dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Мария Биешу. Восхождение (стр. 2)

191175663

Но события, к счастью, разворачивались иначе. Восхищённый великолепным голосом и драматическим дарованием Марии, её бывший педагог, будучи в начале 60-х годов главным дирижёром оперного театра, ввёл начинающую певицу, недавнюю свою  выпускницу в руководимый им в театре оперный спектакль, первый в её жизни. В своих воспоминаниях он пишет: «В 1956 году ко мне в оперный класс Молдавской консерватории пришла скромная, застенчивая девушка, отмеченная на смотре художественной самодеятельности республики. (…) Незаурядность ее певческих способностей мы почувствовали с первых же шагов. (…)  Яркое, именно оперное,  дарование молодой певицы потребовало немедленного включения ее в состав солистов оперного театра. И в театре Мария вскоре заявила о себе во всю мощь своего таланта.. . Премьера оперы "Тоска" с участием Марии Биешу (…) стала настоящим праздником в жизни нашего театра. Это был дебют будущей известной певицы – украшения советской оперной сцены. А далее?! Далее - серия ее огромных творческих побед в родном искусстве, да и за рубежом!..»

190608590

Этот дебют Марии в Кишинёвском оперном театре, о чём уже говорилось выше, состоялся в 1962 году. Она предстала во всём блеске своего молодого таланта. Сама М. Биешу никогда не забывала, кто вывел её в те далёкие годы на оперную стезю и запечатлела это собственноручно дарственным словом (…). Называя Б. С. Милютина неизменно наставником и добрым другом, она на всю жизнь сохранила по отношению  к нему высокий пиетет (не могу не признаться, что это также сейчас руководит моим пером). В  глазах его воспитанников, которые, как и Мария, прошли его консерваторский оперный класс (своего рода оперную студию), авторитет проф. Б. С. Милютина всегда был непререкаем. Таким он оставался и для Марии, уже освещаемой лучами мировой славы. «Вы вывели меня на эту, оперную, стезю»  – обращаясь к нему, повторяла она не раз.

Могу ли я  устоять перед тем, чтобы не привести однажды опубликованные доподлинные слова знаменитой певицы?

«Моё творческое общение с Учителем продолжалось буквально до последних дней жизни этого прекрасного человека. Душа моя всегда тянулась к музыке, но многое в ней я узнала благодаря ему. Он взлелеял во мне какое-то святое чувство, которое ведёт меня все эти годы по дорогам искусства». «Кишинёвские новости», 18 марта 1995 г.) .

Надеюсь, что в мемориальном музее Марии Биешу найдёт своё место антикварное издание клавира оперы Пуччини «Чио-Чио-сан» из богатейшей библиотеки почитаемого ею профессора. После его кончины этот клавир с памятной надписью был передан нами, его семьёй, в руки великой Певицы, лучшей Чио-Чио-сан мира.

Какой же мерой теперь можно измерить жизненный диапазон между сельской девочкой и той, которая победоносно явилась на сцене Токийской оперы в амплуа маленькой японки, и пела затем на морском берегу в Нагасаки знаменитые арии Чио-Чио-сан. Позже писали: «Певица внесла свою трактовку образа маленькой мадам Беттерфляй – исключительную личность и, вместе с тем, сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано. (курсив мой. И. М.) («Политика», Югославия, 1977).

А потом последовало приглашение из США, из «Метрополитен-опера». После выступления Марии Биешу на этой прославленной сцене в партии Недды («Паяцы» Леонкавалло) в прессе Нью-Йорка можно было прочитать: «Мария Биешу, сопрано из Молдавии –  очень милая и обаятельная женщина, о которой можно писать с полным удовольствием. У Марии Биешу очень красивый, ровный и плавно идущий в верхний регистр голос. Поведение и действие её на сцене просто отличны». «Наши надежды оправдались,– сказал Роберт Хэрман , художественный администратор  "Метрополитен-опера", – Мария Биешу своим участием украсила сегодняшний спектакль; это одна из прекраснейших певиц, которых я когда-либо встречал. Она обладает огромными потенциальными возможностями».

И всё это – всего через какие-то десять лет после окончания консерватории!

Просто невозможно охватить мысленным взором весь трудно представимый творческий путь такой личности, усыпанный розами всемирного признания, но, конечно же в немалой степени и терниями.

* * *

2dc7c5108444ac59e749e88d6d82f6b9

Долгие годы культурную жизнь Молдавии украшал международный фестиваль мастеров искусств со всего света «Приглашает Мария Биешу». Этот творческий форум, собиравший на молдавской земле таланты из разных регионов мира, достойно вписывался в череду себе подобных на всём пространстве бывшей советской страны во главе с проходившим в Москве известным фестивалем Ирины Архиповой. Знаменитая российская певица, кстати, высоко ценила певческий талант, уникальное дарование молдавской примадонны – подруги по искусству, да и по жизни, каковой, несмотря на разницу в возрасте, сама считала её. Председательствуя на одном из конкурсов, она говорила по поводу Марии: «Необыкновенно женственный и тёплый голос; по-моему, самый красивый среди участниц…».


Не удивительно, что дарование Марии Биешу неизменно сравнивали с талантом тех , кто в своё время составил славу мирового оперного искусства. В эту сокровищницу очень естественно и органично включился и голос молдавской примадонны. Свидетельства об этом мы находим в несметном количестве отзывов, появлявшихся в прессе разных стран, где проходили гастроли нашей певицы. Достаточно привести лишь некоторые из них . К примеру, вот как отозвалась на её выступления критика в Монреале: «С Тибальди Марию Биешу роднит мягкий тембр, музыкальность, ровность вокального звучания во всех позициях, тонкое искусство звуковой фразировки.  От Марии Каллас унаследовала Биешу страстность выражения и филигранную колоратурную технику, которая свойственна её лирико-драматическому сопрано. Все эти качества естественно предопределили певицу для партий в операх Верди» («Montrealishe Nachrichten», Монреаль).  Кстати, прекрасное искусство Марии Каллас пленило в своё время и нашу оперную диву, став для неё образцом на долгие годы. Об этом она не раз сама говорила, отдавая предпочтение в этом плане своей знаменитой тёзке. И как же счастлива она была, когда при встрече с боготворимой ею Марией Каллас получила из рук знаменитой певицы её фотографию с памятной дарственной надписью!

Думая о великих, я однако смею утверждать, что наша героиня как крупная личность в искусстве со временем не только  стала  вровень с этими признанными авторитетами на мировом оперном  Олимпе. Её уникальное дарование и вокальное мастерство не раз заставляли задуматься – не говорит ли  в пользу нашей современницы  сравнение всех этих знаменитых голосов?  Как Великая Певица она была, действительно, великолепна и неповторима в своей уникальности.

Ею восхищались все, в том числе и мировые знаменитости, с кем её сводило  творческое сотрудничество на оперной сцене. И вообще – все, кому довелось услышать её замечательный голос. Не раз я была свидетельницей того, как душевный порыв искреннего восторга подымал со слушательских мест тех, кто присутствовал в оперном или концертном зале, где выступала Мария. Тогда  зал, стоя,(!), слушал этот дивный голос и потом награждал певицу долгими овациями за доставленное эстетическое наслаждение.

Теперь же, вспоминая всё, неоднократно слышанное в исполнении Марии, пытаясь в целом охватить мысленно присущее певице  высокое мастерство в передаче тончайших нюансов музыкального выражения, хочется отметить ещё одну черту в её зрелом певческом искусстве.

Это – неизменно ощущаемая,  пронизывающая его своего рода  исповедальность,  Именно в этом, как мне думается, всегда  отражалась живая женская душа нашей героини.  Великолепный  голос Биешу оказался  прекрасным инструментом для передачи в пении этого глубинного душевного качества. Им были  отмечены все воплощаемые ею на оперной сцене характеры – в большинстве своём страдающие женские души. …Природного артистизма, богатой интуиции и драматического чутья хватало, чтобы наполнить их энергией, приближая к жизненному правдоподобию.  Но голос, голос Марии ! Волшебный, необыкновенный, женственно тёплый! Вот что  завораживало, хватало за сердце, возносило в небесные выси, раскрывало звёздное небо над головой.

При всём многообразии оперных  амплуа великой Певицы   она достигла, на мой взгляд, подлинного совершенства в сложнейшей  партии  Нормы в одноименной опере Беллини. Не говоря уж о партиях Тоски,  Чио-Чио-сан и многих других.

В вокально-сценической передаче Марии всегда как бы   присутствовала жизнь её собственного сердца. Знала я, как и все, кому приходилось общаться с Марией, что сердце это полнится добротой, участием к людям. Но и – разумеется, – сугубо личными переживаниями, которые на протяжении всей жизни приносила ей судьба.

Не раз молитва, омузыкаленная композиторским пером ( как –будто специально для неё  возникшая в веках «Аве Мария», знаменитая «Каста Дива» в той же «Норме», молитвенные эпизоды в  «Реквиеме» Верди), звучала из её уст, осенённых божьим даром. Многим запомнилось пение Марии в церкви. Оно неизменно создавало особую ауру духовного обогащения. А теперь, когда её душа покинула земные пределы и обретает в горних высях, её волшебный голос, быть может, присоединился к хору ангелов, что поют в небесах! Вспомним Ахматову: «Хор ангелов великий час восславил и небеса расплавились в огне…». Когда не стало великой Певицы, неравнодушное перо (да простит мне читатель развёрнутую цитату) начертало прекрасные слова:

«…Почему свой уникальный и незабываемый голос она так долго и радостно дарила людям и, как всякий глубоко верующий человек – Богу, она сама как-то сказала: "Из вечной книги Святого Писания мы узнаём, что и в небесах поют. Сонм ангелов хвалит пением Господа. И, может быть, именно отсюда пришло в наш язык выражение, так много говорящее – “поет, как ангел".

Это значит, что человек, о котором так говорят, поёт так красиво, что красивей быть не может…"

Сама Мария Биешу пела именно так – и как человек, и как ангел, словно понимая свою особую миссию на этой земле, – ведь красивей, чем она пела, наверное, петь  никто больше и не сможет» (Галина Кочарова).

* * *

Два десятилетия прошло с тех пор, как Мария Биешу первый раз посетила Израиль. Гастрольный визит  великой молдавской Певицы на Святую землю  повторился через пять лет. Ещё в связи с первым приездом на Святую землю Мария Биешу сказала в беседе с корреспондентом: «Долгое время это турне было моей мечтой. Иерусалим грезился с юности».  (Труды и праздники богини.  «Вечерний Кишинёв», 13 января 1993 г).

Кстати сказать, Израиль вошёл в жизнь людей, которые близко знали великую певицу, общались, сотрудничали с ней на ниве искусства, что не преминуло сказаться и здесь на её выступлениях.  Одним из них был репатриировавшийся в Израиль известный российский пианист Евгений Шендерович, виднейший специалист в области камерно-вокального ансамбля, с которым Мария Биешу сотрудничала с 1980 г. В упомянутой книге о Биешу особо отмечено: «Ансамбль Биешу и Шендеровича – пример подлинного сотворчества двух музыкантов: совершенный вокал и вдохновенное искусство Марии Биешу выступили в единстве с глубоким интеллектом, тонкой музыкальностью, блестящим пианизмом Евгения Шендеровича». В следующем израильском  турне в качестве аккомпаниатора в большой программе знаменитой молдавской певицы выступила давно живущая в Израиле её соотечественница, известная пианистка Раймонда Шейнфельд. Тогда израильская пресса отметила, что Раймонда не только за баснословно короткий срок сумела освоить большой материал для аккомпанемента и тем подготовить своё участие в программе, предложенной певицей, но и оказалась на высоте всех исполнительских задач, содержащихся в разнохарактерной музыке  этой весьма обширной программы.

В заключение позволю себе привести слова, найденные мною в упомянутых воспоминаниях о Марии. Они прекрасно дополняют облик нашей героини: «Неуемная жажда новых творческих свершений, воля и труд, страстная вера в свое художническое предназначение – в этом тайна явления, имя которому – Мария Биешу».

Её хотели услышать ещё и ещё раз во многих театрах мира…   Импресарио предлагали наивыгоднейшие контракты. Но великая Певица  осталась верна родному дому. «Как я могла уехать? – говорила она.  – Уезжая, надо было оставлять здесь свою душу… А без души – как работать, как жить?».                                           

Я бы  назвала Марию Биешу подлинной жрицей храма высокого Искусства. Знаменитая и сладкозвучная, она выполнила своё предназначение на Земле. Единицам удаётся совершить это с таким самоотречением и самоотдачей!!

Tags: Изольда Милютина, Мария Биешу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments