Categories:

Екатерина Федоровна Савинова

25 апреля 1970 года ушла из жизни Екатерина Федоровна Савинова, советская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР (1965).


Екатерина Федоровна Савинова известна большинству зрителей по фильму «Приходите завтра», где она сыграла главную героиню Фросю Бурлакову. Впоследствии это имя стало  нарицательным. Добрая, наивная, талантливая девушка из провинции.  Картина во многом автобиографична. Автор сценария – Евгений Ташков, муж  Е. Савиновой, писал сценарий специально для нее. Но это не первая  картина. На тот момент Савиновой 36 лет. 

Родилась Екатерина Савинова в селе Ельцовка Алтайского края, кроме  нее у родителей было еще 3 детей. После школы Екатерина Федоровна  поехала в Москву, учиться на артистку. Как и в фильме опоздала к экзаменам, проучилась полгода в Землеустроительном институте, потом поступила во ВГИК, но через полгода была отчислена. Руководитель курса Василий Ванин объяснил это тем, что она хорошая актриса для театра, но не для кино. Но Савинова не сдавалась. И позже поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.  

По воспоминанию Евдокии Бурлаковой:

После окончания школы… Катя твёрдо решила учиться на артистку. Время было трудное, военное. Мать Кати Мария Семёновна отговаривала её ехать в Москву, где жил старший брат Александр, повременить с учёбой, потому что не с чем было отправлять её, не во что было даже одеть. Но Катя чувствовала уверенность в своих силах и решила во что бы то ни стало добиться своей цели, убедив мать в правильности своего поступка. Тогда Мария Семёновна обменяла последнюю картошку у эвакуированных литовцев (в то время их много жило в Ельцовке) на шерстяное платьице, голубенькое с белым воротничком, в котором Катя и приехала в Москву. И, наверное, не случайно в кинофильме «Приходите завтра…» есть фрагменты, где Катя говорит о мамином праздничном платье.

Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. Рукописи, воспоминания, фильмография / Вступ. ст. Е. В. Огневой. — Барнаул: АЗБУКА, 2011. С. 81.

Ее первая работа – роль в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки».  В это время Е. Савинова еще училась во ВГИКе. Ей было 23 года.  Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с  ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди,  жизнь только начиналась.

Кинематограф был ее единственной мечтой. Савинова – очень цельный  человек. Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом в  три с половиной октавы, она все-таки ждала ролей в кино и не променяла  мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы. 

В отсутствии предложений от режиссеров, она поступит в институт  имени Гнесиных и закончит его с отличием. Но еще во время учебы она  получит два предложения – выступление на сцене Большого театра и поездки  по стране с оркестром. Она откажется… 

В кино ей будут предлагать главные роли, делать пробы, утверждать,  но потом в последний момент вдруг отказывать, смущенно извиняясь. Причина – черный список, куда Савинова попала после пощечины, которую она дала Ивану Пырьеву за домогательства режиссера к молодой студентке. Пырьев в те годы обладает реальной властью, он глава "Мосфильма" и председатель оргкомитета Союза кинематографистов СССР. 

В 1995 году вышел документальный фильм из авторского цикла актёра театра и кино, народного артиста России Л. А. Филатова, где последний говорил:

Я советовался с близкими людьми Екатерины Савиновой, и мы договорились не рассказывать какие-то истории из её жизни, потому что это потребовало называние каких-то фамилий ещё. …И всё-таки одну историю, не называя имён, не называя фамилий, постараюсь пересказать. Дело в том, что на одной из ранних своих картин к Екатерине Савиновой проявил чисто мужской интерес, причём очень активный, режиссёр картины, который по совместительству был ещё и высоким чиновником от искусства. …в общем, получил за это пощёчину. …Но прошло время и на этом, как бы, дело не закончилось. И этот режиссёр, теперь уже, как сановник, продолжал принимать участие в судьбе Екатерины Савиновой. И с той поры, в какой бы основательной, серьёзной картине она не была утверждена…, не смотря на охоту режиссёров её снимать, потому что все понимали масштаб её дарования — она не снималась в этих картинах. Постоянно поступал „высокий“ запрет и Савинова снималась только в таких проходных, никчёмных, маленьких, неинтересных ролях.

Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. Рукописи, воспоминания, фильмография / Вступ. ст. Е. В. Огневой. — Барнаул: АЗБУКА, 2011. С. 204—205.

Список картин, в которых она снялась, значительный, но в основном  это роли эпизодические – продавщица апельсинов в «Зигзаг удачи»,  активистка в «Медовом месяце» и т. п. Были и главные, но эти фильмы мало  кто помнит – "Таинственная находка", "В один прекрасный день", "Тень у  пирса". 

Екатерина Савинова сама придумывала свои роли, помогала режиссерам  своими находками, жизненными наблюдениями. Она обладала уникальным  талантом – замечать и запоминать увиденные жизненные ситуации, потом в  перерывах режиссерской работы ее мужа, они вместе будут ездить с  концертами, и она со сцены будет рассказывать замеченные ею случаи. 

На съемках «Приходите завтра» она заболеет. Скажется, вероятно,  нервное напряжение нескольких лет, невостребованность, нереализованность  ее огромного таланта, постоянные отказы режиссеров. Фильм «Приходите  завтра» будет сниматься на Одесской киностудии, подальше от высокого  начальства, в очень напряженном режиме – 31 съемочный день за 30  календарных. О том, что у актрисы температура 37 с небольшим держится  уже несколько месяцев, станет известно не сразу. Врачи долго не смогут  поставить диагноз, перенаправляя ее друг к другу. А в это время  заболевание будет развиваться, основной удар придется на нервную  систему, как самое слабое место в организме. В общей сложности она  проболеет 9 лет, до конца жизни. По 2-4 месяца в году она будет  находиться в больницах. Периодически ей будет казаться, что она  полностью выздоровела, но болезнь будет возвращаться снова. Екатерина  Федоровна будет то писать заявление об увольнении, то о приеме на работу  обратно в театр. 

В 1970 году она оставит два письма – мужу и сыну и уедет в Новосибирск, к сестре. Там ее жизнь трагически оборвется под колесами поезда.

25 апреля, прежде, чем уйти из квартиры сестры, Екатерина Фёдоровна помыла в доме все полы. Затем отправилась к своей подруге на проспект Карла Маркса.

— Пойдём со мной в церковь петь на клиросе, — предложила она ей. — А то у меня пенсия всего 40 рублей, не знаю, как жить дальше.

Подруга Клара отказалась. Но перед тем как Савинова ушла от неё, написала на листке бумаги свой телефон:

— Как дойдёшь до дома — позвони.

Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека. Как выяснилось позднее, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд.

— Никаких документов при ней не нашли. Только на клочке бумаги был записан ваш телефон, — объяснили ей следователи.

По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд. Но этот состав ушёл, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Стрелочница пыталась её остановить, кричала: "Стой, что же ты делаешь?". Но это не помогло...

Говорят, что перед своей гибелью Екатерина Савинова сходила в церковь. Тогда как раз шла Пасхальная неделя. Екатерина Фёдоровна спросила батюшку: "Если наложишь на себя руки — это грех?". Батюшка ответил, что грех. "А если в Пасхальную неделю?". Ей сказали, что в это время все грехи прощаются...

 Сын Екатерины Савиновой, Заслуженный артист России, актёр театра и кино Андрей Ташков, вспоминал:

...пока отец был на съёмках, мама незаметно для домработницы, которая за ней присматривала, выскользнула из дома и уехала в Новосибирск к сестре. Пробыла там месяц, писала оттуда письма. Она была, как рассказывала сестра, в ровном расположении духа. Но однажды утром встала, вымыла в доме полы, прибралась и ушла на вокзал. Там всё было кончено: она бросилась под поезд, не вынеся болезни. Первым, кто рассказал мне, как она погибла, был мой друг Гена. Он всё узнал от своих родителей-актёров. Мама написала мне прощальное письмо, которое я увидел позже.

Андрей Ташков: «Все живы в моем сердце...». Часть 4, Издательство «Семь Дней» (2012). 

Когда Андрей Ташков в 2016 году побывал на родине своей матери, в селе Ельцовке Алтайского края, он рассказал следующее:

Когда мама ушла, мне было 13 лет. Многие годы перед гибелью она тяжело болела. Она почему-то считала, что может заразить меня и намеренно отстранялась. Позже я понял, что мама была права, болезнь, даже незаразная, способна передаться через энергетические каналы. Поэтому я плохо помню её, у меня нет какого-то сложившегося образа матери. Но я точно знаю — всё, что есть хорошего во мне, это от мамы.

АДАМАЙТЕС, АННА. Сын «Фроси Бурлаковой» впервые побывал на малой родине матери, Комсомольская правда (27.05.16).

 Народная артистка СССР, актриса К. С. Лучко в своих мемуарах писала: 

И вот теперь, когда я думаю о Кате, я говорю себе: „Ну что же мы за люди?! Мы проходим мимо талантливых актёров, дарование которых не умещается в привычные рамки, говоря при этом, что актёры — это штучный товар. Катя могла бы сыграть множество ролей, у неё был редкий голос, но она была никому не нужна“.

Лучко К. С. Я — счастливый человек. — М.: Вагриус, 2006. — С. 281.

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского  монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: 

Актрис такого уровня, как Катя, у  нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит  какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать  неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень  открытым человеком. 

Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль  профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь  он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух  может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы  искусству – Станиславский и Савинова. 

Слова Б. В. Бибикова также пересказывал народный артист РСФСР, кинорежиссёр и актёр Н. С. Михалков. Помимо этого, Н. С. Михалков отзывался об актрисе следующим образом: 

Екатерина Савинова, её талант и безграничная преданность профессии воплотили в себе лучшие традиции уникальной русской актёрской школы.

ИГНАТОВ, ДМИТРИЙ. Никита Михалков поздравил жителей Алтайского края с открытием музея Екатерины Савиновой, Комсомольская правда (27.12.11).

Екатерина Савинова была похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

Новосибирский депутат Сергей Бондаренко вспоминал:

Я поехал на Клещихинское кладбище, <…> после долгих поисков разыскал могилу (толком сказать, где именно она находится, никто не мог) и, подойдя к ней поближе, невольно остановился и замер. Ржавый металлический памятничек треугольной формы, холмик уже почти сровнялся с землей, вокруг, действительно, низина. Но не эта печальная картина поразила меня, поразила фотография актрисы — удивительно светлая, добрая. И вспомнился невольно образ народной любимицы Фроси Бурлаковой, многое вспомнилось и о многом подумалось…

В 2006 году состоялась церемония перезахоронения останков актрисы в более престижной части кладбища за 77-м участком, также был возведён новый монумент. На церемонию приехали вдовец Савиновой режиссёр Евгений Ташков и её сын Андрей Ташков со своей женой артисткой Еленой Кореневой.

  • Прах Екатерины Савиновой перенесут в сухое место. Газета "Вечерний Новосибирск". Дата обращения: 8 апреля 2015.

В 2011 году, в день 85-летия со дня рождения актрисы, по распоряжению губернатора Алтайского края А. Б. Карлина в её родном селе был открыт Мемориальный музей заслуженной артистки РСФСР Е.Ф.Савиновой, имеющий статус филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Музей разместился в доме, ранее принадлежавшему семье Бурлаковых.

  • Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая: фотоальбом. — Барнаул: Алт. дом печати, 2014. — С. 130.

В честь Екатерины Савиновой названа улица в родном селе.


Фильмография:

1. Кубанские казаки - 1949 - Любочка

2. Лена - 1950

3. Сельский врач - 1951

4. Степные зори - 1952

5. Алёша Птицын вырабатывает характер - 1953 - продавщица мороженого

6. Таинственная находка - 1953

7. Чук и Гек - 1953

8. Большая семья - 1954 - Дуняша Журбина

9. Дети партизана - 1954 - старуха

10. Баллада о солдате - 1955 - эпизодическая роль проводницы

11. В один прекрасный день - 1955 - Екатерина Воропай

12. Тень у пирса - 1955 - Клава Шубина

13. Медовый месяц - 1956 - Зоя

14. Человек с планеты Земля - 1958

15. Косолапый друг - 1959

16. Колыбельная - 1960 - Ольга

17. Месть - 1960

18. Приходите завтра - 1963 - Фрося Бурлакова

19. Женитьба Бальзаминова - 1964 - Матрёна

20. Ко мне, Мухтар! - 1964

21. Дорога к морю - 1965

22. Жажда над ручьём - 1968

23. Зигзаг удачи - 1968 - продавщица апельсинов

24. Расплата - 1970


Источники: 

Неофициальный сайт актрисы

Савинова, Екатерина Фёдоровна. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Екатерина Савинова

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded