dem_2011

Category:

Как «Ёжик в тумане» мир покорил. Чем уникальны работы Юрия Норштейна

Валентина Оберемко

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Когда появятся таблетки «от старости»? 15/09/2021 

15 сентября празднует 80-летие человек, придумавший Ёжика, Лошадь, Медвежонка и весь этот удивительный туманный мир, – режиссёр Юрий Норштейн. 

 Художник-мультипликатор, режиссёр мультипликационного кино Юрий Норштейн. / Максим Блинов / РИА Новости
Художник-мультипликатор, режиссёр мультипликационного кино Юрий Норштейн. / Максим Блинов / РИА Новости

15 сентября празднует 80-летие человек, придумавший Ёжика, Лошадь, Медвежонка и весь этот удивительный туманный мир, – режиссёр Юрий Норштейн.  А с 27 октября по 10 января в Еврейском музее и центре толерантности  пройдёт выставка «Снег на траве», приуроченная к юбилею мультипликатора,  основными экспонатами выставки выступят материалы студии Норштейна и  масштабные мизансцены – инсталляции. О том, какие истории оказались за  кадром легендарных мультфильмов, рассказывает куратор выставки искусствовед Мария Гадас.

Рты и глаза Акакия

Сам Норштейн о своих прошлых работах рассуждать не любит – возможно,  потому, что очень занят. Уже 40 лет он работает над мультфильмом по  гоголевской «Шинели». На вопрос, когда же он дойдёт до кадра со словом  «конец», Норштейн наложил табу. В его мастерской от пола до потолка  высятся шкафчики с выдвижными ящиками, на которых приклеены бумажки:  «Рты Акакия», «Глаза Ак. Ак.», «Глаза его же». Кажется, будто  гоголевский Башмачкин буквально подселился к Юрию Норштейну, а тот всё  не торопится его выселять.

Зато Ёжика – того самого, который в тумане, – Юрий Борисович давно  хочет выпроводить, да не получается. Мультфильм вышел на экраны страны в  1975-м. Сейчас даже как-то странно читать о том, что сперва «Ёжика в  тумане» отказывались пускать в большой прокат, поэтому он шёл в малом  зале кинотеатра «Россия». Но все 14 месяцев, что мультфильм там шёл, на  каждом сеансе были аншлаги, потому что «Ёжик» буквально взорвал мир  анимации.  

– Многие думают, что «Ёжик в тумане» – нарисованный фильм, –  рассказывает Мария Гадас. – На самом деле это наложение техник и слоёв  друг на друга. Туман – это целлулоид и калька. Целлофан используется  там, где имитируется вода. При этом речка показана и живьём – происходит  соединение документального кадра и анимации. Кружащийся лист – тоже  реальная съёмка с наложением рисунка. Такую технику, насколько я знаю,  часто используют в Голливуде. Кто первый её изобрел, Норштейн или  Голливуд, сложно сказать.

На одном из показов иностранные мультипликаторы попросили Юрия  Борисовича поделиться секретом, какие спецэффекты он применял при  создании «Ёжика в тумане». Норштейн достал кипу из целлулоидных Ёжиковых  тел, мордочек, лапок, узелков. Он собрал из нескольких заготовок того  самого Ёжика, взял в руки прозрачную кальку и накрыл ею зверька, а затем  чуть приподнял кальку. На большом экране, куда транслировались все  действия Норштейна, Ёжик внезапно начал теряться в тумане. «Вот такой у  меня Голливуд», – пояснил Юрий Норштейн. Оказывается, это  древнекитайская методика из театра марионеток: там персонаж прятали под  прозрачную плёнку с нанесённым тонким слоем пыли – так создавали туман.

При чём тут Данте?

По поводу внешности Ёжика ходили разные версии. Самая популярная: у зверька есть реальный прототип – писательница Людмила Петрушевская. По крайней мере, писательница упомянула об этом. Героев мультфильма нарисовала супруга Юрия Борисовича Франческа Ярбусова, а Норштейн срежиссировал сказку.

– Франческа прекрасный иллюстратор, работала с книгами Чуковского, Пришвина. То, что Ёжика его супруга срисовала с Петрушевской, сам Юрий Борисович отвергает. За основу Юрий Норштейн взял сказку Козлова. Но  в мультфильме всё приобрело таинственный, магический характер, как  будто это не Ёжик через туман пробирается, а сам зритель совершает  удивительное волшебное путешествие.

Когда Юрий Норштейн представлял «Ёжика в тумане» худсовету, он  расшифровал смысл своего творения, процитировав «Божественную комедию»:  «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Сейчас  же, устав от этого успеха, он стал периодически повторять фразу,  брошенную оператором Александром Жуковским: «Лучше портвейн в стакане, чем ёжик в тумане».

Смешал Ленина с Шагалом

Мировые аниматоры назвали «Ёжика в тумане» лучшим мультфильмом всех  времён и народов. А на 2-м месте оказалась другая работа Норштейна –  «Сказка сказок», которую, по его словам, он любит больше всего.

– «Сказка сказок» построена на детских воспоминаниях. Это Марьина  Роща – район, где жил Юрий Борисович, его дом. Волчок заходит в этот  дом, бродит по полузаброшенным комнатам и вдруг видит накрытые столы с  огромной длинной скатертью – это проводы на фронт. Хотя Юрий Борисович  родился в 1941-м и не помнит ужасов войны, она всё равно отпечаталась в  его жизни. Поэтому в «Сказке сказок» появляется эпизод с похоронками и  солдатами, уходящими по мосту. По воспоминаниям Юрия Норштейна, этот  мост реально был в Марьиной Роще.

Самый первый фильм Юрия Норштейна – «25-е, первый день» – создан в  1967–1968 гг. Норштейн смешал в фильме и первые годы революции, и  русский авангард. Взяв хронику демонстрации на Красной площади 1919 г.,  он добавил к ней изображение Ангела с картины Шагала. Или вырезал  фигурки с плёнки, на которой был записан фильм «Годы революции.  Октябрь», и оживил нарисованного Ленина, двигая фигурки перед камерой.  Получилось настолько похоже на кинохронику, что главный редактор  «Союзмультфильма» решил, будто Норштейн подпольными путями раздобыл  неизвестную ранее съёмку Ленина. Конечно, и Шагала, и Ленина цензоры из  мультфильма убрали.

– Юрий Борисович про цензуру в СССР отзывается нелестно, но всегда  упоминает, что в те времена были великолепные, просто парниковые условия  работы. Анимация мощно финансировалась, не надо было думать, где найти  деньги. А вот «Шинель» ему какое-то время пришлось делать на свои  средства.

В конце 1990-х Константин Эрнст решил освежить  программу «Спокойной ночи, малыши!». Он заказал Норштейну новую заставку  к передаче. Мультипликатор полтора года работал над заказом. Заставку  некоторое время крутили на Первом, а потом она пропала с экранов.  Говорили, что дирекцию Первого канала засыпали письмами родители,  которые уверяли, что персонажи заставки пугают их детей.

– Но Юрию Борисовичу некогда огорчаться – он продолжает работать над  «Шинелью», снято уже 20 с небольшим минут. Сейчас Норштейн получил  финансирование от Госкино на продолжение съёмок. Так что пока  поклонникам Норштейна остаётся просто наслаждаться процессом его  творчества и недосказанностью, как это любят делать в Японии.

Кстати, в Японии очень ценят творчество Норштейна. Юрий Борисович  дружит с одним из самых знаменитых японских мультипликаторов – Хаяо Мидзаки,  тот очень увлекается русской культурой, обожает Левитана. А по курсу  лекций, который Норштейн читал в Японии, была собрана уникальная книга  «Снег на траве». Наверное, японская поэтика очень близка творчеству  Норштейна, в нём ведь тоже есть тайна и волшебство.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded