Но события, к счастью, разворачивались иначе. Восхищённый великолепным голосом и драматическим дарованием Марии, её бывший педагог, будучи в начале 60-х годов главным дирижёром оперного театра, ввёл начинающую певицу, недавнюю свою выпускницу в руководимый им в театре оперный спектакль, первый в её жизни. В своих воспоминаниях он пишет: «В 1956 году ко мне в оперный класс Молдавской консерватории пришла скромная, застенчивая девушка, отмеченная на смотре художественной самодеятельности республики. (…) Незаурядность ее певческих способностей мы почувствовали с первых же шагов. (…) Яркое, именно оперное, дарование молодой певицы потребовало немедленного включения ее в состав солистов оперного театра. И в театре Мария вскоре заявила о себе во всю мощь своего таланта.. . Премьера оперы "Тоска" с участием Марии Биешу (…) стала настоящим праздником в жизни нашего театра. Это был дебют будущей известной певицы – украшения советской оперной сцены. А далее?! Далее - серия ее огромных творческих побед в родном искусстве, да и за рубежом!..»
Этот дебют Марии в Кишинёвском оперном театре, о чём уже говорилось выше, состоялся в 1962 году. Она предстала во всём блеске своего молодого таланта. Сама М. Биешу никогда не забывала, кто вывел её в те далёкие годы на оперную стезю и запечатлела это собственноручно дарственным словом (…). Называя Б. С. Милютина неизменно наставником и добрым другом, она на всю жизнь сохранила по отношению к нему высокий пиетет (не могу не признаться, что это также сейчас руководит моим пером). В глазах его воспитанников, которые, как и Мария, прошли его консерваторский оперный класс (своего рода оперную студию), авторитет проф. Б. С. Милютина всегда был непререкаем. Таким он оставался и для Марии, уже освещаемой лучами мировой славы. «Вы вывели меня на эту, оперную, стезю» – обращаясь к нему, повторяла она не раз.
Могу ли я устоять перед тем, чтобы не привести однажды опубликованные доподлинные слова знаменитой певицы?
«Моё творческое общение с Учителем продолжалось буквально до последних дней жизни этого прекрасного человека. Душа моя всегда тянулась к музыке, но многое в ней я узнала благодаря ему. Он взлелеял во мне какое-то святое чувство, которое ведёт меня все эти годы по дорогам искусства». «Кишинёвские новости», 18 марта 1995 г.) .
Надеюсь, что в мемориальном музее Марии Биешу найдёт своё место антикварное издание клавира оперы Пуччини «Чио-Чио-сан» из богатейшей библиотеки почитаемого ею профессора. После его кончины этот клавир с памятной надписью был передан нами, его семьёй, в руки великой Певицы, лучшей Чио-Чио-сан мира.
Какой же мерой теперь можно измерить жизненный диапазон между сельской девочкой и той, которая победоносно явилась на сцене Токийской оперы в амплуа маленькой японки, и пела затем на морском берегу в Нагасаки знаменитые арии Чио-Чио-сан. Позже писали: «Певица внесла свою трактовку образа маленькой мадам Беттерфляй – исключительную личность и, вместе с тем, сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано. (курсив мой. И. М.) («Политика», Югославия, 1977).
А потом последовало приглашение из США, из «Метрополитен-опера». После выступления Марии Биешу на этой прославленной сцене в партии Недды («Паяцы» Леонкавалло) в прессе Нью-Йорка можно было прочитать: «Мария Биешу, сопрано из Молдавии – очень милая и обаятельная женщина, о которой можно писать с полным удовольствием. У Марии Биешу очень красивый, ровный и плавно идущий в верхний регистр голос. Поведение и действие её на сцене просто отличны». «Наши надежды оправдались,– сказал Роберт Хэрман , художественный администратор "Метрополитен-опера", – Мария Биешу своим участием украсила сегодняшний спектакль; это одна из прекраснейших певиц, которых я когда-либо встречал. Она обладает огромными потенциальными возможностями».
И всё это – всего через какие-то десять лет после окончания консерватории!
Просто невозможно охватить мысленным взором весь трудно представимый творческий путь такой личности, усыпанный розами всемирного признания, но, конечно же в немалой степени и терниями.
