Category:

Интересные факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина

1.  После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности  наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще  на 25 лет. Это решение об авторском праве помогло наследникам Пушкина,  но наследию писателя повредило: его книги издавали редко. В 1887 году,  спустя 50 лет после кончины Пушкина, любой издатель мог печатать его  произведения, никому ничего не заплатив. Когда Алексей Суворин в этом же  году выпустил первый десятитомник, читатели буквально снесли прилавок  и раскупили все экземпляры.

2. Александр Пушкин любил азартные  игры. Еще в лицейские годы писатель пристрастился к картам: он видел  в них поэзию риска, испытание судьбы. Самую популярную игру того  времени — в банк, или штосс, — он воспел в «Пиковой даме». Позже  с гордостью он писал в дневнике:  «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». 

Играл  Пушкин обычно неудачно. Перед Южной ссылкой 1820 года он поставил  на кон рукопись первого сборника стихов и проиграл. Выкупить ее назад  и издать удалось только через несколько лет. Пушкин и позже ставил свои  неопубликованные произведения.

Пушкин  проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только  что оконченную им пятую главу «Онегина». Ставка была принята, так как  рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие (Пушкин  получал по 25 рублей ассигнациями за строку), — и Пушкин проиграл.  Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло  на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и еще выиграл  тысячи полторы.
Николай Кичеев

3.  У поэта был вспыльчивый характер. Он вызывал противников на дуэль  и всегда носил с собой пистолет. Товарищ писателя Александр Вельтман  писал, что Пушкин сразу после пробуждения тренировал меткость и палил  из пистолета в стену, сидя голым в постели. Потом «прогулочное» оружие  сменила семикилограммовая металлическая трость для твердости руки при  стрельбе.

Иван Липранди вспоминал:  «Я знал Александра  Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности  <…> Пушкин обладал в высшей степени невозмутительностью… Когда  дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным как лед». Так,  например, на дуэль с Александром Зубовым Пушкин пришел с черешнями,  и пока оппонент целился в писателя, спокойно ел ягоды. Когда Зубов  промахнулся, Пушкин стрелять в ответ отказался. Этот эпизод позже лег  в основу повести «Выстрел».

4. У Пушкина были африканские корни. Смуглый «шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности» превратил свою внешность в одну из особенностей.

Он был франтом. Сергей Соболевский рассказывал, что юному поэту приходилось просить бережливого отца, «чтобы  ему купили бывшие тогда в моде бальные башмаки с пряжками, и как Сергей  Львович предлагал ему свои старые, времен Павловских». 

Однако  в своих нарядах Пушкин часто доходил до крайности. Так, например,  купеческий сын Иван Лапин писал в своем дневнике о встрече с Пушкиным  на Святогорской ярмарке 1825 года: «Некоторым образом удивил  странною своею одеждою, а например: у него была надета на голове  соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою  ленточкой, с железною в руке тростию, с предлинными черными  бакенбардами, которые более походят на бороду; также с предлинными  ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим  аппетитом, я думаю — около дюжины». Длинные ногти писатель отрастил  после лицея. Такими их поддерживал всю жизнь — они хорошо видны  на портрете Ореста Кипренского. Чтобы самый длинный из ногтей  не ломался, Пушкин носил наперсток.

5. Во время работы над  «Историей Пугачева» Пушкин побывал в деревне Берды Оренбургской  губернии, где была ставка мятежников. Здесь писатель опрашивал очевидцев  крестьянской войны о самозванце. Казаки недоумевали, почему приезжий  человек расспрашивал их с таким пристрастием о разбойнике и еще заплатил  за их рассказ. Они решили, что чужак подбивает их на бунт, и донесли  на него. Об этом вспоминал Владимир Даль, который путешествовал в то время с Пушкиным:   ««Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик,  волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под пугачевщину  и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей  на пальцах когти». Пушкин много тому смеялся». .

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded