Category:

Виват, Маэстро! Биз хундерт ун цванцик! (До 120!)

К юбилею Евгения Кисина

Уже в заглавии своей восторженной заметки я хотел обозначить своё отношение к этому удивительному человеку — великому музыканту и настоящему Еврею с большой буквы.  Ещё будучи в Кишинёве, работая в Молдавской музыкальной Академии, я слушал со своими студентами много записей, сначала вундеркинда (достаточно вспомнить, как в 13 лет, в 1984 году он блестяще дебютировал в Большом зале Московской консерватории, исполнив с симфоническим оркестром  филармонии в один вечер  два!! Концерта для фортепиано и оркестра своего любимого на всю жизнь Шопена); а потом уже молодого, первоклассного пианиста. Я радовался, что на фортепианном мировом горизонте появилась новая еврейская звезда! И вдруг в один прекрасный день  получаю из Нью-Йорка, от своего хорошего друга-писателя, бывшего тогда главным редактором крупнейшей  идишской газеты»Форвэртс»Бориса Сандлера компакт-диск под названием «Ойф ди клавишн фун идишер поэзие»(«На клавишах еврейской поэзии») с подзаголовком — «Лидэр фун идише дихтэр лэйнт Евгений Кисин» («Стихи еврейских поэтов читает Евгений Кисин.») Для меня это было шоком! Конечно, я знал, что Евгений серьёзно занялся изучением идиша после своего знакомства в Нью-Йорке с Борисом Сандлером, которого он считает своим Гуру в мамэ-лошн или «бобэ-лошн»,как назвал Евгений идиш в одном из первых своих стихотворений в  память о  бабушке Рохл и дедушке Ароне. Но то, что он так быстро выучит язык, чтобы исполнять на нём стихи, да ещё с такой выразительностью и глубиной , превращая поэзию в музыку, повергло меня в изумление! Собственно, с еврейской поэзии и началось наше знакомство с Евгением, когда несколько лет назад он приехал на гастроли в Израиль по приглашению выдающегося музыканта Зубина Мета, бывшего тогда главным дирижёром симфонического оркестра Израильской Филармонии, в связи с восьмидесятилетним юбилеем этого прославленного коллектива. Во время пребывания Кисина в Тель-Авиве Союз писателей и журналистов Израиля, пишущих на идиш, или как его ещё называют — Бейт-Лейвик, организовал в его честь литературный вечер, где Евгений читал свои стихи, рассказывал о дороге к идишу, слушал выступления местных идишских поэтов. Там он попросил меня прочитать несколько стихотворений моей незабвенной мамы — еврейской поэтессы Любы Вассерман, ставшей в Биробиджане, где она долго жила и творила, одной из  жертв сталинских репрессий. Оказывается, Евгений был знаком с её с поэтическим  творчеством, как и с творчеством других биробиджанских литераторов, разделивших её трагическую судьбу.  С этого вечера и началась наша дружба. Я считаю, что судьба мне её преподнесла ,как один из лучших подарков в жизни. Тогда же Евгений пригласил меня в Филармонию на юбилейный концерт симфонического оркестра, где он сыграл в сопровождении юбиляра под руководством Зубина Мета  Второй концерт Рахманинова. И это был незабываемый концерт! Я впервые услышал Кисина «живьём», а никакую, самую лучшую запись нельзя сравнить с живой музыкой, рождающейся под пальцами музыканта такого уровня, прямо на твоих глазах. В своей жизни я слышал это гениальное произведение в исполнении многих знаменитых музыкантов, но должен признаться, что только игра Евгения, особенно вторая, «восточная» часть этого концерта тронула  до слёз, что прежде со мной никогда не бывало. Потом уже я прочитал в его книге «Воспоминания и размышления», вышедшей в Москве в 2017 году, что «Вторая часть и побочная тема финала Второго концерта с их восточным колоритом всегда ассоциировались у меня с есенинскими стихами о Шаганэ.»   

И вот эти ассоциации, богатое творческое воображение, основанное на широчайшей эрудиции, знании литературы и поэзии, на собственной романтичности его натуры, отличает игру Кисина от многих известных пианистов. Для меня Евгений скорее не пианист, а художник-живописец, который  своими пальцами рисует на рояле разнообразные звуковые картины, соответствующие и замыслу композитора , и его — Кисина — могучей художественной фантазии. От этого его исполнение всегда оригинально, и вызывает восторженное восприятие у слушателей. Свидетельством тому — его недавний концерт в Иерусалиме, посвящённый пятидесятилетию музыканта. Мне посчастливилось побывать на этом концерте вместе с дочкой и внуком, и они заявили после окончания, что стали навсегда поклонниками его таланта. А мой внук — технарь- программист — так кричал, вскочив из своего кресла «Браво!», что едва не упал в соседний нижний ряд. Впрочем, такой он был не один. Весь огромный зал Иерусалимского Центра музыки «Беньянэй хаУма», насчитывающий 3000 мест и заполненный до отказа, взрывался аплодисментами после каждого номера программы. Об этом концерте хочется сказать особо. То, что Евгений принял решение провести своё единственное юбилейное выступление в столице Израиля, говорит о его подлинном еврейском патриотизме, о желании  отметить праздник в своей стране. Причём он объявил концерт  как благотворительный, и  весь сбор от него должен пойти на поддержку юных музыкантов Иерусалима. 

 Ощущение праздника началось с первого его появления на сцене до последней ноты Вальса любимого  Шопена, которым он закончил третье отделение концерта. Да, да, это не описка, Евгений был в таком «ударе» и играл с таким удовольствием, что превратил традиционные «бисы» в ещё одно концертное отделение! Я не собираюсь заниматься критическим анализом  программы, потому что критики должны здесь замолчать, скажу только, что она была составлена с тонким вкусом и большой любовью к дорогим для сердца пианиста великим именам — Баха, Моцарта, Бетховена и, конечно, Шопена, чьим Анданте спианато и Большим Блестящим Полонезом он буквально «взорвал» зрительный зал при окончании основной программы. Ну, а дальше пошли «бисы», на которых уже публика больше стояла, чем сидела. Это был настоящий триумф выдающегося музыканта, который, надеюсь, надолго останется в его памяти, как и тех, кто слышал его в тот вечер.

И свои короткие заметки я бы хотел закончить , как и начал, с еврейской темы в творческой жизни юбиляра. Мне известно,  что в последнее время, когда из-за пандемии короновируса был нарушен весь график концертов, запланированных на несколько лет вперёд, Евгений написал и издал на идиш две книги дневников, связанных и с повседневной жизнью его семьи в эпоху эпидемии, и с философскими размышлениями о музыке, литературе, политике, где он жёстко дискуссирует со своими оппонентами в защите демократических ценностей, в отношении к тоталитаризму, к антисемитизму, к государству Израиль. Я читал фрагменты  этих дневников в ежемесячном Интернет-журнале «Идиш Бранже», («Еврейское братство»), издаваемом в Нью-Йорке Борисом Сандлером. 

Я уже писал в прессе, что Евгений недавно обратился и к сочинению еврейской музыки. Впервые в истории еврейского театра он написал детский мюзикл «Птичка Алэф из старого граммофона»по мотивам сказки Бориса Сандлера про слонёнка Эли, который со своими друзьями учит идиш. Этот спектакль с большим успехом сыграли дети Биробиджанского ансамбля»Иланот», сейчас готовится его новая постановка.

И ещё есть у Евгения надежда 12 августа следующего года, в семидесятую годовщину со дня расстрела на Лубянке сталинскими палачами лучших еврейских писателей и поэтов, провести в Москве вечер их памяти, где звучали бы в оригинале на идиш в исполнении Евгения Кисина и в русских переводах в исполнении известного актёра из Театра на Таганке Вениамина Смехова произведения Давида Бергельсона, Давида Гофштейна, Переца Макиша, Лейба Квитко, Ицика Фефера в музыкальном обрамлении знаменитых композиторов той эпохи Александра Крейна и Моисея Вайнберга.

Такой же музыкально-поэтический вечер Кисин надеется провести и в Нью-Йорке. Алэвай, что бы его замыслы, особенно о вечере-реквиеме в Москве, осуществились…

Когда я думаю об Евгение Кисине, то всегда вспоминаю беседу с известным идишским писателем из Вильнюса, жившем и умершем в Израиле, Авромом Карпиновичем. Он говорил, что «идиш никогда уже не будет языком еврейской улицы, но он станет языком еврейских аристократов». Таким, одним из виднейших еврейских аристократов нашего времени, я вижу Евгения Кисина! Биз хундэрт ун цванцик,тайерер фрайнт! («До 120, дорогой друг!»).

Серго Бенгельсдорф
Нагария,Израиль.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded