Михаил Пришвин. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО (3)
Михаил Пришвин. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
- Начало здесь
8 Сентября. Перунов остров.
10 Октября. Покров. Вспомнить, описать то чувство рокового, стихийного и подлого страха (теперь близко к нему – та рефлексия при общении с провинциалами), то ожидание удара из-за угла, страх от жандармов, полиции, от учителя гимназического, от суда, от того, что делаешь не как все и как нужно, а сделается само как не нужно, и что в этом уже не я виноват, а все скажут, что это я. Вероятно, это чувство общее многим русским, судя по тому, что оно появляется во мне особенно сильно при сношении с провинцией, чиновниками мелкими, самолюбивыми, забитыми судьбой или поднявшими головы на почве жалования в 2000 р.
11 Ноября. Закрыть глаза, но сердце радуется, сердце чувствует что-то хорошее, бодрое, светлое.
Холсты белые разостланы на крышах, на земле белее белого самого чистого льна.
– С обновкою! – встречают.
17 Ноября. С обновкой.
Волхов становится, плывет лед-шорох, медленно, на чистые места утки домашние садятся, и там еще небо виднеется, но сейчас же затягивается и закрывается льдинами, и на льдины везде садятся вороны.
Адвокат у трактира с бумагой и женщина.
Девушка с ликом Мадонны выбирает граммофонные пластинки «помодней», вальсы, «Осенние грезы» и проч... Грустная сладкая музыка. Амурские, Дунайские.
29 Ноября. С обновкою! У Бога много всего! (Снег выпал). Дядя Михей (снег).
Днем лед-шорох остановился, закрывая, затаивая глубину отраженных небес. Вечером, на заре, месяц молодой взошел в розовой дымке. На крышах, на плечах церквей лежали белые одежды, заревым отраженным пурпуром сияли золотые кресты. В великой славе замерзала река и к полуночи стала. «С обновкой, с обновкой», – кричали утром. А наутро пела телеграфная проволока над ней панихиду.
Мороз был не слабый и не крепкий, чистенький морозец стоял. И говорили, что скоро будет мороз в сто градусов. Звезды вылупились.
Новгород из Юрьева зимой – зимняя сказка... снег... море... снежный разлив (розвальни – скифы)...
Вора поймали! Лунная ночь: серая трава. Отношения теней. Фантастическая береза – высокая. Чистота во дворе: при лунном свете все чисто. Флигеля, домики, крашеные охрой, с мезонинами, сошлись близко, тесно, будто средние века. В окне печка с плитой. Огонек на плите под [лежанкой] русской печки; Мария Антоновна, жена городового, звонит к евреям, звонит к актерам и всем говорит одно: «Вора поймали! в саду... мой-то на посту, и позвать нельзя – воры уйдут: пусть, при народе не убежит, хозяин держит»... Белое пятно в кустах: надворный советник. Корзина бельевая стояла на дворе, хватилась М. А. – нет корзины, туда, сюда, а корзина под грушей, в кустах ноги лежат.
Испугалась, что хозяин на нее скажет – она грушу отрясла, и пошла доложить. А хозяин велел саблю вынести и, махая саблей, сел под грушу на вора и держит его долго, пока не сошлись актеры и все жильцы. Увидев интеллигенцию, хозяин, одной рукой придерживая вора, другой отирая пот с лица, вымолвил: «Фу, как разволновался!» И когда пришли еще евреи, сказал вопросительно: «Ну, теперь можно пускать? Заметим лицо, следите за ним». И пустил. Но вор не поднялся и, продолжая лежать в траве, проговорил: «Я не пойду, я тут спать буду! – Чего же ты не бежишь?»
Пришел городовой и увел вора. А надворный советник обходил дом, потом с фонарем чуланы, заглядывая в нужники. «Вместе с домом и воры заводятся, как тараканы, и хозяин должен думать. Отчего крысы заводятся, отчего воры – кто виноват: заборы новые... или так уж назначено – как дом, так и вор».
К описанию нашего двора: сопоставить сон как особое чувство, мало исследованное, с чувством обоняния, первичным чувством.
Он выходит на двор рано утром с немытым лицом, и несмытые клочки сновидений странно встречаются с бодрым рассветом. Голодные остервенелые коты на крышах зелеными сумасшедшими злыми глазами смотрят на него, судорожно извивая хвосты. Два его дворовых пса вышли на траву, обнюхивая балясник, травинки, читая историю ночи в тончайшем ощущении запаха ночи через свежую утреннюю росу. Ночные клочки облаков и болотных туманов расходились. Мокрая ворона оправлялась. Конец: он умылся, и все кончилось.
Непостижимое нам чувство собачьего обоняния: читают столбики, читают камни-романы... Клочки запахов и клочок сновиденья, и кажется сновидением особое такое же собачье чувство и пр.
Имеет двор с пятью флигелями, но мечтает купить где-нибудь отдельную лачугу, поселиться в ней и писать Христа. А прозвище ему «полковник».
– Европа! Мы в Европе живем – вот она, Европа эта самая: идут по улице три парня, сторонись, не посторонился – обругают, а если сам обругал, так и чкнет еще ножом. Самая Европа! А то пришли трое, сели у полотна железной дороги на поле и обещаются: кто первый придет сюда – зарежем! Пришла свинья – зарезали. Потом их судили.
А один мальчишка-кузнец сковал себе шило длинное, четверти в две, и на вечеринке одного парня, когда тот на гармонии играл, чкнул. И никто не заметил, отчего это вдруг парень повалился, думали, пьяный. Доктора позвали, – оказалось, проткнул. Европа, в самой Европе живем!
Объяснение всем этим явлениям – будто бы влияние Пинкертона: это все геройство. И жесты усваиваются: рукой повел, глазами, и все как у Пинкертона. Когда-то народ верил, что книга с неба падает и пишется Богом, и, прочитав, уходил в леса. Мальчики читали М. Рида и бежали в Америку. Теперь, прочитав Пинкертона, изображают героев. Узнав это объяснение, становится все-таки легче: ведь это вовсе не в натуре природы, это дело рук наших. Как декадентство возникло (в борьбе за личность), так и тут свое декадентство через Пинкертона. Бурная химическая реакция освобождения.
Мыс Челюскин и Спас Нередица: культура связи. Цивилизация дробит быт. Процесс цивилизации: вперед едет воин с мечом, потом [монах] с крестом, потом купец. Свергаются боги и воскресают внутри.
Долбня Ивана Грозного.
Герцен. Нередица. Федор и французская София – день прощения... торжество православия. Пристав – долбня, архиерей, поклоны (Устьинский)...
Беседа с Устьинским. О Гермогене. Во главе церкви Царь. Он управляет через Синод. Русский народ не создал пророков (Соловьев). – А Толстой? – Что же Толстой – у него рука была при дворе, этим и спасся.
Источник: http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/dnevniki/dnevniki-otdelno/bogoiskatelstvo-1911.htm