dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля (окончание)


Хотелось бы непременно упомянуть ещё многих прекрасных музыкальных педагогов, также российских репатриантов.

Говоря о музыкальном образовании в стране, мы вспоминаем не только тех энтузиастов из России, кто стремился к обучению детей и взрослых ещё в стародавние времена, начиная с периода второй алии (1904–1914). Ещё с бόльшим основанием надо говорить о крупных деятелях следующих поколений, появившихся после возникновения солидных учебных заведений, которые пользуются теперь уже международным авторитетом. В первую очередь имеются в виду обе музыкальные Академии – в Иерусалиме и Тель-Авиве.

Первая из них стала поистине храмом искусств. От её возникновения неотделимо имя Йохевед Достровской-Коперник, которая в 1947–1979 годы возглавляла Академию, а после выхода на пенсию была возведена в ранг почётного Президента Академии музыки и танца им. Рубина в Иерусалиме34. В истории Тель-Авивской Академии музыки (сейчас она носит название Высшая Школа музыки им. Бухмана-Меты.) и в современном её функционировании также можно найти немало имён русских евреев.
 

Во многих музыкальных школах (в Израиле они называются консерваторионами) и колледжах, наряду с уроженцами страны, ведут занятия выходцы из России. В солидном колледже Левински музыкальным отделом руководит д-р Рита Фломенбойм35. В названии музыкальной школы Холона увековечено имя Давида Шора. Эта школа – наследница той академии, которую организовал в своё время сын Д. Шора – Евсей (Иегошуа). Музыкальная школа в Ариэле носит имя известного русского пианиста Генриха Нейгауза. Возглавляет её живущий в Ариэле Нейгауз-младший, внук родоначальника знаменитой русской фортепианной школы. Таких примеров – множество.

Музыкально-образовательные задачи, решаемые традиционно проводимыми международными мастер-курсами, проводятся и русскими педагогами, живущими в Израиле, а также регулярно приезжающими из России. Так, большим авторитетом в мире пользуются мастер-курсы «Кешет-Эйлон» для молодых скрипачей, проходящие под эгидой знаменитого Шломо Минца (рожд. в России). Уже ряд лет руководит курсами «русский» израильтянин Ицхак Рашковский, являющийся также профессором Лондонского музыкального колледжа. Прекрасно зарекомендовали себя международные фортепианные мастер-курсы «Хай-Тек», основателем которых была светлой памяти Марина Бондаренко, приехавшая в своё время из Москвы. С функционированием этих курсов уже давно связаны имена профессоров Тель-Авивской Академии музыки Виктора Деревянко и Эмануэля Красовского.

 
Обратимся ещё к одной из важнейших сфер культурной жизни Израиля. Это – оперное искусство, которое заслуживает особого разговора. Его история на этой земле также обнаруживает русско-еврейские связи, растянувшиеся на годы. У Йоаша Хиршберга читаем: «Программа организации оперного театра в Палестине разрабатывалась одновременно в России и в Палестине»36. Вдохновителем самой идеи организации оперного дела здесь, в новом ишуве Еврейской общины, назван нами Мордехай Голинкин. Несопоставимы в его время были мечтания и возможности. Но сам факт роли в таком многотрудном деле русского дирижёра многозначителен.

Ещё одна неординарная личность более позднего времени – энергичная американская певица Эдис де Филипп, возглавлявшая плодотворно функционирующую в 1947–1982 годах Израильскую оперу,  родом была из русской семьи Филипповых.

К созданию оперы в Израиле относятся не только организация в стране оперного дела, но также попытки, ещё начиная с 20-х годов, создания русско-еврейскими композиторами оперных произведений. В основе их замыслов лежали сюжеты из еврейской истории. Это относится и к упоминаемой ранее работе Михаила Гнесина над оперой «Юность Авраама» на библейский сюжет, которую, несомненно, следует признать попыткой создания еврейской гранд-оперы в стиле оратории.  Относится это и к опере «Первопроходцы» Якова Вайнберга, члена Общества еврейских композиторов из Петербурга37. Такова же и опера Марка Лаври «Страж Дан», которую считают первой оригинальной оперой, поставленной в Палестине38.

В 80-е – 90-е годы труппа Новой Израильской оперы значительно пополнилась певцами из России, как соответственно и оперный (Ришонский) оркестр.

Вспомним ещё

- что  учреждение и функционирование в Израиле престижного международного фортепианного конкурса  им. Артура Рубинштейна39, ставшего на мировой арене в один ряд с российским конкурсом им. Святослава Рихтера и американским им. Сергея Рахманинова, инициировал Яков Быстрицкий, двоюродный брат известной актрисы Элины Быстрицкой;

- что с 1998 г.  художественным руководителем Международного конкурса камерной музыки в Иерусалиме является бывшая москвичка Елена Башкирова, а конкурса фортепианных дуэтов им. Любы Брук в Нетании – бывший ленинградец Леонид Спивак;

- что организатор и руководитель замечательных исполнительских коллективов – «Этерна музыка» и «Этерна опера», дирижёр Илья Плоткин пел прежде в центральных синагогах Москвы, а затем и Иерусалима. Показательно, что его хор начал своё существование в Израиле с освоения богатейшей русской литургической музыки.
 

Присутствие в музыкальной жизни Израиля русского элемента в лице названных ярких исполнителей, а также композиторов-евреев создаёт в стране особую духовную атмосферу. В профессиональной судьбе многих из них сыграла роль учеба в советских музыкальных вузах, где, как известно, главенствовали традиции русских школ. Однако наряду с естественным претворением их влияний в творчестве композиторов-репатриантов зачастую можно обнаружить своеобразные напевы и тех мест, где обитали и откуда прибыли создатели произведений, –  будь то Украина, Молдавия, Грузия, страны Прибалтики или Средней Азии. Чрезвычайно интересный сплав создаёт взаимодействие этого своеобразия с духовными импульсами исконного еврейства в музыке Марка Копытмана, Иосифа Барданашвили, Ариэля Давыдова, Беньямина Юсупова и некоторых других авторов весьма интересных произведений.

Композиторы из России, кто давно, кто недавно ставшие жителями Израиля, проникаются глубоким интересом к истории народа, с которым связаны от рождения и в среде которого они теперь пребывают. Это вдохновляет их на неординарные, очень заметные в музыкальной жизни страны и за её пределами творческие решения.

Таковы, к примеру, «Голос памяти» Марка Копытмана – симфоническая поэма с включением живого голоса йеменской певицы;  сравнительно недавно созданная опера Иосифа Барданашвили (р. 1948, в Израиле с 1995) «Путешествие в конец тысячелетия» по мотивам романа А. Б. Йегошуа, постановка которой стала событием в культурной жизни страны. Упомянем также опус Иосифа Дорфмана  «Двенадцать колен Израиля», иллюстрируемый текстами из Танаха и изображением витражей Марка Шагала; симфонию «Яффо» Ильи Хейфеца40; композиции Беньямина Юсупова, среди которых новый израильский балет «Биение жизни», инструментальные концерты, скрипичный и виолончельный41. Эти последние опусы композитор посвятил знаменитым израильским солистам-инструменталистам. Каждый из концертов прозвучал с успехом на премьере соответственно в исполнении упомянутых прежде прекрасных музыкантов, – Максима Венгерова и  Миши Майского.

 
Многие и многие выходцы из СССР/СНГ, репатриировавшись в Израиль, привнесли в музыкальную культуру страны не только традиции высокого профессионализма, но и свежее восприятие самой атмосферы, ауры библейской земли. Они демонстрируют в своих творениях как бы «взгляд со стороны» на историю древнего народа, что, несомненно, обогащает еврейскую культуру. Всё в этой новой музыке соответствует реалиям нынешнего времени, написано современным языком, что особенно присуще группе композиторов так называемого «Нового течения», инициатором которого в Израиле стал названный выше Беньямин Юсупов.

Это заметно и в некоторых произведениях участниц Всеизраильского форума женщин-композиторов, куда входят в числе других, бывшая рижанка Сара Фейгин, бывшая москвичка Елена Соколовская из знаменитой московской музыкальной семьи42 и др. Напомним, кстати, что первая израильская женщина-композитор Вердина Шлёнская (1905–1990) в своё время (1931) также иммигрировала в Эрец-Исраэль из России. Вспомним, что брат Вердины Авраам Шлёнский был выдающимся ивритским поэтом-новатором и критиком, оказавшим значительное влияние на литературную жизнь Палестины.

Композиторское творчество в Израиле вообще весьма многообразно и не в меньшей мере, чем исполнительство израильских музыкантов, позволяет говорить о существенном вкладе иммигрантов из России и стран СНГ в общий арсенал культуры страны.

 
У некоторых самобытных израильских музыкантов взаимодействие многих импульсов, какие «излучает» земля Израиля, её культурная атмосфера находит отражение и в исполнительском облике. Ярчайший пример – выступления гастролирующего по всему миру скрипача-виртуоза Сани Кройтора, уроженца Бессарабии (в Израиле с 1993). При всей универсальности исполнительской палитры, его собственной и сопровождающего ансамбля, в ней явно обнаруживается связь с импровизационным искусством бессарабских (молдавских) скрипачей – лэутаров (лэута – старинное название скрипки в народе), игра которых часто соединялась с клезмерской в быту молдавского народа. Так же органично выглядит внедрение молдавских элементов в различные клезмерские программы израильских инструментальных ансамблей. К примеру, широко концертирующий инструментальный квинтет «Бессарабия» (струнный квартет в ансамбле с ведущим кларнетистом Мишей Городецким), в котором музицируют приехавшие из Кишинёва инструменталисты.

Из Молдавии прибыла в Израиль целая когорта замечательных музыкантов. Часть выпускников Кишинёвской Академии музыки вошли в состав ИФО и Ришонского оркестра. Кроме них, это пианистка Раймонда Шейнфельд, певицы Слава Казанцева, Элла Брайман, замечательный гитарист Михаил Машкауцан, с успехом культивирующий при участии разных солистов жанр шансона, блестящий аккордеонист Эмиль Айбиндер, по инициативе которого был открыт класс аккордеона в Иерусалимской Академии музыки, искусные кларнетисты-импровизаторы братья Городецкие, сёстры Тушмаловы, концертирующие в фортепианном дуэте. С успешно гастролирующим камерным хором Иерусалимской академии музыки (рук. Стенли Спербер) плодотворно работает пианистка Ирина Лункевич. В Тель-Авивской академии музыки много лет занимается с вокалистами опытный концертмейстер – педагог Рая Трейбич.

Целая группа выходцев из Молдавии составила педагогический коллектив консерватории в Реховоте во главе с директором Ритой Винокур. Музыкальные события в Бейт-Шемеше во многом обязаны творческой инициативе выпускника Кишинёвской Академии музыки Николая Фридмана и его супруги Марины (она из Баку), возглавляющих местную музыкальную школу. Этот список можно было бы продолжать и продолжать…

Коль речь зашла о музыкантах из стран СНГ, напомним, что прекрасный пианист Александр Корсантия приехал из Грузии, знаменитый джазист, преподающий в Иерусалимской Академии музыки, Слава Ганелин и певица-педагог Нехама Лифшиц – из Прибалтики, джазовый пианист-импровизатор Леонид Пташка – из Баку, пианист Бронфман и композитор Юсупов – из Ташкента,  и т. д. и т. п.

Но самое главное – замечательные музыканты российского «разлива» привезли с собой высокую культуру исполнительских и композиторских школ, их устоявшиеся традиции. Трудно выделить какую-нибудь из областей музыкальной жизни, где бы выходцы из СССР/СНГ ни проявили себя наилучшим образом, приобретя известность в мировых масштабах, но теперь уже как представители израильской культуры.

С импульсами местного происхождения соединяются богатейшие традиции русской культуры страны Чайковского и Рахманинова, Шостаковича и Прокофьева.

 Конечно, ощущается влияние и иных культур. В большой мере это присуще также коренным израильтянам – во всяком случае, тем из них, которые стремятся расширить и разнообразить рамки своего профессионального образования. Иногда это связано с поисками дополнительных импульсов для вдохновения.

Завершая  разговор на столь обширную тему, хочется ещё раз подчеркнуть, что культурное пространство Израиля в области музыкального искусства, давно уже немыслимо без участия русских евреев. Оценивая их вклад в музыкальную культуру страны, еще раз воздадим должное благословенной памяти большим музыкантам, которые внесли свой неповторимый вклад в отечественную музыкальную культуру, но, к сожалению, уже покинули этот бренный мир.

Повторим снова – мечтания далёких лет, жившие в неспокойных душах предшественников, украшавшие их жизнь и казавшиеся утопическими, превратились в явь.

 
Нам удалось коснуться  лишь некоторых граней общего вклада выходцев из России (СССР/ СНГ) в культуру Израиля. Однако из  изложенного  видно, сколь многообразно его проявление.

Маленькая страна с весьма развитой музыкальной жизнью – вот что такое современный Израиль. Иногда даже возникает впечатление некоторой её перенасыщенности. Так что вполне закономерно, что многие устремляются в своих творческих побуждениях и планах за пределы страны. Среди них оказываются и русские евреи, ставшие израильтянами. В том числе и те, кто на себе испытал то, что называлось в «стране победившего социализма» БЫТЬ НЕВЫЕЗДНЫМ.  Теперь это вспоминается как дурной сон...

 
Одним словом, современный музыкальный Израиль открыт миру…  И это главное.

____________
34 См.: Б.Бергинер-Тавгер.  Выходцы из России у колыбели Иерусалимской академии музыки // РЕВЗ. Т.11. С.130-139.     
35 Дипломную  работу  писала и защищала под моим руководством в Кишинёвской Академии музыки, докт. дисс. («Национальная школа еврейской художественной музыки») выполнила в Бар-Иланском ун-те.
36 Хиршберг… С.85.
37 В Эрец-Исраэль  приехал в 1923 г.; постановку своей оперы сумел осуществить лишь в Америке.
38 Хиршберг…С.99.
39 В 2008 г. состязание пианистов в Израиле проводилось уже в 12-й раз.
40 См: П.Юхвидин. Корни и кроны Ильи Хейфица // Музыкальный интернет-журнал «Израиль ХХI». См. там же: И.Хейфец. Российские корни израильской музыки // Музыкальный интернет-журнал «Израиль ХХI».
41 Беньямин Юсупов представляет московскую школу; в Израиле с 1990, лауреат премии им. Энгеля. 
42 Прародительница её семьи – известная пианистка Елена Бекман-Щербина, дед Елены – музыкальный теоретик и педагог Сергей Скребков.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments