Categories:

Клавдия Вихирева и Елена Боннэр: Клавинька и "Лиса" - две женщины и две судьбы академика Сахарова

С женой Клавдией Вихиревой и дочерью Татьяной.1950 год. Фото из открытых источников. Яндекс
С женой Клавдией Вихиревой и дочерью Татьяной.1950 год. Фото из открытых источников. Яндекс

В этом году исполнилось  100 лет со дня рождения гения советской науки академика Сахарова,  человека, внесшего решающий вклад в достижение ядерного паритета с США. 

Наука  не стала единственным делом жизни великого ученого. Волей судеб он  приобрел статус общественного деятеля, правозащитника, диссидента,  гражданина, вступившего в серьезные противоречия с государством. 

Эти  две его жизненные стези — наука и общественная деятельность — совпали с  двумя периодами в его личной жизни, оказались связанными с двумя  женщинами. В союзе с первой он стал великим ученым, академиком, в союзе  со второй — диссидентом.

Вторая  жена академика Сахарова Елена Боннэр — личность хорошо известная. В  годы его противостояния с государством, а особенно после его смерти,  Боннэр охотно шла на контакты со СМИ, давала комментарии, интервью как  советским и российским, так и зарубежным журналистам. В отличие от  Андрея Дмитриевича, который несмотря на свой гений, не был великим  оратором, Елена Боннэр говорила складно, речей заранее не готовила и  сбить себя с толку не позволяла. 

Со второй женой Еленой Боннэр. 1980-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс
Со второй женой Еленой Боннэр. 1980-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

Большинство  людей, знавших эту семью, не сомневались, что Сахаров всегда находился  под жестким управлением этой женщины и именно ею был вовлечен в активную  диссидентскую деятельность. Началось, как известно, с того, что  орденоносный академик Сахаров, трижды Герой Соцтруда, осудил ввод  советских войск в Афганистан. Трудно сказать, насколько это было его  личным решением — открыто выступить против государства, но Елена Боннэр с  этого момента активно воплощала в жизнь свою идею — сделать всё для  того, чтобы её муж возглавил  диссидентское движение в СССР. Тем более,  что после резкого осуждения вторжения в Афганистан терять особенно было  нечего — Сахарова лишают всех наград и высылают в  Горький. Угроза  попасть в тюрьму вряд ли существовала — режим в СССР начала 80-х был  достаточно травоядным, и даже выслать академика из страны, как  Солженицына, власти не могли: слишком крупным ученым и носителем гостайн  был Сахаров. 

В  Горьком Сахаров провел три голодовки. Что характерно, все три имели  цели защитить интересы Боннэр: в ходе первой было выдвинуто требование  разрешить невестке Елены Боннэр выехать к эмигрировавшему в США мужу —  сыну Боннэр. В ходе другой Сахаров протестовал против уголовного дела,  заведенного на жену, а в ходе третьей он требовал разрешить Боннэр  выехать в США для прохождения лечения.

Известно,  что в КГБ своим «клиентам» всегда давали клички. Так вот Елена Боннэр  проходила в этом ведомстве как «Лиса». Вероятно, от её настоящего имени  Лусик Алиханова. Фамилию Боннэр она взяла от матери.

Михаил  Горбачев через год после прихода к власти позволил Сахарову вернуться в  Москву. Наступали новые времена, Сахаров был избран депутатом СССР.  Выезжая за рубеж, продолжал давать интервью, где, в частности, клеймил  СССР за преступления, совершенные в ходе афганского конфликта. 

В  декабре 1989 года академик Сахаров скоропостижно скончался. Елена  Боннэр довольно долго жила в Москве и эмигрировала в США к своим детям в  середине нулевых, откуда также активно критиковала Россию. Так, в  2008-м осудила Россию за военную операцию, проведенную в ответ  на  вторжение Грузии в Южную Осетию. За год до смерти поставила подпись под  призывом российской оппозиции к Путину покинуть свой пост. 

Но  была в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова и другая женщина. Не то, что  не похожая на его вторую жену, а просто полная противоположность той.  Клавдия Алексеевна Вихирева. 

С первой женой Клавдией Вихиревой. Фото из открытых источников. Яндекс
С первой женой Клавдией Вихиревой. Фото из открытых источников. Яндекс

Закончив  университет, в 1942-м Сахаров был направлен в Ульяновск, работал на  военном заводе. Здоровья от рождения он был некрепкого, а тут  полуголодное время. Прямо на работе случился голодный обморок.  Выяснилось, что и продуктовые карточки он потерял, и живет в жутких  условиях. Лаборантка Клавдия Вихирева оказалась местной, поддержала  молодого человека, привела домой. Семья девушки привечала Андрея,  подкармливала. Дело, что называется, молодое, вскоре они поженились.

Клавинька,  как звал жену Андрей Дмитриевич, была хороша собой: круглолицая,  светлоглазая и русоволосая, с тонкими чертами лица и покладистым веселым  нравом. В семье было трое детей — две дочери и сын. Близкие этой семье  люди уверены: то, что застенчивый выпускник МГУ в 32 года стал  академиком — немалая заслуга Клавдии Алексеевны, посвятившей свою жизнь  мужу и детям. Абсолютно не приспособленный к быту, мало чем  интересующийся, кроме науки, Сахаров фактически стал для своей Клавиньки  четвертым ребенком. В КГБ служили все-таки остроумные люди, очень точно  дали Сахарову кличку «Аскет» — он совершенно не заботился о личном  комфорте, годами ходил в одних стоптанных туфлях, потому что в них  удобно, понятия не имел, как прикрепить ордена к пиджаку, ему было все  равно, что есть, на чем сидеть. Клавдия Алексеевна сумела создать мужу  идеальные условия  для работы.

С Клавдией Алексеевной и дочерьми. Фото из открытых источников. Яндекс
С Клавдией Алексеевной и дочерьми. Фото из открытых источников. Яндекс

Трагедия  обрушилась на семью внезапно — в 1969-м Клавдия Алексеевна умерла.  Сгорела в результате онкологического заболевания, которое выявилось уже  на терминальной стадии. Андрей Дмитриевич, конечно, переживал смерть  супруги, но будучи совершенно погруженным в работу, он сумел справиться с  горем и уже через год познакомился с Еленой Боннэр, ставшей вскоре его  женой. 

Гораздо  трагичнее всё складывалось для его детей. Старшие дочери были  относительно самостоятельны, а сыну едва исполнилось 12 лет, когда он  потерял мать. Мальчика растила одна из сестер, поскольку новоиспеченная  супруга академика не желала видеть его детей в их доме. Сахаров не умел  настоять на том, чтобы сын-подросток жил с ним. Одного этого факта  достаточно для характеристики Боннэр: бездушная, жестокая женщина,  сумевшая подавить отцовские чувства мужа и в дальнейшем диктовать свои  правила жизни. Конечно, если называть вещи своими именами, то Сахаров  просто бросил своих детей, отказался от них.

С дочерью Елены Боннэр Татьяной и её детьми. Фото из открытых источников. Яндекс
С дочерью Елены Боннэр Татьяной и её детьми. Фото из открытых источников. Яндекс

Впрочем,  знакомые академика вспоминают, что Сахаров тайком от жены встречался с  сыном. В его доме дети Сахарова появлялись крайне редко и Боннэр сделала  все, чтобы двое её детей не пересекались с детьми мужа. 

Наследием  Сахарова распоряжаются исключительно дети Елены Боннэр Татьяна и  Алексей. Оба живут в США и оттуда жестко критикуют «агрессивную политику  президента Путина и его тоталитарный режим», а также убеждены, что  Россия не способна по достоинству оценить масштаб личности и значимость  идей академика Сахарова.

Елена Боннэр с сыном Алексеем Семеновым. Фото из открытых источников. Яндекс
Елена Боннэр с сыном Алексеем Семеновым. Фото из открытых источников. Яндекс

Дети  Андрея Дмитриевича никогда не претендовали на отцовское наследие,  всегда жили тихо и скромно. Этой зимой на 64-м году умер сын Сахарова  Дмитрий. Проявляя в детстве незаурядные способности, обладая  феноменальной памятью, он не получил даже высшего образования. Старшая  дочь Сахарова Татьяна закончила школу с золотой медалью, стала биологом.  Будучи в преклонных годах, живет в США  у дочери, которая вышла замуж  за американца. Вторая — Любовь — работает в библиотеке РАН.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded