dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Игорь Стравинский. Весна священная

29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского «Весна священная» Автор декораций и костюмов — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев.


Часть декораций Николая Рериха для постановки Дягилевым балета «Весна священная» в 1913 г.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает.

Стравинский, рисунок Пикассо

Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Труд хореографа давался Нижинскому непросто. Будучи одарённым танцовщиком, он, занявшись постановкой балета, столкнулся с собственным неумением ясно выражать свои мысли и излагать коллегам-артистам своё (и дягилевское) видение того, что должно происходить на сцене. Поставить «Весну священную» стоило ему, равно как и Стравинскому с Дягилевым, немалого труда, что, впрочем, совершенно не оценила публика. Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов. Балерина Ромола Пульска, будущая жена Нижинского, присутствовала на премьере и впоследствии описала происходившее:

«Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. <…> Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. <…> Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции — и, наконец, этот кавардак». (Цитата по мемуарам Сержа Лифаря).

Тем не менее, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. По свидетельству Николая Рериха, он считал, что публика ещё оценит эту постановку, и говорил:

Николай Рерих«Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия». (Николай Рерих Венок Дягилеву // Журнал Лиги Композиторов. — Нью-Йорк, 1930).

Рерих также писал:

«Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями». (Николай Рерих — Биография).


Театр Елисейских Полей, в котором состоялась премьера балета.

Интересно, что первое скандальное представление балета 29 мая 1913 года было реконструировано в художественном фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», снятом в 2009 году Жаном Куненом по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» (2002).

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом:

«Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Источник: Википедия / Весна священная



Хореография: Вацлав Нижинский, Миллисент Хадсон (Millicent Hodson), Пина Бауш (Pina Bausch), Анжелен Прельжокаж (Angelin Preljocaj), Теро Сааринен (Tero Saarinen).

Балет Вацлава Нижинского 1913 г. восстановлен Миллисент Хадсон в 1987 г.

11 апреля 2013 г. 18:05
Великая жертва весне
Этот балет прошел всего семь раз, прежде чем исчезнуть почти на 75 лет. Но именно он стал определяющим в искусстве XX века, источником поисков и экспериментов, создав почву для множественных современных течений в хореографии.

Читать дальше...
Tags: angelin preljocaj, millicent hodson, pina bousch, tero saarinen, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments