззрение, попытаться немножко разбить стену непонимания, которая возникла между искусством и религией. Если ее преодолеть, это пойдет на пользу как людям религии, так и людям искусства, да и обществу в целом».

При разговоре на эту тему фотограф упомянул статью, написанную московским священником Артемием Владимировым, ее содержание сводится к следующему: многие, придя в православие, думают, что, отказавшись от творчества, они будут ближе к Богу, но это неправда. Важно отказаться не от творчества, а от греховных устремлений в этом творчестве.

Кино как вид искусства устраивает Ивана Жука больше, чем фотография, потому что дает возможность отобразить в динамике процессы изменения души человека под воздействием веры. Ему важно показать развитие судьбы, как на нее влияет православие, как меняется взгляд на вещи. В религиозных фильмах зачастую делается упор на предсказания и чудеса, творимые святыми и пророками. Но самое главное чудо, как говорит Иван Жук, — это когда разрушитель становится созидателем, когда вера оживляет человека, осветляет его разум, облагораживает помыслы и придает новые силы.

В наше время люди, к сожалению, предпочитают снимать и смотреть насилие, убийства, реки крови. Эстетика постмодернизма отрицает какой бы то ни было смысл и пытается все свести к хаосу: «Человек должен искать смысл, если мы не будем этого делать, то превратимся в антилюдей. Сейчас какому-нибудь подростку можно дать мобильник, самый простой компьютер, чтобы сидел в интернете — и все, больше ему ничего не надо, с него можно снять штаны, а он и не заметит, т.к. это не имеет для него смысла. Или другой вариант: Ксения Собчак — несчастная девочка, она разрушает себя и всех окружающих, а ее выставляют как ориентир для подражания. Так распылять саму себя изнутри — этому можно только ужасаться, все равно, что если б человек взял молоток и стал бить себя по ногам, по рукам, летела бы кровь, мясо, а он бы этого не замечал. Возможно, в дальнейшем ей и удастся прийти к нормальному мировоззрению, но тогда она перестанет представлять интерес для телевидения».

Иван Жук обратился к православию очень давно. В детстве его водила в храм бабушка, а в студенчестве он пришел туда сам, уже осознанно сделав свой выбор. Желание заниматься творчеством и вера в Бога никогда не противоречили друг другу в его душе, напротив, из его слов вытекает, что и то, и другое способно направить на путь истинный. Как сказал старец Паисий Афонский, православность человека заключается в том, что он накапливает в себе элементы добра. Если к нему придут разбитые несчастные люди, он своим примером должен показать, что такое праведная жизнь; не крича, не ругая и не призывая немедленно покаяться. Вот основная задача нашей веры. «И у искусства, я думаю, должна быть та же цель», — добавляет от себя Иван Жук. 

01
«Провинциальный священник отец Виталий с матушкой Ольгой», 2005

02
«Бродячая монахиня матушка Соломия», 2006

04
«Юродивый Миша», 2006

06
«Рабочая династия. Просфорники Данилова монастыря дядя Алик с сыновьями Димитрием и Никитой», 2006

07
«Старец Илий», 2007

Все фотографии: © Иван ЖУК, Игорь ТЫРТОВ 

Источник