dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

«Создающие слово Божие». Пять историй о Праведниках Народов Мира (стр. 2)

Улица Груецка, 81

Пока что я рассматривала ситуацию, сложившуюся на территориях, входивших в Советский Союз. Хочу напомнить, что оккупационный режим там сразу был предельно жесткий, в отличие от западных стран, где он постепенно усиливался. Так, например, было и в Польше.

В центре Варшавы есть длинная улица Груецка.

«Дом, 81 граничил с известным предместьем Воля. Он стоял на просторном участке и был окружен садом и небольшим хозяйством, кормившим его хозяина, пана Вольского. Во дворе стоял деревянный парник, крытый застекленными рамами».

Под теплицей находился бункер «Крыся», в котором больше года укрывалось сорок евреев. Мечислав Вольский прекрасно понимал, насколько огромен риск. И поэтому он старался сделать все возможное, чтобы замаскировать бункер.

450PX-~1
27 апреля 1990 года на стене дома № 77 по улице Груецкой, на месте бывшего сада Вольского, была размещена мемориальная табличка.

«Чтобы все шло гладко, Вольские сами открыли маленькую лавчонку и оттуда поставляли все, что требовалось для сорока человек, не вызывая при этом подозрений».

Вся семья Вольских помогала обслуживать бункер.

«Когда люди работали возле самого парника, Януш, руководитель работ, старался постоянно держаться рядом, не отходить от них ни на минуту. Хоть стекла у парника и были дымчатые, тем не менее, Януш следил за тем, чтоб никто из чужих не приблизился к бункеру, не уловил вдруг постороннего звука, способного зародить подозрение. В течение дня двери теплицы были открыты, и тоже ради маскировки».

Януш был племянником Мечислава. Укрывать в центре города сразу такое большое количество евреев — это был очень смелый поступок. Безусловно, Мечиславу пришлось принять во внимание все доводы «за» и «против», когда он решался построить на своем земельном участке бункер. Он и вся его семья должны были бы постоянно жить под угрозой смерти. Ясно, что кроме благородных чувств, присущих Вольским, должна была быть еще хоть одна существенная причина, которая способствовала тому, что они пошли на этот риск. Мечислав, Януш и все его родные не признавали власти фашистов. И укрывание евреев в бункере было борьбой Вольских с нацистами. Мечислав помогал прячущимся у него евреям еще и моральной поддержкой.

«В поздние ночные часы, когда все уже было готово к завтрашнему дню, нас нередко посещал сам Мечислав Вольский. И он всегда приносил с собою заряд бодрости и надежды. Не будь он такой храбрец и к тому же такой неисправимый оптимист, вряд ли бы он решился укрыть сорок евреев в своей "теплице", расположенной в самом центре сада, кишащего многочисленными поляками — рабочими… Эти посещения Мечислава заряжали нас оптимизмом. Он возвращал нам, пусть на миг, самоуважение и чувство человеческого достоинства, которые так легко могли рухнуть от бесконечного сидения под землей».

Мечислав и Януш были просто необходимы для выживания евреев. Человек, который начинал сопротивляться фашистам хоть раз в жизни, больше не останавливался. Нередко он был готов на любые жертвы со своей стороны, лишь бы спасти и поддержать тех людей, которых он укрывал от неминуемой смерти.

«Мечислав служил нашим связным с внешним миром. Он рассказывал о том, что делается в Варшаве и что происходит на фронтах. Он был для нас "вестником событий". У него была связь с воюющим польским подпольем. Выполняя свои функции, он слушал передачи зарубежных станций (такое прослушивание было запрещено и каралось смертной казнью) и рассказывал нам об услышанном».

Конечно, Мечислав был доволен собой, когда в бункере справляли День Рождения «Крыси». Бункеру удалось просуществовать целый год, а это уже немало. Все они надеялись дожить до конца войны.

«Мечислав мечтал о награде, которую получит за то, что нарушил приказ немцев и спас сорок душ от уничтожения. Его охватывала гордость при мысли, что бункер станет мемориалом, памятником жестокого прошлого и острасткой на будущее».

Януш крепко подружился с одним евреем — ровесником, укрывающимся в бункере. Его звали Шимек. Они были довольно сильно не похожи друг на друга, но их связывало то, что они оба были одиноки. У Шимека в бункере не было ни одного сверстника, а Януш «взял на себя тяжкое и опасное бремя, которое могло ему стоить жизни: он был сообщником по ответственности за судьбу сорока душ, прятавшихся на территории его дома, и наказание за это — смертная казнь». Так что ему было не до друзей со стороны. К сожалению, когда бункер накрыли гестаповцы, по доносу одного восемнадцатилетнего парня, Мечислав не сумел спасти своего племянника, как это ему удалось сделать с остальными членами семьи.

«Януш заплатил жизнью за дружбу, которая родилась между ним и Шимеком».

В «Крысе» был один еврей, получивший кличку «хозяина бункера». И однажды Мечислав сообщил ему, что деньги двоих девушек, Баси и Мирьям, заканчиваются, а он не в силах сам их содержать. Предполагалось, что евреи в бункере устроят собрание, и каким-нибудь образом поделят эти расходы между всеми. Но нашлись такие люди, которые боялись сильно тратиться, так как им самим может не хватить денег до конца войны. Бася подслушала этот разговор и решила уморить себя голодом.

«Она вдруг ощутила себя всеми брошенной и обманутой. И этот шок отбил желание жить дальше».

Через несколько дней Бася умерла. Страх спасенных за себя и свое будущее провоцирует смерть Баси. Сами евреи стали такими же палачами, как и нацисты. Выбор между человечностью и бесчеловечностью существует для всех. Орна Ягур и ее муж не выдержали становившейся все более тяжелой атмосферы бункера и ушли на квартиру сестры Мечислава. Когда накрыли бункер, они оказались единственными уцелевшими.

* * *

С приходом к власти фашистов весь мир как будто сошел с ума. Те, кто становились сторонниками нацистов, теряли человеческий облик. Такие люди быстро теряли контроль над собой, переставали осознавать весь ужас своих поступков. Они поддавались своим чувствам, которые заглушали голос разума. Некоторые старались не замечать происходящие события. Надеясь остаться в стороне, они не думали о последствиях своей безразличности к судьбе мира. И среди этого безумия находились люди, которые сохраняли человеческие ценности. Они посвящали себя спасению гонимых. Одни осознавали, что для них высшей благом является жить перед Богом. Для других принятие фашизма было самоуничтожением. Поэтому они сопротивлялись всеми возможными для них способами, чтобы избавить мир от гибели.

В конце своего доклада я хочу рассказать вам одну притчу рабби Нахмана из Брацлава.

«Давным-давно жил да был царь. Узнал он, что грядущий урожай будет проклят, что каждый, кто к нему прикоснется, сойдет с ума. И вот, велел он построить огромный амбар и сложить туда все, что осталось от последнего урожая. Ключ же он отдал своему другу и сказал ему: «Когда подданных моих и меня поразит безумие, только ты сможешь войти в хранилище и есть незараженную пищу. Тебя не затронет проклятие. Но взамен тебе придется исходить всю землю, из страны в страну, из города в город, из улицы в улицу, придется идти от человека к человеку, рассказывая о том, что случилось с нами, и будешь ты голосить: «Люди добрые, не забывайте! На карту поставлена ваша жизнь, ваше спасение! Не забывайте, не забывайте!» (Эли Визель «Рассыпанные искры»).

Источники:
текст: Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 2: Cборник. Составители А.Е.Гербер, Д.В.Прокудин / Под ред. И.А. Альтмана. — М.: Фонд «Холокост», 2005.
фото http://www.nedelia.lt/kalendar-sobytijj/world_kalendar/9590-godovshhina-vosstanija-v-varshavskom-getto.html
          http://drang-nach.livejournal.com/101940.html
          http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer10/Kaluzhner1.php
          http://www1.yadvashem.org/yv/ru/about/institute/workshop_soviet_jewry.asp
          http://www.minsk-old-new.com/minsk-2949-ru.htm
          http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Memorial_plaque_at_77,_Gr%C3%B3jecka_Street_in_Warsaw,_Poland_-_20120823.jpg

Tags: Холокост, Шоа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments