Оркестр русских народных инструментов Виктора Рахманова звучал великолепно и всегда доставлял истинное удовольствие слушателям. А их всегда было немало! А какой он был фотограф! И педагог, воспитавший немало благодарных учеников.
Нет, такие люди, как Виктор Николаевич, не уходят бесследно.
«Музыкальные моменты» фотообъектива
Когда-то великий Гете устами доктора Фауста просил: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» В наше время НТР остановить мгновенье совсем нетрудно — фотоаппарат и кинокамера стали привычными атрибутами двадцатого века. Но увидеть в обычном прекрасное, а увидев — запечатлеть, дано не каждому. Это уже искусство, и одним из тех, кто владеет искусством фотографии в полную меру, является преподаватель Кишиневского музыкального училища Виктор Рахманов. Тот, кто в последнее время бывал в Молдавской филармонии, не мог не обратить внимания на великолепные фотоработы, выставленные в фойе Большого зала под названием «В мире музыки». Это — первая персональная выставка Виктора Рахманова — итог огромной работы по созданию фоторассказа о концертной жизни нашей республики, ее культурных связях внутри страны и за рубежом. Крылатая фраза «история пишется объективом» применительно к выставке в филармонии может звучать так: «Музыкальная история Молдавии пишется и объективом Виктора Рахманова». Творчество наших земляков — Бориса Милютина, Тимофея Гуртового, Светланы Бодюл, Думитру Гоя, Анатолия Кафтаната; выступления в Кишиневе выдающихся советских музыкантов — Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Евгения Мравинского, Леонида Когана, Александра Свешникова, Дмитрия Башкирова, Оганеса Чекиджяна; наконец, гостроли в Молдавии зарубежных исполнителей — все это «звучит» на выставке Рахманова. «Звучит» — не оговорка, потому что все фотопортреты очень музыкальны. Их автору как бы удается заглянуть во внутренний мир музыканта, передать психологию его творчества, характер и темперамент. Во взгляде исполнителя, в пластике его тела Рахманов «слышит» музыку. Глядя на обаятельную улыбку итальянского дирижера Пьетро Ардженто, на его легкий, грациозный жест, можно сразу представить, что он играет светлого, солнечного Моцарта, а в исступленном порыве Даниила Тюлина, в его страстном обращении к оркестру слышится кульминация из знаменитого равелевского «Болеро».
Хобби Рахманова — это продолжение его основной профессии. Он преподаватель музыки и исполнитель. Почему в его фототворчестве основная тема и лучшие работы, отмеченные призами на многочисленных международных, всесоюзных, республиканских конкурсах и фестивалях («Иитерпресс-фото-77», Всесоюзная выставка «Наша современность», Первый всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества трудящихся и т. д. связаны с портретами дирижеров? Ответ, думается, надо искать в специальности самого Рахманова. Вот уже почти четверть века он воспитывает в музыкальном училище им. Няги молодых специалистов — руководителей и дирижеров оркестров народных инструментов. Его выпускников можно встретить в творческих коллективах и музыкальных учебных заведениях нашей республики, и далеко за ее пределами. Он — основатель и бессменный руководитель оркестра народных инструментов Кишиневского государственного университета, который з нынешнем учебном году будет отмечать свой двадцатипятилетний юбилей. Под руководством Рахманова оркестр получил почетное звание — «Народный коллектив», несколько раз был лауреатом всесоюзных и республиканских фестивалей, выезжал с концертами в Вильнюс, Киев, Одессу, Днепропетровск, в братскую Болгарию.
Плодотворные занятия педагогикой и исполнительством (Рахманов ко всему еще прекрасно играет на гитаре!) могли бы творчески удовлетворить многих музыкантов. Но, благодаря своей многогранной одаренности, Рахманов оказался на пересечении двух видов искусств—музыки и художественной фотографии, которые взаимно обогащают друг друга!
И в заключение рассказа о музыканте-художнике хочется привести слова благодарности, высказанные после просмотра персональной выставки Виктора Рахманова в «Книге отзывов»:
«В портретах дирижеров, пианистов, инструменталистов чувствуется большое мастерство художника, который сумел уловить все нюансы в процессе творчества...»
«Выставка Рахманова смотрится с восторгом и трепетом. Из жизни великих мастеров выхвачены и запечатлены великолепным мастером моменты, наполненные I вдохновением».
«...Красота и гармония каждого портрета, тонко продуманная композиция каждой фотографии, высокая техника их исполнения создают картину волшебного мира— мира музыки».
«Восхищен работами Виктора Николаевича. Желаю больших дальнейших успехов».
С. БЕНГЕЛЬСДОРФ,
Опубликовано в газете «Вечерний Кишинев»
Рыцарь музыки
Русская культура в Молдове
Поэтесса Валентина Костишар так сказала о нем: "Рахманов словно распахивает невидимую дверцу в другой, прекрасный мир, свободный от тягот современности, в мир, где царят гармония, лад, где душа обретает крылья".
Оркестр русских народных инструментов Рахманова назывался "Лад". Название многозначное: это и порядок, и согласие, и музыкальный термин. Вдыхая в музыку "жизнь и чувства", Виктор Рахманов делал ее доступной для широкой аудитории слушателей. Не случайно концерты оркестра "Лад" становились событиями в музыкальной жизни Кишинева. Поражали мастерство, вдохновение, радость творчества и ответная радость слушателей, заполнявших концертные залы.
Часто с оркестром "Лад" выступали известные певцы. Среди них — народный артист Молдовы, солист Национальной оперы, профессор Академии музыки Михаил Мунтян. Он называл Виктора Рахманова "Дон Кихотом Молдовы". Другой известный певец, народный артист Молдовы Иван Кваснюк так дополнил это определение: "Дон Кихот воевал с ветряными мельницами, а Рахманов много лет воевал: со стульями. Да, ему приходилось воевать за стулья, за музыкальные инструменты, за помещения, за транспорт, за костюмы, за материальную базу оркестра".
Иван Кваснюк признается: "Я восхищаюсь Рахмановым, и не только его талантом дирижера, но и его универсальными способностями: он — прекрасный аранжировщик, гитарист-виртуоз, владеющий и многими другими инструментами, и еще — он неутомимый труженик"... "Моменты общения с Виктором Николаевичем были одними из самых счастливых в моей жизни!", — говорит певец.

Одна из граней таланта В. Н. Рахманова — его педагогическая деятельность. Он воспитал целую плеяду учеников, которые работают не только в Молдове, но и за ее пределами: в России, в Канаде, в Израиле, в США.
В оркестре русских народных инструментов "Лад" собрались единомышленники. Большинство из них знакомы уже много лет. Некоторые из них играли не на тех инструментах, по которым получили музыкальное образование, так как в Молдове не учат игре на домре, балалайке, гуслях. Все участники оркестра были энтузиастами, которые не получали зарплату! Они собирались в свободное от работы время 2-3 раза в неделю и репетировали, ставя перед собой профессиональные задачи. Сердцем, душой и мозгом оркестра был его художественный руководитель и дирижер Виктор Николаевич Рахманов, ставший "центром притяжения" для всех.
Репертуар оркестра был представлен романсами, европейской классикой, славянским фольклором, духовной музыкой, молдавской музыкой: но основу его составляла русская народная музыка, и, в первую очередь, произведения для оркестра русских народных инструментов.
Многогранный талант Виктора Рахманова проявился в его увлечении фотоискусством. Он создал галерею фотопортретов известных музыкантов, среди которых такие знаменитости как Д. Ойстрах, Св. Рихтер, Мст. Растропович, М. Биешу, Л. Коган... Фотографии В. Рахманова неоднократно были представлены на многих международных фотовыставках и пользовались большим успехом.
Но главным увлечением Виктора Николаевича был "Лад". Игра оркестра вызывала восхищение меломанов и музыкальных критиков. Его участники были всегда артистичны, играли "с огоньком", отлично чувствовали национальный колорит. Музыканты понимали Виктора Николаевича с полуслова, с полужеста. Слушателей поражали чистота звучания, гибкость интонаций, разнообразие звуковых градаций.. За годы существования оркестра его участники не знали другого вознаграждения, кроме наслаждения своим творчеством и любви слушателей.
Заслуги В. Н. Рахманова в области музыкального искусства были отмечены присуждением ему почетных званий "Om Emerit", "Maestru în Artă" и звания "Почетный профессор Московского гуманитарного университета".
Идея организации вечера памяти выдающегося музыканта Виктора Николаевича Рахманова принадлежит его ученикам Татьяне Березовиковой, Элине Китайник, Владимиру Иванову и коллегам-музыкантам — Анне Стрезевой, Маргарете Ивануш, Ивану Кваснюку, Михаилу Мунтяну. Помощь в проведении вечера оказала Русская община.
Вечер памяти В. Рахманова состоялся в переполненном Органном зале. Он был блестяще срежиссирован талантливой участницей знаменитого оркестра "Лад", доктором искусствоведения, завкафедрой Академии музыки Татьяной Березовиковой. Ведущей программы концерта была народная артистка Молдовы, певица Маргарета Ивануш. С особой теплотой прозвучал в ее исполнении романс, посвященный Виктору Рахманову, — "Песня о Молдове" на стихи и музыку участника оркестра "Лад", баяниста Григория Станилевича, который аккомпанировал певице на баяне. А в других романсах партию фортепьяно исполняла концертмейстер Т. Савельева.
Открыли концерт поэт Александр Милях, посвятивший вдохновенные стихи Виктору Рахманову, и Анна Стрезева, мастерски владеющая органом, — она исполнила "Токкату" Рено и "Адажио" Альбинони.
Порадовало собравшихся в зале выступление представителя младшего поколения — выпускника Академии музыки гитариста Владимира Лисника. Слушателей покорила молодая певица, лауреат нескольких международных конкурсов Татьяна Костюк, обладательница серебристой колоратуры. В чуткой тишине зала плыла прозрачная мелодия, светлая молитва, обращенная к небесам, — "Аве Мария" Дж. Каччини, сопровождаемая утонченным аккомпанементом на органе Анны Стрезевой. Яркий восточный колорит отличал исполнение романса С. Рахманинова "Не пой, красавица, при мне", а поэзия природы наполняла романс "Здесь хорошо". Отлично звучал слаженный дуэт певицы и концертмейстера Натальи Котовой.
Органично вписался в программу концерта оригинальный дуэт баяна и скрипки — отца и сына Сергея и Александра Обыденников, исполнивших транскрипцию русской "Барыни", в которой предстала картина безудержного народного веселья с балалаечными наигрышами и лихими танцами.

Концерт памяти Виктора Рахманова, Органный зал, Кишинев. Оркестр народных инструментов п/у Виктора Полизова (ученика В. Н. Рахманова), солист (баян) Сергей Обыденник.
Национальный колорит, юмор и драматизм знаменитых частушек Варвары из оперы Р. Щедрина "Не только любовь" передали солистка Национальной оперы Заруи Варданян и концертмейстер Наталья Драган. Народный артист Молдовы, солист национальной оперы Иван Кваснюк проникновенно исполнил русскую народную песню "Тройка", которую он пел с оркестром "Лад" под управлением В. Рахманова. Выразительно звучала фортепианная партия в исполнении Светланы Ионицы.
Восторженно встретил зал выступление Народного артиста Молдовы Михаила Мунтяна. Певец покорил публику вдохновенным исполнением красочных романсов и песен "Влюбленный солдат", "Маритана", "Неаполитанская песня". Ему аккомпанировала Заслуженная артистка Молдовы Галина Мунтян.
На вечере, посвященном памяти Виктора Рахманова, присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол России в РМ Валерий Иванович Кузьмин с супругой. В своем выступлении он тепло отозвался о прекрасном музыканте В. Н. Рахманове, назвав его "посланником русской культуры в Молдове и "рыцарем музыки".
Елена АБРАМОВИЧ, музыковед, Om Emerit,
член Союза театральных деятелей Молдовы
Источник: Независимая Молдова от 1 июля 2011 г.
О хорошем человеке
(Из заметок о том, что унесло время…)
В самые трудные минуты жизни находишь успокоение в мысли, что хороших людей на свете всё-таки больше, чем плохих. Одним из таких прекрасных людей был светлой памяти Виктор Рахманов. Для меня – просто добрый друг Витя. Мой сокурсник. Мы сидели, образно выражаясь, на одной студенческой скамье в консерватории Кишинёва в одни и те же, теперь уже далёкие, пятидесятые годы минувшего века. Дружеская близость, товарищество в молодые годы, как правило, особенно тёплые, бескорыстные. Именно таким было то, что связывало нас с Виктором более полувека тому назад. Как, впрочем, и со многими другими на нашем курсе. С особым теплом вспоминаются контакты тех лет, овеянные молодостью, постижением ранее неведомого, жизненными открытиями, надеждами… Рада сказать, что иные, возникшие тогда жизненные связи продолжаются и поныне. Хотя кого-то уже, увы, нет с нами. Некоторые давно разъехались по городам и весям. Но все мои сотоварищи тех лет вспоминаются с душевным теплом. Перед мысленным взором их образы.Хочется назвать здесь хотя бы некоторых.

Слева направо: Сосин, Иван Добрунов, Изольда Милютина, Василий Диденко, Татьяна Харейн, Виктор Рахманов, Ирина Попова (Стрезева), Эмиль Кац. Кишинев, 1954 г. / Фото из семейного архива И. Б. Милютиной
Все нашли своё место в жизни. Хорошую оперную карьеру сделали Игорь Гейль, Костя Крамарчук, Вася Диденко, Лида Чеченева (двое последних за пределами Молдавии), заслуженным дирижёром в Молдавской опере стал известен Лев Гаврилов. Много лет на консерваторской хоровой кафедре работает Ира Попова (Стрезева). Педагог музучилиша Виктор Матура, в годы учёбы староста нашего курса, всегда с юмором вопрошал на наших неоднократных общих встречах в последующие годы: "Я староста или кто?.." Милая Анечка Вечкутова долгие годы занимала должность заведущей учебной частью в консерватории. Да многих ещё можно вспомнить (использую имена студенческих времён)… Пианистка Таня Харейн, виолончелисты Коля Кондратенко и Наташа Журбенко, кларнетист Павлик Столярчук, тромбонист Ваня Добрунов. В объединении ветеранов театральной сцены в Кишинёве проявляет себя подлинным энтузиасткой обучающаяся пению энтузиастка Дуня Лика (именно она во все годы была неизменным инициатором наших сборов – встреч уже далеко немолодых людей, но сохранивших верность студенческой дружбе…, разбитная весёлая Софа Ройтенберг (потом пела в Дойне")…

Встреча курса через 20 лет. Слева направо:первый ряд — (внизу, на траве) — К. Крамарчук, Л. Чеченева, И. Добрунов, М. Сафонова (педагог), Л. Пелин, С. Ройтенберг, П. Столярчук, А. Вечкутова. Второй ряд — В. Матура, Д. Лика, Т. Харейн, И. Яковлев, И. Попова (Стрезева), И. Милютина, И. Гейль. Стоит — Евгений, муж А. Вечкутовой. / Фотограф В. Рахманов / Фото из семейного архива И. Б. Милютиной
Среди всех – Витя запомнился одним из наиболее спокойных, тихим, скромным. К тому же приятным в общении и хорошим другом.
Однако замечательные качества его натуры как человека творческого раскрылись со временем в полной мере. Хотелось бы, чтобы об этом знали молодые – те, кто приходит в жизнь после нас. Виктор Рахманов показал себя подлинным энтузиастом. Его искренняя преданность музыкальному искусству сказалась в создании замечательного оркестра русских народных инструментов "Лад", которым он руководил долгие годы. В своё время всякое выступление этого оркестра по-настоящему украшало культурную жизнь Молдавии. Не раз приходила в голову мысль, что оркестр этот по праву мог бы носить имя Виктора Рахманова. К сожалению, как мне стало известно, – об этом можно говорить сейчас лишь в исторической ретроспективе… ???

Б. С. Милютин на репетиции «Дон Жуана» Р. Штрауса / Фотограф В. Рахманов / Фото из семейного архива И. Б. Милютиной
А истинный талант Рахманова - фотографа! Подготовленная им целая галерея фотопортретов известных знаменитых творческих личностей показывают нам искусство подлинного мастера, что создало Виктору в этой роли заслуженную славу. На многих выставках фигурировали его замечательные работы. Я рада, что стены моей квартиры также украшает одна из них – фотопортрет отца моего, дирижёра Бориса Милютина (за пультом, как бы в раздумьях над раскрытой партитурой…). На другом же снимке фотоаппарат в руках мастера запечатлел выразительный, наполненный экспрессией, дирижёрский жест. Всё делалось Виктором мастерски, с душой, со вкусом. Этот портрет, как и многие другие известные, художественно выполненные фотоснимки – подлинные фотоэтюды, обошёл многие издания и выставки.
Хочу подчеркнуть особо, что память о Викторе для меня, да и не только для меня, – в многочисленных фотоснимках, сделанных им на упомянутых, ставших для нас доброй традицией, встречах, когда мы все вместе с бывшими однокурсниками отмечали круглые даты окончания консерватории – 20 лет, 30 лет, 40 лет. Кто не мог придти, присылал на такие встречи розы… Об этих замечательных наших встречах в своё время даже можно было прочитать в местной прессе («Кишинёвские новости» от 15 октября 1994 г.). Неся с собой мысли о светлой молодости, они укрепляли жизненные силы и память о дорогих товарищах того золотого времени. А сейчас об этом могут рассказать многочисленные замечательные фотоснимки, оставленные Виктором.
Изольда Милютина
9 мая 2013 г.
Фотограф Виктор Рахманов. Музыкальные портреты современников









