dem_2011

Category:

Неудача фильма «Анна Павлова» совпала с семейным крахом и разрушила последующую жизнь Эмиля Лотяну

Золотой век кинематографа

Этот  фильм очень хорошо был встречен советским зрителем; вышедшая  через три  года пятисерийная телеверсия также получила большую благодарную  зрительскую аудиторию. Телефильм довольно часто показывают и сегодня. 

Артисты  заняты великолепные, какие имена! Сергей Шакуров, Наталья Фатеева,  Всеволод Ларионов, Светлана Тома, Игорь Скляр... Список можно  продолжать, в фильме снимались не только советские актеры; поскольку  картина — результат совместного производства кинематографистов СССР,  Англии, ГДР, Кубы и Франции, то неудивительно, что в ленте засветился  Мартин Скорсезе, уже вполне авторитетный режиссер, к тому времени  снявший фильмы «Таксист», «Алиса здесь больше не живет» и «Бешеный бык»,  и который тепло вспоминал о съемках в СССР.

На  этот фильм киноруководство страны возлагало большие надежды, он должен  был стать международным культурным событием. Как известно, советская  балетная школа считалась непревзойденной, а героиню фильма выдающуюся  балерину Анну Павлову на Западе знали, пожалуй, лучше, чем в СССР. В  1914 году Павлова уедет из России в Англию. Со своей труппой она  объездит весь мир, она станет той, кто откроет миру великий русский  балет. 

На  родину Павлова больше не возвращалась. В СССР её имя замалчивалось, а в  Лондоне есть Общество памяти А. Павловой, там бережно хранят  немногочисленные пленки с записями её выступлений.

Идею  фильма Эмиль Лотяну вынашивал не один год. Руководство его поддержало,  начались долгие и трудные переговоры с зарубежными партнерами.  Продюсером картины стал англичанин Майкл Пауэлл.

Эмиль  Лотяну жил идеей фильма, буквально горел, однако, картине суждено было  сыграть роковую роль в его профессиональной и личной судьбе.

Блестящий  профессионал, мастер, Лотяну фактически с первых недель съемок увидел,  что вырисовывается не тот фильм, который он задумал. Бесконечные споры,  переговоры с иностранной стороной: не сходились во многом. Ошибкой  Лотяну стал выбор актрисы на главную роль. Он сумел отстоять кандидатуру  Галины Беляевой и руководство согласилось с его доводами о том, что  Беляева — профессиональная балерина. К тому же, все помнили её удачный  дебют в картине «Мой ласковый и нежный зверь» и верили, что артистка  справится с задачей. 

Тем  более, что танцевала за Беляеву профессиональная балерина, артистка  Ленинградского театра оперы и балета  Валентина Ганибалова. 

Что  касается Беляевой, то как балерину всерьез её нельзя было рассматривать  — она была выпускницей отделения народного танца. А некоторые эпизоды  Лотяну решил снимать именно с ней, а не с Ганибаловой. Это неверное  решение, когда снимается кино о великой балерине. На картине работали  профессиональные консультанты. Как получилось, что в фильм вошел эпизод,  который нельзя было показывать в таком виде — знаменитый павловский  номер «Умирающий лебедь» исполняла Беляева. Когда вышла картина,  балетные не знали плакать или смеяться. Не каждая профессиональная  балерина возьмется за этот номер; слишком велик груз ответственности —  танцевать после того, как мир видел шедевр в исполнении выдающихся  балерин. 

Чем  дальше продвигались съемки, тем яснее осознавал Лотяну, что картина  провалилась.  Хотя играли замечательные актеры. Михаил Фокин в  исполнении Сергея Шакурова — блеск! Но кто тот человек, который придумал  облачить Шакурова в балетное трико и поставить его в кадр рядом с  Беляевой?! И пусть она не крутила фуэте, а он не не выполнял арабеск, но  эта сцена — слишком низкий уровень  для картины о великой балерине и  для режиссера такого калибра, как Лотяну.

Сергей Шакуров и Галина Беляева в фильме "Анна Павлова"
Сергей Шакуров и Галина Беляева в фильме "Анна Павлова"

Лотяну  всё понимал и нервничал, срывался на жене, Галине Беляевой, допускал по  отношению к ней грубые высказывания. Лотяну всегда был жёсток на  съемочной площадке, даже когда снимал свои лучшие картины и работа  ладилась. Что уж говорить о том, когда не получалось. 

А  Галя была почти девчонка, она не выдержала жесткого прессинга, этих  бесконечных вспышек гнева, перепадов настроения. Отчего-то некому было  ей подсказать, поддержать, а сама она не сумела быть мудрой, в силу  возраста, вероятно. Она не смогла на равных с Лотяну пережить эти  тяжелые съемки, она чувствовала свою вину за профессиональную  несостоятельность.

Съемки картины подточили, ослабили основы их брака. 

Премьера  фильма «Анна Павлова» лишь подтвердила то, что было понятно еще во  время работы: картина не получилась. Мировой кинематограф её не заметил,  как не оценила и зарубежная публика.

Куда-то  подевались волшебная сила и, одновременно, легкость талантливого  художника, способного творить на экране чудо, сказку, яркими красками  кино писать истории любви, жизни и смерти...

В  Москве Лотяну не простили неудачу с картиной. Говорят, именитые  советские артисты балета написали гневное письмо в высокие инстанции,  объясняя какой позор испытали они, посмотрев фильм.  Кинематографическое  начальство отвернулось от режиссера. Ему много лет прощали его нелегкий  характер, его неумение идти на компромисс, подстраиваться, быть гибким.

Прощали всё, когда он снимал выдающиеся картины. И при первой же неудаче Мосфильм закрыл перед ним двери.

Он  всего лишь немногим более десяти лет жил и работал в Москве, а кажется,  что это была огромная эпоха — эпоха Эмиля Лотяну. Впрочем, почему  кажется... Он действительно режиссер-эпоха. 

Свободный духом художник, поэт, последний романтик кино, страстный, своевольный, необузданный. 

После  съемок Беляева и Лотяну разойдутся. Там будет драма — с изменой Галины,  отбиранием у неё ребенка Эмилем. Он увезет сына из Москвы, уговаривать  бросится бывшая, которая всегда будет где-то рядом — Светлана Тома.  Будет убеждать Лотяну, что ребенку лучше с матерью. Эмилю и вправду было  некогда заниматься сыном, он рос на руках случайных людей... Говорят,  Беляевой даже пришлось обращаться в Комитет советских женщин — была  такая авторитетная организация в СССР — и Лотяну сдался, вернул мальчика  матери.

У него еще будут идеи и сценарии. Ни один из них не получил добро на съемки. Он устал бороться и вернулся в Кишинев. 

Последние  десять лет своей жизни Лотяну проживет не сняв ни одной картины, за  исключением одного документального фильма — но разве это его уровень? 

Он умер от рака. И от тоски. Как Камышев из его фильма. 

Сначала его мучила тоска. А потом сжёг рак.

Эмиль Владимирович Лотяну похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В 2011 году к 75-летию Эмиля Лотяну в Кишиневе установили памятник.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded