dem_2011

Categories:

Такая разная неволя. История успешного угона самолета, обернувшегося сущим адом

История  знает немало примеров, когда люди пытались по тем или иным причинам  угнать самолет. К счастью, большинство таких эпизодов заканчивались  арестом «пилотов», а пассажиры спокойно отправлялись по домам. Но были и  иные прецеденты. В конце 1990-го на самом закате Советского Союза,  группа заключенных, которых самолетом этапировали в места не столь  отдаленные, смогла захватить воздушное судно и направить его… в  Пакистан. Как развивались события – в нашем материале.

15 арестантов и трое конвойных

Именно  столько заключенных должны были доставить из якутского городка Нерюнгри  непосредственно в Якутск, между которыми около 800 километров по  прямой. Перемещение «спецконтингента» именно самолетом обуславливалось  инфраструктурой крайнего Севера. Дорог в тех местах было немного,  расстояния – огромные. Зато внутренняя авиация была развита на отличном  уровне. В общем, перевозка заключенных самолетами была вполне  распространенной практикой. Хотя в районах, где автомобильные или  железные дороги были повсеместно, арестантов возили, соответственно,  наземным транспортом.

19  августа 1990-го должен был состояться очередной рутинный рейс, часть  пассажиров которого составляли подследственные СИЗО Нерюнгри. Стоит  отметить, что среди них были действительно опасные бандиты: убийцы,  воры, рэкетиры и (что символично) угонщики транспорта. Всего – 15  человек. Поразительно, но такое количество «урок» сопровождали всего три  представителя силовых структур. Более того: на всех преступников  нашлось всего три пары наручников. Тем, кому их не хватило, ехали как  обычные пассажиры. Достоверно неизвестно, почему так произошло. По одной  из версий руководство СИЗО рассудило, что арестанты с самолета никуда  не денутся, даже не допустив мысли о возможном угоне транспортного  средства. Что, в общем-то, и произошло позднее.

Тревога стюардессы и угрозы взрыва

Как  говорится в таких случаях, ничего не предвещало беды. Самолет, на борту  которого в общей сложности находилось 58 человек (включая преступников)  спокойно взлетел. Впрочем, уже через несколько минут стюардесса  передала пилотам сигнал тревоги. Еще через несколько мгновений она лично  зашла в кабину и передала записку. Тогда стало ясно: самолет захвачен. В  случае невыполнения требований его грозились взорвать.

Тем  временем в салоне разыгрывалась драма. Лидер бандитов (некто по фамилии  Исаков) достал из-под одежды обрез (его ему передал один из  подкупленных сотрудников СИЗО), направил его на женщину с ребенком и  приказал конвоирам отдать ему оружие. Еще один арестант достал мешок, из  которого беспорядочно торчали провода, и заявил, что это бомба.

В  целом, расчет преступников по захвату самолета был верным. Конвоиры не  стали начинать перестрелку. Пули могли легко пробить корпус воздушного  судна и вызвать взрывную декомпрессию, тем самым обрекая жизни всех  находившихся на борту на верную смерть. Тем более, была вероятность, что  «шальная» пуля попадет в кого-то из пассажиров.

Возвращение и дозаправка

Чуть  позже главарь банды Исаков пришел в кабину к пилотам. Никаких  радикальных действий он не предпринимал, но приказал экипажу  возвращаться обратно в Нерюнгри, где нужно было забрать еще несколько  преступников. Милиция подготовила группу захвата, но решила не  рисковать, и освобождение заложников отложили.

Зато  лайнер дозаправили. Более того, власти пошли навстречу преступникам и  выполнили их дополнительные требования: выдали автоматы, пистолеты,  бронежилеты и даже рации. Отказали разве что в парашютах:  воспользоваться ими на гражданском лайнере практически невозможно. С  другой стороны, и сами бандиты сделали определенный жест доброй воли.  Они отпустили всех женщин и детей. А еще шестеро из полутора десятка  преступников сами сдались милиции. Они грамотно рассудили, что за угон  самолета им «впаяют» лет 15. Как правило, это были те, кому по основному  преступлению грозили совсем небольшие сроки.

Параллельно  с «воздушными пиратами» пытались договориться мирно. К трапу пригласили  даже мать Исакова, чтобы та уговорила бандитов от сомнительной затеи.  Но тщетно.

А куда лететь?

После  провала «моральной» попытки освобождения оставшихся людей, самолет все  же вылетел. Изначально преступники приказали лететь в Новосибирск.  Правда, они быстро передумали и поменяли пункт назначения на Красноярск.  Там лайнер в очередной раз заправили. Следующей остановкой значился  Ташкент, до которого самолет долетел без особых приключений.

Именно  там у бандитов случилась «вилка». Они понимали, что хотят улететь за  границу. Но вот куда? На этапе формирования коварного замысла этим  вопросом они не задались. Поэтому, было решено ночевать в Ташкенте.  Пилотов отпустили в гостиницу. А вот сами террористы остались с  заложниками в самолете.

С  утра Ту-154 вновь взмыл в небо и направился… в Пакистан. Почему пал  выбор именно на эту страну (зная ее строгие, в том числе религиозные  законы) было загадкой. Даже силовые структуры СССР, все это время ведшие  самолет, отговаривали бандитов от такой затеи, предлагая лететь в  относительно благополучную Индию. Но нет. Террористы стояли на своем.

До  Пакистана долетели быстро. Едва оказавшись на территории этого  государства, местные ВВС тотчас послали истребители дабы сбить непонятно  откуда взявшийся самолет. Благо, экипаж смог убедить пилотов, что они  являются гражданским судно с террористами на борту.

Преступники  приказали посадить самолет в городе Карачи. Однако местные авиационные  власти не разрешили этого делать. Воздушному судну пришлось кружить над  пакистанской землей. И когда топлива оставалось совсем чуть-чуть,  диспетчеры все-таки дали «добро» на посадку.

Очень плохой выбор, но радушный прием

В  аэропорту самолет встречали, будто прилетели старые друзья.  Поздравления, объятия, вежливость… Правда, для террористов это была  ловушка. Местная полиция, отделив террористов от заложников, сопроводила  первых в участок. Но стражи порядка вели себя так учтиво, что те и  подумать не могли о чем-то плохом, наслаждаясь предстоящей. Полицейские  даже сделали снимок на камеру – на память.

Но  потом для угонщиков начался сущий ад. В полицейском участке на них  надели кандалы. Им вменили угон самолета, который по местным законам  карается смертной казнью. Зато заложники спокойно улетели домой.

Дальше  был суд. Воздушных пиратов приговорили к смертной казни. Однако учли,  что они являлись иностранцами, и наказание заменили двумя десятками лет  лишения свободы. Но хрен редьки не слаще. Быт в местных тюрьмах  ужасающий. Неудачливых угонщиков регулярно избивали сокамерники. Воды и  пищи катастрофически не хватало, кандалы, которые приходилось носить  постоянно, выматывали. Ирония судьбы: многие были готовы вернуться в  советские тюрьмы. Туда, откуда они так хотели сбежать.

Возвращение домой

Вернуться  удалось не всем. Двое преступников покончили жизнь самоубийством, еще  один умер от теплового удара. Все время заключения угонщики писали в  различные советские ведомства письма, чтобы им помогли с возвращением на  родину. И, стоит сказать, СССР делал все возможное. Однако отношения  между Союзом и Пакистаном после афганской кампании были, мягко говоря,  не очень. А распад СССР и вовсе отдалил перспективу возвращения – про  угонщиков просто забыли.

Однако  в 1998-м правительство Пакистана пошло навстречу бывшим советским  заключенным. В стране объявили амнистию, посвященную пятидесятилетию  независимости. И бывших угонщиков отпустили.

Правда,  долгожданная свобода обернулась новыми сложностями. Люди не имели  денег, чтобы добраться домой. Шестерых из восьми человек забрало  посольство в Россию. А вот двум украинцам повезло не так сильно. Их  следы оборвались в Пакистане.

Шестерых  новоиспеченных россиян хотели осудить за угон самолета еще раз. Однако  суд решил не выносить второй раз приговор за одно и то же преступление и  помиловал бывших бандитов. Впрочем, за прошлые грехи, из-за которых они  оказались в СИЗО в 1990-м, сроки им все же дали. И российская тюрьма  всем показалась санаторием, по сравнению с тем, что довелось пережить в  Пакистане.

Автор статьи: Алесь Крупский

Автор фото: из свободных источников

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded