dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Открытое письмо научных сотрудников Музея истории Десятинной церкви министру культуры Украины

"Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь." (2Фесс.2:7).

То, что творится на Украине, мало поддается разуму, так как разрушение культурных ценностей продолжается.

Знаменитая Десятинная церковь, памятник культуры Х века, поддается поруганию УПЦ МП (Украинской православной церковью Московского патриархата).  Памятник на грани уничтожения. И этому способствуют власти. Не знаю, поможет ли это Открытое письмо научных сотрудников Музея, ведь здесь не тот случай, когда министр может что-то решить, вряд ли он захочет уйти со своего поста, как мог бы сделать в знак протеста, не найдя понимания в Кабинете Министров и в администрации Президента, поддержав таким образом научных сотрудников Музея, но на самом деле – это глас вопиющего в пустыне, в которую постепенно превращается Украина.

Где мудрые мужи, почему они не вмешиваются, пока еще можно что-то сделать? Ну, нельзя же так, право,  быть равнодушными к своей многовековой истории.

Церковники потеряли стыд и совесть, считая Десятинную церковь своей приватной собственностью. На самом же деле, этот памятник принадлежит мировой культуре, ибо это первый каменный храм Киевской Руси, и Украина имеет на него только юридическое право, что совсем не означает, что государство должно позволять церковной строительной компании позволять разрушать, то что осталось, и возводить совершенное новое культовое сооружение.

Привожу письмо в переводе для ознакомления с ним всех русских и нерусских, понимающих русский язык, и неравнодушных к творимым безобразиям. (Приношу свои извинения тем, кого, возможно, зовут Александр, а я оставил инициалы как О, поскольку может быть и Олег).

Министру культуры Украины Кулиняку Михаилу Андреевичу
научных сотрудников Музея истории Десятинной церкви

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемый Михаил Андреевич!

Ведущие музейные заведения г. Киева все чаще оказываются в эпицентре общественно резонансных обсуждений и скандалов, конфликтов трудовых коллективов, что является следствием назначения на руководящие должности лиц без соответствующего специального образования и опыта работы в музейных учреждениях. Однако, недавние проблемы, которые возникли в связи с некомпетентностью руководства в Национальном заповеднике «София Киевская» и Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике, откровенно меркнут на фоне деятельности вновь созданного Музея истории Десятинной церкви, как раз существование которого активно скрывается от общественности.

Организацию и руководство музея без объявления конкурса на замещение должности было поручено Дорошенко П. В., или иеродиакону Ярославу – служителю незаконно действующего на территории Национального исторического музея Украины «Десятинного монастыря Рождества пресвятой Богородицы» УПЦ МП. Не имея специального образования и опыта работы в музейных и научных учреждениях, данное лицо было навязано директору Национального исторического музея Украины в качестве «заместителя по вопросам музеефикации Десятинной церкви» с единственной мотивацией наличия у Дорошенко П. В. светского опыта работы в частных строительных фирмах. Однако, поскольку за время его пребывания на должности продолжались археологические раскопки на территории церкви, и никаких шагов относительно музеефикации не было сделано, реальный опыт  деятельности Дорошенко П. В. на должности заместителя директора Национального исторического музея Украины ограничился лишь систематическим получением зарплаты.

После создания Музея истории Десятинной церкви Дорошенко П. В. (иеродиакон Ярослав) был переведен на должность директора данного музея, и, без создания профессиональной комиссии, занялся набором сотрудников методом личного отбора. Вследствие этого за короткий период им было принято на постоянную работу в музей свыше 50 сотрудников без соответственного образования и опыта работы, единственным «профессиональным» критерием для которых стала принадлежность к монахам «Десятинного монастыря Рождества пресвятой Богородицы» УПЦ МП или его церковной общины, Киевской духовной академии УПЦ МП и синодальных отделений УПЦ МП.

Научным обоснованием концепции Музея истории Десятинной церкви, созданием коллектива научных сотрудников – исследователей проблем истории Десятинной церкви, занималась Ганзенко Л. Г., кандидат искусствознания, старший научный сотрудник Института искусствознания, фольклористики и этнологии им. М. Ф. Рыльского НАНУ, которая исполняла обязанности заместителя директора музея по научной работе. Ее усилиями был привлечен ряд научных сотрудников институтов Национальной академии наук Украины и музеев, которые реально занимаются историческими, археологическими, искусствоведческими и архитектурными исследованиями Десятинной церкви и имеют соответствующие научные труды.

В процесс взаимодействия двух означенных групп сотрудников музея всего за два месяца проявились не только противоречия, но и критические различия в понимании самой цели и задачи создания музея. В видении представителей церковной общины «Десятинного монастыря» во главе с директором музея, его задание сводится к воссозданию «исторической традиции богослужения» на территории церкви путем сооружения нового собора и пропаганды религиозного сознания. Тогда как по мнению научного коллектива музея, первоочередной задачей музея является сохранение для потомков аутентичных остатков фундаментов древнерусского храма, создание экспозиции археологических находок, полученных многолетними исследованиями Десятинной церкви, и культурно-просветительская миссия.

После нескольких неудачных попыток согласовать спорные позиции относительно принципов музеефикации памятника, «светский» научный коллектив музея был полностью устранен руководством от разработки концепции музея, а все детали разработки архитектурного проекта держатся Дорошенко П. В. в тайне от научных сотрудников, хотя с ним знаком даже инструктор по пожарной безопасности Мамитов О. И.

Учитывая критичность ситуации, Ганзенко Л. Г. высказала директору музея Дорошенко П. В. ряд протестов на действия следующих сотрудников музея:

1) заведующего научно-исследовательского отдела Крызины Я. В. (архимандрита Гавриила –заместителя Уполномоченного УПЦ МП по вопросам высшего образования и науки, доктора богословия и магистра по светскому образованию) – по поводу введения религиозной цензуры на разработки текстов экскурсий с запретом употребления ряда научных терминов (напр. «религия», «культ» т. п.), запрета экскурсоводам рассказывать о дохристианском периоде истории Киева, пропаганды антинаучных концепций и требование в обязательном порядке заводить экскурсионные группы в церкви незаконно действующего на территории Национального исторического музея Украины «Десятинного монастыря», а также относительно неоднократных публичных высказываний, имеющих антисемитскую окраску («иудеев – в Палестину»);

2) ведущего инструктора по пожарной безопасности Мамитова О. И., который, действуя с превышением служебных полномочий, занимается разработкой проекта создания Института ландшафта, который предполагает понижение в охранном статусе склонов Старокиевской горы с целью их застройки под корпуса «Десятинного монастыря»;

3) сотрудника музея Коваля А. (протодиакона Антония, служителя «Десятинного монастыря», выпускника семинарии) – относительно антинаучных взглядов , экстремистских и дискриминационных высказываний по отношению к другим христианским общинам Украины, а также пренебрежительных высказываний относительно законов Украины, украинского и международного законодательства по охране памятников;

4) самого директора музея Дорошенко П. В. (иеродиакона Ярослава, служителя «Десятинного монастыря») – относительно попыток превращения собраний коллектива музея в религиозные собрания путем публичного группового чтения молитв.

В ответ Дорошенко П. В. вызвал Ганзенко Л. Г. на аудиенцию к своему прямому руководителю – архимандриту Гедеону (Харону) – настоятелю «Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы», который в резкой форме заявил, что останки Десятинной церкви являются не историко-культурным памятником, а частной собственностью УПЦ МП, и ни она , ни археологи, не помешают ему построить на фундаментах такой храм, как он пожелает.

Убедившись, что «профилактическая беседа» не подействовала, Дорошенко П. В. через неделю объявил Ганзенко Л. Г., что Музей истории Десятинной церкви является не государственным, а собственностью общины «Десятинного монастыря» УПЦ МП, поскольку якобы именно они добились от государства его финансирования, а соответственно, он может действовать по своему усмотрению, без оглядки на любые государственные законы и правила.

Сказанное было немедленно воплощено в жизнь путем организации показательного увольнения Ганзенко Л. Г. по мотиву «за прогулы», что стало воплощением откровенного цинизма, поскольку Ганзенко Л. Г. на энтузиазме занималась проблемами организации музея с апреля на безвозмездной основе, а с открытием финансирования занимала должность ведущего научного сотрудника по совместительству на 0,5 ставки, выполняя при этом объем работы, многократно превышавший нагрузки всех без исключения научных сотрудников музея, в т. ч. и занятых на полный рабочий день.

Особенно циничной такая формулировка является и с точки зрения того, что существующий только на бумаге музей сейчас занимает неприспособленное подвальное помещение по адресу ул. Владимирская, 6, и вопреки Закону Украины «Об охране труда», имеет оборудованные рабочие места только для директора, бухгалтерии и отдела кадров, но не для остальных 80-ти сотрудников музея. Требования к пребыванию в таком помещении нарушают все существующие санитарно-гигиенические нормы относительно рабочих помещений, а элементарное отсутствие площади, столов и стульев, любого рабочего оборудования, фондов, архива, библиотеки, исключает все возможные виды научной деятельности.

