Эти два удивительных человека родились в один год, жили и работали в Кишиневе, стояли у истоков молдавской композиторской школы. Значение их для молдавской культуры огромно, но как нам кажется, не до конца оценено.
Ниже мы публикуем некоторые материалы, посвященные этих двум незаурядным личностям.
Леонид Симонович Гуров родился 20 июня (3 июля) 1910 года в селе Архангельское Херсонской губернии — молдавский советский композитор и музыкальный педагог, профессор. Народный артист Молдавской ССР, лауреат Государственной премии Молдавской ССР.
В 1932 году окончил Одесскую консерваторию по классу композиции Н. Н. Вилинского, затем преподавал в ней до 1941 года, занимал пост секретаря Одесского областного отделения Союза композиторов Украины, где председателем был его учитель Н. Н. Вилинский. Во время войны находился в Иркутске, после возвращения из эвакуации получил место преподавателя теории музыки и композиции в воссозданной после войны Кишинёвской консерватории, был членом президиума Союза композиторов Молдавии.
В дальнейшем работал также по приглашению в консерватории города Тяньцзинь (КНР), в 1958 вернулся в Кишинёв, где четыре года спустя стал профессором консерватории. Умер 5 июня 1993 г. в Кишинёве.
В творчестве композитора позднеромантические и импрессионистские тенденции органично сочетаются с элементами молдавского фольклора. Л. С. Гуров был одним из самых значительных музыкальных педагогов по композиции в республике, среди его учеников — Соломон Лобель, Георгий Няга, Давид Федов (Фейдман), Василий Загорский, Злата Ткач, Семён Лунгул и другие известные впоследствии деятели молдавской музыкальной культуры.
Соломон Моисеевич Лобель — молдавский советский композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств Молдавии.
В композиторском творчестве Соломона Лобеля преобладают симфонические жанры. С. М. Лобель — единственный молдавский симфонист, автор первой симфонии, в которой использован интонационный строй молдавской народной музыки. Среди других сочинений — 7 симфоний, в том числе VI симфония — «Памяти жертв фашизма»; концерты с оркестром — скрипичный и фортепианный; 7 тетрадей фортепианных пьес; 3 струнных квартета; 4 сонаты и другие пьесы для фортепиано, романсы, обработки молдавских народных песен; хоры, в том числе «Поэма о Хае Лившиц» на слова Ливиу Деляну для смешанного хора без сопровождения и солиста; песни на стихи Е. Н. Букова, М. Эминеску, К. Кондри. Другие произведения: музыкальная комедия «На берегу Урала»; хореографические сцены на казахском музыкальном материале.
Из книги: Е. Клетинич. С. Лобель. Всесоюзное издательство «Советский композитор». Москва, 1973:
…Есть художники, сохраняющие в своем творчестве удивительную верность одной теме... С тех пор, как в 1949 году прозвучала «Праздничная симфония» Соломона Лобеля, в центре его музыки — жизнь молдавского народа. Мыслями о его исторических судьбах и о сегодняшнем дне, поэзией природы и быта проникнуты сочинения композитора. Автор первых в республике симфоний, основанных на национальном мелосе, он внес значительный вклад и в область камерно-инструментальной музыки, и в вокально-хоровые жанры.
Сложен и интересен жизненный и творческий путь Лобеля. От участия в революционном движении 30-х годов в рядах подпольной Коммунистической партии Румынии — к активной деятельности по созданию профессиональной музыкальной культуры на освобожденной молдавской земле. А в творчестве — от небольших фортепианных пьес — к монументальным эпико-драматическим полотнам, от жанровой описательности первых композиций — к философской обобщенности, психологизму струнных квартетов, зрелых симфоний.
Высокий профессионализм и глубокое проникновение в народную песенность, подлинная самобытность творческого почерка выдвинули Лобеля в ряды ведущих композиторов Молдавии.
Соломон Мойсеевич Лобель родился 27 января 1910 года в румынском городе Яссы, в семье служащих. Мальчику было семь лет, когда на одном из фронтов первой мировой войны был убит его отец. Заботы о детях — а их было четверо — легли на плечи матери. Плата за ее службу в частной конторе вместе с небольшим государственным пособием за погибшего мужа могла обеспечить семье лишь весьма скромное существование. Тем не менее она приложила все усилия, чтобы дать детям образование. Лобель учился в начальной школе и гимназии, а затем поступил на юридический факультет Ясского университета. Одновременно он занимался музыкой: сначала дома, а с 15 лет — в консерватории, где его преподавателями были И. Сибиану и А. Бурада по фортепиано и Константин Джорджеску по теоретическим дисциплинам. К этому времени относятся его первые опыты в композиции, не выходившие пока за рамки широко распространенного в те годы жанра детских школьных песен. Но основное место в жизни Лобеля занимали тогда не университет и не музыка.
...Сложностью и остротой противоречий отличалась общественная жизнь королевской Румынии тех лет. Непрекращающийся экономический кризис, насильственная «румынизация» оккупированных в 1918 году территорий, воинственность создававшихся при поддержке правительства фашистских организаций и открытый террор против коммунистов — все это обусловливало неослабевающий накал революционной и политической борьбы.
Захваченный волной революционного движения, Лобель рано сумел разобраться в его движущих силах, классовой сущности. Симпатии юноши были полностью на стороне загнанной в подполье Коммунистической партии. Он предоставляет свою квартиру для конспиративной почты и хранения нелегальных материалов, а вскоре переходит к более активной политической деятельности. В 17 лет он вступает в комсомольскую ячейку рабочих железнодорожных мастерских, в 19 — становится членом Компартии Румынии.
Лобель составляет листовки, воззвания, обращенные к населению Ясс, редактирует и печатает иа ротаторе местную подпольную газету. Избранный в Областной комитет Компартии Молдовы, он возглавляет его технический аппарат: ведает подпольной типографией, хранением конспиративных материалов, связями с другими населенными пунктами и центром — Бухарестской партийной организацией.
Совмещать учебу в консерватории и университете с активной подпольной работой Лобелю удавалось вплоть до 1931 года, пока полиция не узнала о его нелегальной деятельности. Скрываясь от преследований, он по решению партийной организации переезжает в Бухарест. На семь лет прерываются занятия музыкой: Лобель становится профессиональным революционером. Он руководит центральным техническим аппаратом партии, выполняет ряд ответственных поручений Центрального Комитета. В 1934–1935 годах он принимает участие в организации дерзкого побега из тюрьмы в Крайове руководителей крупной забастовки железнодорожников, обеспечивает участникам побега выезд за пределы страны.
В 1937 году Лобель был арестован. Его задержали на явочной квартире у одного из сотрудников типографии, у которого полиция нашла перед этим листовки и незаполненные матрицы. И хотя, кроме самого факта прихода на эту квартиру и давних подозрений полиция не имела прямых улик, его держат в течение трех недель в сигуранце1, а затем переводят в военно-политическую тюрьму «Жилава», одно название которой вызывало в то время ужас. Сила убеждения и стойкость духа молодого коммуниста были настолько высоки, что ни еженощные допросы, ни зверские побои не смогли вырвать у него каких-либо показаний на товарищей. И спустя пять месяцев «за неимением улик» Лобеля были вынуждены освободить.
Между тем политическая обстановка в стране становилась все более напряженной. С помощью армии король Кароль II установил самодержавный режим, распустил все партии и демократические организации, узаконил неограниченный произвол сигуранцы. В условиях нарастающего террора Центральный Комитет принимает решение о необходимости для каждого ответственного члена партии найти себе какую-то официальную работу, легальное положение, маскирующее его подпольную деятельность. И Лобель, решив продолжить занятия музыкой, поступил в Бухарестскую музыкальную академию.
Здесь он учится по классу фортепиано у Флорики Музическу (дочери Гавриила Музическу) и одновременно интенсивно занимается композицией под руководством профессора Михаила Жоры2. У него же он проходит и контрапункт.
В классе этот крупного теоретика Лобелем были приобретены немалые профессиональные знания. Здесь он написал ряд фортепианных произведений (две сонаты, Каприччио, Рондо, Скерцо), много романсов (в их числе вокальный цикл «Нигде нет тишины» на тексты молодого румынского поэта Шт. Попеску). Запись этих сочинений, к сожалению, не сохранилась.
В классе М. Жоры приветствовалось обращение к фольклору. И хотя народные интонации использовались в тот период преимущественно в колористических целях, обращение к народному творчеству само по себе было явлением прогрессивным. Лобель сделал тогда ряд обработок народных песен: среди них «Птичка» (для хора), «Когда вспоминаю милую» (для голоса и фортепиано). Фольклорные мелодии применялись им и в оригинальных сочинениях.
Лобель окончил Бухарестскую музыкальную академию как теоретик, композиторского образования он завершить не успел. 16 июня 1940 года состоялся концерт класса композиции профессора М. Жоры, в программе которого стояло несколько сочинений Лобеля (скрипичные «Вариации», три романса, Рондо и Каприччио для фортепиано), а на следующий день его вновь арестовывают и определяют в пограничный штрафной батальон.
Здесь он узнал об освобождении Бессарабии. С этим знаменательным событием связаны последние страниць подпольной деятельности Лобеля. Многие солдаты из его части были родом из Бессарабии. Румынские офицеры запугивали их, убеждали не возвращаться на родину, Лобель, как коммунист, считал своим долгом разоблачать эту пропаганду. Кое-какие сведения о его агитации среда бессарабцев просочились в офицерские круги. Началось расследование, но ему удалось скрыться от охраны. Некоторое время он находился на нелегальном положении, а в ноябре того же 1940 года с помощью друзей по партии перебрался в Советский Союз.
Много лет спустя, в 1967 году, С. М. Лобель, в числе других участников революционного подполья был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Молдавской ССР (Указ от 31 октября 1967 г.).
Получение советского гражданства ознаменовало начало нового этапа в жизни и творчестве Лобеля. Впервые за много лет он почувствовал себя в физической безопасности, вне преследования полицией, постоянной угрозы ареста. И вполне естественно, что ощущение личной свободы, ясности перспективы порождало восторженные надежды, большие творческие планы. Прежде всего Лобель стремится завершить композиторское образование. Он поступает в только что открывшуюся Молдавскую государственную консерваторию в класс Штефана Няги. Окончить консерваторию, однако, ему не удалось.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Как и многие деятели искусства, Лобель с самого начала войны был призван в ряды Красной Армии. Первые полтора года он служил в различных воинских частях, а в начале 1943 года его перевели в большой ансамбль красноармейской самодеятельности ГУАС (Государственного управления авиационным строительством). Наряду с концертами для воинов Советской Армии, этот коллектив часто выступал в различных городах Советского Союза: Ростове, Астрахани, Саратове и др. Лобель становится музыкальным руководителем ансамбля. Он дирижирует хором, насчитывавшим 120 человек, в репертуаре которого наряду с народными и массовыми песнями были и хоры Брамса, Вагнера, Танеева, народным и духовым оркестрами, выступает в качестве пианиста в камерных концертах. Нередко ему удавалось записывать по слуху с первого исполнения по радио новые песни советских композиторов и затем, аранжировав их, в тот же день разучивать с хором. Так были оперативно «озвучены» многие песни В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, В. Г. Захарова.
В творчестве Лобель обращался в первую очередь к патриотической и исторической тематике, к различным сторонам солдатской жизни, быта. Наряду с песнями («В далеких степях Казахстана», «Марш бойцов-строителей», «Как за лесом») им были созданы музыкальная комедия «На берегу Урала», радиооратория «Амангельды», названная по имени легендарного казахского героя прошлого века. Для исполнения хореографической секцией ансамбля предназначены были танцевальная картинка «Вечеринка» и крупная хореографическая сцена из казахского эпоса «Джигиты батыра Срыма». Все эти произведения не заняли заметного места в творческой биографии композитора, но, написанные в трудные годы войны, злободневные и актуальные, предназначенные для конкретного исполнительского коллектива, они, несомненно, были полезны и нужны.
Демобилизовался Лобель спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, в начале 1946 года. 36-летним человеком, имевшим за плечами немалый и нелегкий жизненный опыт, возвратился он в Кишинев. И первой его мыслью было возобновление столько раз уже прерываемой учебы в консерватории. Сразу после приезда явился он к заведующему кафедрой теории и композиции Л. С. Гурову и после небольшого вступительного испытания был зачислен на старший тогда в консерватории второй курс.
Первые послевоенные годы с полным основанием могут быть названы начальным этапом широкого и всестороннего развития молдавского профессионального творчества. Все созданное до этого было, в сущности, отдельными опытами, экспериментами, приносившими порой неоспоримые удачи, но в целом являвшимися лиши предысторией современной молдавской музыки. Вспомним, что молодые композиторы левобережной Молдавии (Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков, А. П. Каменецкий) писали в 30-х годах в основном песни, а их инструментальная музыка исчерпывалась, как правило, пьесами-обработками типа фантазии, попурри.
Болышинство симфонических произведений, созданных композиторами бессарабцами (С. Т. Нягой, Е. К. Кокой, К. Н. Златовым и другими) до освобождения Правобережья, не сохранилось.
Существенный вклад в дело создания молдавской профессиональной культуры внесли композиторы братских республик, в первую очередь — Украины (Н. Н. Вилинский, Л. С. Гуров, С. Д. Орфеев), создавшие ряд произведений крупной формы, основанных на молдавском мелосе. И все же обращение к молдавской народной песне было эпизодическим в творчестве этих композиторов, их поиски по ее претворению в профессиональной музыке не могли быть особенно обширными и разносторонними: как правило, они не выходили за рамки общеизвестных традиционных приемов и средств.
Самобытная молдавская композиторская школа могла возникнуть только на почве глубокого постижения особенностей, закономерностей народного творчества и кропотливых поисков и отбора художественных средств, естественно и органично ему соответствующих. Наметившаяся было после воссоединения Молдавии широкая деятельность в этом направлении была прервана нападением фашистской Германии и вновь возобновлена только после окончания войны. Что касается произведений военных лет, то кроме многочисленных песен, яркими и несомненно ценными завоеваниями молдавской музыки явились сочинения Шт. Нягн, и в первую очередь его волнующая «Поэма о Днестре». Но это были пока одинокие вершины. И, вернувшись после демобилизации в Кишинев, Лобель оказался в ряду композиторов, стоявших факгически у истоков становления молдавской советской музыкальной культуры.
В класс композиции Л. С. Гурова он пришел, yже имея практический опыт, владея многими приемами профессионального письма. В то же время он был весьма поверхностно знаком с русской классикой, ее богатейшимп традициями претворения народного мелоса. Между тем, прочное овладение этими традициями с последующим их творческим преломлением могло помочь решению многих задач. И композиторы — ученики Л. С. Гурова, великолепно знавшего русскую классическую музыку, русский и украинский фольклор и начавшего научное исследование молдавской народной песни, многое в этой области могли почерпнуть у своего педагога.
В годы учебы в консерватории Лобель работал упорно и целеустремленно. В классе полифонии Н. С. Пономаренко он осваивает мало знакомый ему до тех пор строгий стиль (искусство контрапункта XV—XVI столетий) и в то же время пишет фуги в современном стиле. Некоторые из них — на молдавской тематике. В числе его сочинений тех лет — песни и романсы, множество фортепианных произведений (среди них Первая соната два Скерцо (одно — для симфонического оркестра, другое — для струнного квартета) и, наконец, дипломная работа композитора — его Первая симфония3.
В 1947 году Лобель был принят в Союз композиторов Молдавии, а год спустя, еще студентом вуза, был приглашен на работу в консерваторию ассистентом Н. С. Пономаренко по классу специальной гармонии. С тех пор вот уже более двадцати лет, Лобель совмещает композиторское творчество с педагогической деятельностью: ведет классы сочинения, анализа музыкальных произведений, гармонии, полифонии на кафедре теории и композиции, является научным руководителем многих дипломантов-музыковедов. С 1962 года он доцент, а с 1960 года исполняет обязанности профессора на кафедре композиции и музыковедения Института искусств им. Г. Музическу. Неоднократно он избирался членом правления Союза композиторов Молдавии.
За большие заслуги в развитии молдавской музыки, подготовку музыкальных кадров республики Указом Президиума Верховного Совета МССР от 16 апреля 1960 года Соломону Мойсеевичу Лобелю присвоено звание заслуженного деятеля искусств Молдавской ССР.
1946
Молдавские композиторы на строительстве Комсомольского озера. Слева направо: В. Загорский, Л. Гуров, Л. Беров, С. Лобель, А. Блехерман, Г. Борщ, С. Златов. 1947
Первый послевоенный выпуск Кишиневского музыкального училища. Занятия ведет С. Лобель. 1948
1949
Группа молдавских композиторов в дни Первой декады молдавского искусства в Москве. Сидят слева направо: В. Масюков, В. Барончук, четвертый – С. Лобель. Крайний справа – Г. Восканян, композитор из России. 1950
Начало 1950-х гг.
На Втором съезде композиторов СССР. В центре — Д. Шостакович, справа от него — З. Столяр, В. Загорская, С. Лобель, Н. Киоса. Сзади Д. Шостаковича — С. Лунгул. Фотографирует — В. Загорский. 1957
Исполняется Пятая симфония С. Лобеля
После исполнения Пятой симфонии
В дни декады молдавского искусства в Москве. Крайний слева – Н. Шехтман, крайний справа – Г. Няга
На заседании Правления молдавского Союза композиторов. Председательствует Д. Гершфельд, а слева направо – Л. Гуров, В. Загорский и С. Лобель. 1961
____________
1 Сигуранца — политическая полиция в старой Румынии.
2 Михаил Жора — известный композитор, педагог и музыкально-общественный деятель, впоследствии академик Социалистической Республики Румынии. Среди его учеников — Паул Константииеску, Ион и Георге Думитреску, Константин Сильвестри и многие другие.
3 Список сочинений композитор открывает в 1940 году, так как сочинения румынского периода утеряны.