* * *
Долгие годы культурную жизнь Молдавии украшал международный фестиваль мастеров искусств со всего света «Приглашает Мария Биешу». Этот творческий форум, собиравший на молдавской земле таланты из разных регионов мира, достойно вписывался в череду себе подобных на всём пространстве бывшей советской страны во главе с проходившим в Москве известным фестивалем Ирины Архиповой. Знаменитая российская певица, кстати, высоко ценила певческий талант, уникальное дарование молдавской примадонны – подруги по искусству, да и по жизни, каковой, несмотря на разницу в возрасте, сама считала её. Председательствуя на одном из конкурсов, она говорила по поводу Марии: «Необыкновенно женственный и тёплый голос; по-моему, самый красивый среди участниц…».
Не удивительно, что дарование Марии Биешу неизменно сравнивали с талантом тех , кто в своё время составил славу мирового оперного искусства. В эту сокровищницу очень естественно и органично включился и голос молдавской примадонны. Свидетельства об этом мы находим в несметном количестве отзывов, появлявшихся в прессе разных стран, где проходили гастроли нашей певицы. Достаточно привести лишь некоторые из них . К примеру, вот как отозвалась на её выступления критика в Монреале: «С Тибальди Марию Биешу роднит мягкий тембр, музыкальность, ровность вокального звучания во всех позициях, тонкое искусство звуковой фразировки. От Марии Каллас унаследовала Биешу страстность выражения и филигранную колоратурную технику, которая свойственна её лирико-драматическому сопрано. Все эти качества естественно предопределили певицу для партий в операх Верди» («Montrealishe Nachrichten», Монреаль). Кстати, прекрасное искусство Марии Каллас пленило в своё время и нашу оперную диву, став для неё образцом на долгие годы. Об этом она не раз сама говорила, отдавая предпочтение в этом плане своей знаменитой тёзке. И как же счастлива она была, когда при встрече с боготворимой ею Марией Каллас получила из рук знаменитой певицы её фотографию с памятной дарственной надписью!
Думая о великих, я однако смею утверждать, что наша героиня как крупная личность в искусстве со временем не только стала вровень с этими признанными авторитетами на мировом оперном Олимпе. Её уникальное дарование и вокальное мастерство не раз заставляли задуматься – не говорит ли в пользу нашей современницы сравнение всех этих знаменитых голосов? Как Великая Певица она была, действительно, великолепна и неповторима в своей уникальности.
Ею восхищались все, в том числе и мировые знаменитости, с кем её сводило творческое сотрудничество на оперной сцене. И вообще – все, кому довелось услышать её замечательный голос. Не раз я была свидетельницей того, как душевный порыв искреннего восторга подымал со слушательских мест тех, кто присутствовал в оперном или концертном зале, где выступала Мария. Тогда зал, стоя,(!), слушал этот дивный голос и потом награждал певицу долгими овациями за доставленное эстетическое наслаждение.
Теперь же, вспоминая всё, неоднократно слышанное в исполнении Марии, пытаясь в целом охватить мысленно присущее певице высокое мастерство в передаче тончайших нюансов музыкального выражения, хочется отметить ещё одну черту в её зрелом певческом искусстве.
Это – неизменно ощущаемая, пронизывающая его своего рода исповедальность, Именно в этом, как мне думается, всегда отражалась живая женская душа нашей героини. Великолепный голос Биешу оказался прекрасным инструментом для передачи в пении этого глубинного душевного качества. Им были отмечены все воплощаемые ею на оперной сцене характеры – в большинстве своём страдающие женские души. …Природного артистизма, богатой интуиции и драматического чутья хватало, чтобы наполнить их энергией, приближая к жизненному правдоподобию. Но голос, голос Марии ! Волшебный, необыкновенный, женственно тёплый! Вот что завораживало, хватало за сердце, возносило в небесные выси, раскрывало звёздное небо над головой.
При всём многообразии оперных амплуа великой Певицы она достигла, на мой взгляд, подлинного совершенства в сложнейшей партии Нормы в одноименной опере Беллини. Не говоря уж о партиях Тоски, Чио-Чио-сан и многих других.
В вокально-сценической передаче Марии всегда как бы присутствовала жизнь её собственного сердца. Знала я, как и все, кому приходилось общаться с Марией, что сердце это полнится добротой, участием к людям. Но и – разумеется, – сугубо личными переживаниями, которые на протяжении всей жизни приносила ей судьба.
Не раз молитва, омузыкаленная композиторским пером ( как –будто специально для неё возникшая в веках «Аве Мария», знаменитая «Каста Дива» в той же «Норме», молитвенные эпизоды в «Реквиеме» Верди), звучала из её уст, осенённых божьим даром. Многим запомнилось пение Марии в церкви. Оно неизменно создавало особую ауру духовного обогащения. А теперь, когда её душа покинула земные пределы и обретает в горних высях, её волшебный голос, быть может, присоединился к хору ангелов, что поют в небесах! Вспомним Ахматову: «Хор ангелов великий час восславил и небеса расплавились в огне…». Когда не стало великой Певицы, неравнодушное перо (да простит мне читатель развёрнутую цитату) начертало прекрасные слова:
«…Почему свой уникальный и незабываемый голос она так долго и радостно дарила людям и, как всякий глубоко верующий человек – Богу, она сама как-то сказала: "Из вечной книги Святого Писания мы узнаём, что и в небесах поют. Сонм ангелов хвалит пением Господа. И, может быть, именно отсюда пришло в наш язык выражение, так много говорящее – “поет, как ангел".
Это значит, что человек, о котором так говорят, поёт так красиво, что красивей быть не может…"
Сама Мария Биешу пела именно так – и как человек, и как ангел, словно понимая свою особую миссию на этой земле, – ведь красивей, чем она пела, наверное, петь никто больше и не сможет» (Галина Кочарова).
* * *
Два десятилетия прошло с тех пор, как Мария Биешу первый раз посетила Израиль. Гастрольный визит великой молдавской Певицы на Святую землю повторился через пять лет. Ещё в связи с первым приездом на Святую землю Мария Биешу сказала в беседе с корреспондентом: «Долгое время это турне было моей мечтой. Иерусалим грезился с юности». (Труды и праздники богини. «Вечерний Кишинёв», 13 января 1993 г).
Кстати сказать, Израиль вошёл в жизнь людей, которые близко знали великую певицу, общались, сотрудничали с ней на ниве искусства, что не преминуло сказаться и здесь на её выступлениях. Одним из них был репатриировавшийся в Израиль известный российский пианист Евгений Шендерович, виднейший специалист в области камерно-вокального ансамбля, с которым Мария Биешу сотрудничала с 1980 г. В упомянутой книге о Биешу особо отмечено: «Ансамбль Биешу и Шендеровича – пример подлинного сотворчества двух музыкантов: совершенный вокал и вдохновенное искусство Марии Биешу выступили в единстве с глубоким интеллектом, тонкой музыкальностью, блестящим пианизмом Евгения Шендеровича». В следующем израильском турне в качестве аккомпаниатора в большой программе знаменитой молдавской певицы выступила давно живущая в Израиле её соотечественница, известная пианистка Раймонда Шейнфельд. Тогда израильская пресса отметила, что Раймонда не только за баснословно короткий срок сумела освоить большой материал для аккомпанемента и тем подготовить своё участие в программе, предложенной певицей, но и оказалась на высоте всех исполнительских задач, содержащихся в разнохарактерной музыке этой весьма обширной программы.
В заключение позволю себе привести слова, найденные мною в упомянутых воспоминаниях о Марии. Они прекрасно дополняют облик нашей героини: «Неуемная жажда новых творческих свершений, воля и труд, страстная вера в свое художническое предназначение – в этом тайна явления, имя которому – Мария Биешу».
Её хотели услышать ещё и ещё раз во многих театрах мира… Импресарио предлагали наивыгоднейшие контракты. Но великая Певица осталась верна родному дому. «Как я могла уехать? – говорила она. – Уезжая, надо было оставлять здесь свою душу… А без души – как работать, как жить?».
Я бы назвала Марию Биешу подлинной жрицей храма высокого Искусства. Знаменитая и сладкозвучная, она выполнила своё предназначение на Земле. Единицам удаётся совершить это с таким самоотречением и самоотдачей!!