Борис Семенович Милютин

220px-Milutin_1
Б. С. Милютин во время репетиции симфонического оркестра. Фотография из архива И. Б. Милютиной // Фотограф В. Рахманов

В нынешнем 2013 году исполняется 20 лет как ушёл из жизни видный деятель молдавской музыкальной культуры народный артист Молдавии  Борис Семёнович Милютин – симфонический и оперный дирижёр (1905 - 1993). Он принадлежал к кругу тех людей, которые внесли большой вклад в музыкальную культуру Молдавии.  Сегодня его день рождения.


Мой педагог по композиции С. М. Лобель (1910 – 1981), с именем которого связано становление и развитие жанра молдавской симфонии, вспоминал, что исполнительская жизнь (без чего, как известно, любая  музыка мертва!) его симфонической музыки началась тогда, когда с концертной эстрады в Кишинёвской филармонии прозвучала его Первая «Праздничная» симфония. Это было в далёком 1949 году.   За дирижёрским пультом тогда стоял Борис Милютин, возглавлявший в те годы созданный им в Молдавии симфонический оркестр. Для композитора это было, как он сам говорил, своего рода «боевым крещением». Рассказывал С. М. с удовлетворением и о том, что его симфоническое творчество и далее привлекало внимание этого  крупного, авторитетного музыканта. Об этом, в числе прочего,  свидетельствовал, к примеру, живейший отклик дирижёра на монументальную Пятую симфонию. По этому поводу он даже выступил в местной прессе, о чем упомянуто в литературе (Е. С. Клетинич. Соломон Лобель. М., 1973, с. 86). Б. С. писал: «Немало интересных, талантливых произведений создано молдавскими композиторами в преддверии знаменательной ленинской даты (имеется в виду 100-летие со дня рождения Ленина). Среди них едва ли не самое значительное – Пятая симфония Лобеля… Высокий, подлинно гражданский пафос, глубина философских раздумий, новизна художественного воплощения – в этом значимость нового произведения молдавского симфонизма». (Газета «Советская Молдавия» от 19 февраля 1970 года).

С. М. весьма ценил мнение и вообще авторитет Б. С. Эти достойные люди, кстати, значительно сблизились, не только творчески, но и душевно,   долгие годы сотрудничая  и на ниве высшего музыкального образования.  Личности обоих этих профессоров  были весьма значительны и пользовались большим авторитетом в консерватории — и у  своих коллег, и, тем более, у студентов.

Выпускники же дирижёрского и оперного классов проф. Милютина  с годами заняли достойное место в музыкальном искусстве и стали известны далеко за пределами республики.


Дмитрий КИЦЕНКО, композитор
____________


Слово об отце

«… Живя всю жизнь в Молдавии, отец мой много сил отдал созданию там симфонического оркестра, не одно десятилетие возглавляя его в качестве художественного руководителя и главного дирижёра. К тому же всю жизнь он был буквально одержим идеей создания оперной студии при Кишинёвской консерватории. Он долгие годы хлопотал об этом, добиваясь в своём консерваторском оперном классе значительного приближения к студийному уровню.

Кроме того, он обучал иных талантливых музыкантов дирижёрскому мастерству. Таким образом, класс профессора, народного артиста Молдовы Бориса Семёновича Милютина стал подлинной кузницей музыкальных кадров для молдавского искусства. {…}  На моих глазах творческая энергия отца питала жизнь в искусстве многих.  Пребывая в сфере высокой духовности, он заражал ею других, и прежде всего – своих учеников.

Всю жизнь его манили, как поющие сирены, две музы. Тонким эстетическим вкусом и стилевым чутьём он был обязан не только искусству музыки, но и глубокому проникновению в мир живописи, поклонению  искусству великих старых мастеров. А ещё ему было свойственно увлечение иностранными языками и мировой историей. Надо думать, что и то, и другое открывало ему просторный выход в миры иных культур прошлого и настоящего. Всё это запечатлено в том, чем он окружал себя в своей обширной библиотеке и фонотеке, всю жизнь собирая бесценные материалы в каждой из этих сфер человеческого знания. В записях отца, пометках на страницах партитур и книг, его переводах иностранных текстов оперных либретто, в кипах исписанных тетрадей – все грани его личности…».

Из книги: Изольда Милютина. «Между прошлым и будущим».  Gutenberg, 2004, c. 12.