Демонстративное увольнение Ганзенко Л. Г. и назначение исполняющим обязанности заместителя директора по научной работе Хроненко И. В. (докторанта богословия, члена Ученого совета Киевской духовной академии УПЦ МП) сопровождалось началом давления на сотрудников-археологов путем устройства Дорошенко П. В. показательного сбора на усадьбе Десятинной церкви якобы «брошенных археологами останков церкви». Как «доказательство» последнего, коллективу музея на собрании были предъявлены ржавый гвоздь конца ХХ в. и обломок современных строительных носилок, выданных за «остатки церкви Х ст.», при этом Дорошенко П. В. с системной некомпетентностью ни словом не обмолвился, как именно он намерен решать проблему хранения реальных остатков Десятинной церкви в виде большого количества фрагментов древнерусской плинфы и цемянки, фундаментных камней, которые действительно пока остаются сложенными в открытом виде в усадьбе церкви.

Де факто религиозной общиной «Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы» УПЦ МП, которая узурпировала все руководящие должности во вновь созданном Музее истории Десятинной церкви, объявлена ​​война «светской» части сотрудников музея. И нет сомнения, что в ближайшее время приказы об увольнении шаблонного содержания выйдут и по остальным сотрудникам, не согласных с антинаучной и противозаконной деятельностью руководства музея. Из-за невозможности работать в таких условиях заявление на увольнение уже подала ведущий научный сотрудник музея С. Репа.

Столь глубокий конфликт интересов руководства музея с главными принципами и самим духом музейной институции пока беспрецедентный в истории музейного дела Украины. В нынешнем составе и при существующем руководства Музей истории Десятинной церкви обслуживает узкие интересы религиозной общины и является откровенным филиалом «Десятинного монастыря» УПЦ МП, который финансируется за государственный счет, не способен выполнять ни одной из возложенных на него государством задач, нарушает научные принципы музеефикации памятника и имеет прямо противоположные цели:

1) уничтожение аутентичных остатков Десятинной церкви – памятника истории и культуры национального и мирового значения, путем строительства современного действующего культового сооружения УПЦ МП;

2) незаконная застройка Старокиевской горы как части заповедника «Древний Киев» и уничтожение его исторических ландшафтов для удовлетворения потребностей религиозной общины УПЦ МП;

3) искажение истории, пропаганда религиозной нетерпимости и религиозного фанатизма, разжигание межконфессиональных конфликтов.

Статья 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» определяет:

Церковь (религиозные организации) в Украине отделена от государства.

Государство не финансирует деятельность любых организаций, созданных по признаку отношения к религии.

Все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Установка преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации относительно других не допускается.

Религиозные организации не выполняют государственных функций.

Религиозная организация не должна вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующим других вероисповеданий.

Религиозная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства и правопорядка.

Согласно статье 31 этого же закона:

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Украины.

Деятельность руководства Музея истории Десятинной церкви нарушает статьи 8, 9, 11, 15, 19, 21-24, 35, 54, 66, 67 Конституции Украины, статьи 3, 4, 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организации» , а также целый ряд статей других законов Украины и международного законодательства. Однако, прикрываясь церковными санами и интересами религиозной общины, руководство музея и «Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы» УПЦ МП, тем не менее, юридически действует от имени государственного учреждения, которое является структурной частью Министерства культуры Украины. Это создает крайне опасный прецедент, угрожающий конституционному строю и целостности государственных институтов Украины.

Учитывая изложенное, просим Вас:

1) немедленно освободить от должностей директора Музея истории Десятинной церкви Дорошенко П. В. и его заместителей и объявить открытый конкурс на замещение должностей;

2) создать независимую профессиональную комиссию и по завершении трехмесячного испытательного срока провести проверку всех сотрудников музея на предмет соответствия занимаемым должностям;

3) обязать новое руководство музея в кратчайшие сроки разработать и вынести на общественное обсуждение концепцию и проект сооружения музея, созданные с учетом национального и международного законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры, природной и архитектурной целостности заповедника «Древний Киев».

В случае отсутствия реакции со стороны Министерства культуры Украины на сложившуюся ситуацию, дальнейшее сотрудничество с Музеем истории Десятинной церкви считаем нецелесообразным и оставляем за собой право проинформировать о состоянии дел соответствующие международные органы охраны историко-культурного наследия.

21 ноября 2012 г.

Ведущий научный сотрудник, к.и.н. Комар О. В.

Ведущий научный сотрудник, к.и.н. Чмиль Л. В.

Ведущий научный сотрудник Козюба В. К.

Ведущий научный сотрудник Манигда О. В.

Ведущий научный сотрудник Починок Е. Ю.

Ведущий научный сотрудник Хамайко Н. В.

Старший научный сотрудник Борисов Д. В.

Старший научный сотрудник Васильев О. К.

Старший научный сотрудник Викторова П. Е.

Старший научный сотрудник Дзнеладзе О. С.

Старший научный сотрудник Писаренко Н. Ф.

Археолог Битковський В. А.

Текст пиьма на украинском языке можно прочитать здесь.

Tags: Десятинная церковь, УПЦ МП, Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments