После введения QR-кодов транспорт Татарстана ходит полупустым
Извозчики жалуются на потерю выручки
В Татарстане третий день работает система QR-кодов в общественном транспорте. «Черный понедельник», отметившийся толпами и агрессией пассажиров в адрес водителей автобусов и кондукторов, сменился «прозрачным вторником» и такой же средой. Сейчас по Казани курсируют полупустые автобусы, местные жители пересели на такси или просят подвезти на работу соседа.
«Сегодня в 18:30 еду с Дербышек по Ямашева, если что могу по Чуйкова проехать. Бесплатно», — информирует в одном из телеграм-чатов житель Казани. Конечно, не все подвозят бесплатно, но многие. В чате тысячи участников. Люди потихоньку начинают придумывать способы различия, чтобы пассажиры и водители могли заметить друг друга в толпе. Кто-то предлагает привязать оранжевую ленту на сумку, также звучали идеи держать в руке красный пакет. «Ребята, кому нужно доехать без кода, на остановках голосуйте белым листом, пусть это будет знак. Мы будем останавливаться», — предлагает еще один участник группы. Кажется, к единому формату там пока не пришли.
Автобусы заметно опустели, хотя и QR-коды тут начали проверять выборочно. Жители Казани уверены, что дело в выручке, которую начали терять транспортные компании. «Людей нет в транспорте даже в час-пик, в автобусе почти пусто. В первый день реакция была агрессивная со стороны недовольных пассажиров и были отдельные случаи, когда один пассажир ударил кондуктора-женщину по лицу, был и эпизод с применением перцового баллончика и дракой между кондуктором и пассажиром. То есть люди возмущались и срывали свою неприязнь на кондукторах. Сейчас люди игнорируют транспорт, и даже выручка у перевозчиков упала», — пояснил «МК политолог Раис Сулейманов.
— Люди пересели на такси?
— Да, на такси. Плюс появилась такая новая форма, когда люди начали объединяться. Например, твой сосед едет в том же направлении, куда тебе надо на работу, и он может тебя подвезти. Так же люди списываются и объединяются в телеграм-каналах.
Конечно, у пенсионеров ситуация самая сложная, потому что они не имеют к этому доступа. Но если говорить о работоспособной части общества, то они таким образом стали решать свои проблемы.
— В автобусах также массово проверяют QR-коды?
— Скажем, водители и кондукторы не проверяют так жестко. Если ты им просто показываешь, что вот у меня есть QR-код, то они могут не подносить к нему валидатор. Им тоже нужно выручку делать. А все эти проверки зачастую задерживают расписание автобуса, поэтому в каких-то случаях просто на это закрывают глаза. От этого все устали и никто не хочет натыкаться на агрессивность. Контролеры не могут в каждом автобусе ездить, в лучшем случае они стоят на каких-то остановках.
В метро эти требования соблюдаются жестче, но в Казани метро – это не основной вид общественного транспорта, как в Москве или Санкт-Петербурге. У нас одна ветка метро и она перевозит далеко не всех жителей города, то есть не так востребована, как тот же автобус.
Да, понедельник был тяжелым и даже получил название «черный понедельник». Но сейчас люди самоорганизовались, что видно по полупустому общественному транспорту.
Автор: Алена Казакова