Однажды, будучи в Москве в Союзе Композиторов СССР по делам, я выходил на улицу и прямо в дверях столкнулся с Тихоном Николаевичем Хренниковым. Он протянул мне свою руку, мягкую и теплую. Я неловко пожал ее и представился.
Эта единственная встреча запала в мою душу и до сих пор стоит перед моими глазами.
А еще у меня остался автограф Тихона Николаевича в членском билете СК СССР, который я храню в своем архиве. Собственно говоря, этим может похвастаться любой композитор, кто имел счастье быть членом Союза композиторов СССР, но с распадом Советского Союза наша организация, подобно хрупкому сосуду, разлетелась на тысячи осколков, а вместе с этим и утратилось значение члена Союза композиторов – ни квартир, ни дач, ни поездок на моря и в Дома творчества. НИЧЕГО. Куда-то пропали деньги, и теперь фестивали, которые заменили собой съезды и пленумы СК, каждый год под угрозой закрытия – у государств под непонятной аббревиатурой СНГ не хватает на это денег – есть дела поважнее. А раньше – хватало на все...
В Тихоне Николаевиче сочеталась доброта и необычайная сила. Он умел владеть собой, но сколько переживаний выпало на его долю! Это было известно только ему и Господу Богу.
Приведу один единственный пример.1937 год. Арест в Ельце двух братьев Хренниковых – Николая и Бориса – заставляет Тихона лихорадочно искать варианты их спасения. Он пишет во все инстанции и – о, чудо! – ему удается добиться того, чтобы одного из них судили в открытом суде. Привезенный Тихоном из Москвы известный адвокат Браудо камня на камне не оставил от ложных обвинений, и Николая освободили прямо в зале суда. Однако Бориса судила тройка, и он сгинул в ГУЛАГе.
Дмитрий Киценко, композитор
Эта единственная встреча запала в мою душу и до сих пор стоит перед моими глазами.
А еще у меня остался автограф Тихона Николаевича в членском билете СК СССР, который я храню в своем архиве. Собственно говоря, этим может похвастаться любой композитор, кто имел счастье быть членом Союза композиторов СССР, но с распадом Советского Союза наша организация, подобно хрупкому сосуду, разлетелась на тысячи осколков, а вместе с этим и утратилось значение члена Союза композиторов – ни квартир, ни дач, ни поездок на моря и в Дома творчества. НИЧЕГО. Куда-то пропали деньги, и теперь фестивали, которые заменили собой съезды и пленумы СК, каждый год под угрозой закрытия – у государств под непонятной аббревиатурой СНГ не хватает на это денег – есть дела поважнее. А раньше – хватало на все...
В Тихоне Николаевиче сочеталась доброта и необычайная сила. Он умел владеть собой, но сколько переживаний выпало на его долю! Это было известно только ему и Господу Богу.
Приведу один единственный пример.1937 год. Арест в Ельце двух братьев Хренниковых – Николая и Бориса – заставляет Тихона лихорадочно искать варианты их спасения. Он пишет во все инстанции и – о, чудо! – ему удается добиться того, чтобы одного из них судили в открытом суде. Привезенный Тихоном из Москвы известный адвокат Браудо камня на камне не оставил от ложных обвинений, и Николая освободили прямо в зале суда. Однако Бориса судила тройка, и он сгинул в ГУЛАГе.
Дмитрий Киценко, композитор
«Если бы Хренников сочинил только одну мелодию – "Колыбельную Светлане" – его имя было бы уже навечно занесено в музыкальные анналы.
(Жорж Орик, 1969)
«Когда думаешь о Тихоне Хренникове, замечательном музыканте и человеке, не знаешь, чему отдать предпочтение, – его композиторскому дару, таланту пианиста или его неутомимой преданности своей общественной деятельности?»
(Андре Жоливе, 1973)
«Как жалко, что Тихон Хренников не может творить на Западе. Голливуд бы сделал из него миллионера».
(Нино Рота, 1977)
Т. Н. Хренников о музыке, жизни и о себе11.06.1982
...Готовность помочь человеку – именно в этом смысл человеческой жизни…
1990
...Что и говорить, в душе я не мог согласиться с происходящим, но в первые годы – до смерти Сталина – я ничего не мог сделать, не мог пойти наперекор: приходилось маневрировать, порой произносить громкие слова, ловчить, чтобы не вызвать гнева верхов, но в то же время не предавать своих товарищей. …Единственное, что я могу сказать, нет, не в оправдание, а в какой-то мере в утешение: совесть моя – если класть на весы не слова, а дела – чиста. Я не делал ни как человек, ни как руководитель организации ничего, что могло бы принести товарищам дополнительные трудности, усложнить их и без того тяжелое существование… И все равно сопричастность ко всему, происходившему в ту пору, лежит тяжким камнем на сердце. Однако, куда было тогда деваться: режим личной власти, культ личности Сталина определяли все в стране… Вера в него была безгранична, и далеко не один я был ослеплен ею.
…в общественной работе я никогда не руководствовался собственными вкусами…
…Модель любой творческой организации, любого учреждения была сконструирована по образцу и подобию государственной машины, где основной рычаг – командно-административная система.
…Я убежден, что художественные ценности нельзя ставить в прямую зависимость от конкретной общественной ситуации, от того, кто стоял во главе государства… Лучшие мастера работали и жили своими мыслями, идеями, у каждого – свой духовный мир, каждый по-своему воспринимал окружающую действительность и по-своему переплавлял жизненные впечатления в художественные образы в соответствии со своей индивидуальностью… Во всяком случае я решительно отвергаю подозрение в неискренности. Представлять дело так, что они кривили душой, это значит унижать их таланты, их человеческие достоинства.
...одна из главных бед у нас – дилетантизм. Дилетантизм во всем: в руководстве страной, ее отдельными звеньями. Именно дилетантизм во многом и привел нас к нынешнему бедственному состоянию.
…Нельзя на общественные должности выбирать людей эгоцентричных, думающих только о себе, о своей группе, о своем клане: они борются и отстаивают только свои интересы, и больше никто для них не существует. Им общественные функции противопоказаны. И еще: …выборная должность в общественной организации должна осуществляться на общественных началах.
1991
Настоящий художник всегда живет своим миром, не обращая, в конечном счете, внимания ни на руководителей государства, ни на вождей партии. Политические вожди приходят и уходят, оставляя свой кровавый след, а искусство остается вечным…
10.06.1993
Вообще, на мой взгляд, это крупная ошибка – искать прямую связь между искусством и политикой. Большой художник живет по своим собственным законам. Самые человечные произведения создавались порой в эпохи жесточайшего политического пресса.Все разговоры об идеологии в музыке – чепуха! Каждый большой художник живет и творит по законам, которые он считает непреложными для себя. Конечно, имеют влияние господствующие в обществе идеи… Так были воспитаны тогда люди, они верили в идеалы социализма…
12.06.1998
Сталин – это была личность!.. По моим впечатлениям Сталин был великий актер. Умел показать, что к плохому он отношения не имеет – все делают его приспешники. И народ в это верил…
Май 1999
Вообще считаю враньем, когда говорят о каком-то необыкновенном насилии и давлении на художников в советское время: мол, они писали то, что велела партия!.. Партия ничего не велела. Другое дело, что она могла поддерживать какое-то направление в культуре, например, патриотическую песню. Что в этом плохого?..
…Из современных политиков уважаю Лукашенко. Не верьте тому, что о нем сочиняют. Это умнейший человек с очень сильным характером, народный самородок. У него непреклонная воля и правильные позиции в отношении народа…
Январь 2000
Вообще считаю враньем, когда говорят о каком-то необыкновенном насилии и давлении на художников в советское время: мол, они писали то, что велела партия!.. Партия ничего не велела. Другое дело, что она могла поддерживать какое-то направление в культуре, например, патриотическую песню. Что в этом плохого?..
…Из современных политиков уважаю Лукашенко. Не верьте тому, что о нем сочиняют. Это умнейший человек с очень сильным характером, народный самородок. У него непреклонная воля и правильные позиции в отношении народа…
Январь 2000
…Вообще искусством руководить нельзя. Надо любить творчество своих коллег, помогать им. Союз и был создан для помощи им… Это же все вранье, когда говорят, что дескать Союз композиторов был рычагом давления партии. Это все придумки, трепотня, а люди этому верят. Каждый из композиторов писал, что хотел…
…Сталин любил мою музыку… Он производил огромное впечатление. Это был умный человек! У него были какие-то особенные глаза… Я даже думаю, что он обладал каким-то гипнотическим влиянием и потому производил на людей большое впечатление… все равно он был выдающейся исторической и личностью. Недаром его сейчас вспоминают. К нему еще вернутся. Это была сильнейшая личность, сильнейшая. Он сделал Россию величайшим государством… На костях, на крови… А вы думаете другие создают просто так, играючи? А вот то, что сейчас происходит в Чечне… это что, не на костях, не на крови?..
08.04.2003
Чтобы композитор, поэт, певец создавали достойные песни, нужно прежде всего соответствующее содержание жизни. Которое диктовало бы музыку и содержание песен. А о чем сейчас петь? О том, что люди не получают зарплату, голодают, мерзнут, что у них выключают электричество?
Июнь 2003
Мы все считали, что наша страна – на верном пути, а ошибки нам казались просчетами отдельных людей…
…Мы жили в состоянии веры, озаренные иллюзиями массовой праздничности… Не наша вина, что были люди, которые манипулировали человеческими чувствами, упрекая в недостаточной вере в светлое коммунистическое будущее… Конечно, высший судья – время. И не нам, очевидцам и участникам, осуждать прожитое и пережитое.
Советская Россия, 10.06.2003
08.04.2003
Чтобы композитор, поэт, певец создавали достойные песни, нужно прежде всего соответствующее содержание жизни. Которое диктовало бы музыку и содержание песен. А о чем сейчас петь? О том, что люди не получают зарплату, голодают, мерзнут, что у них выключают электричество?
Июнь 2003
Мы все считали, что наша страна – на верном пути, а ошибки нам казались просчетами отдельных людей…
…Мы жили в состоянии веры, озаренные иллюзиями массовой праздничности… Не наша вина, что были люди, которые манипулировали человеческими чувствами, упрекая в недостаточной вере в светлое коммунистическое будущее… Конечно, высший судья – время. И не нам, очевидцам и участникам, осуждать прожитое и пережитое.
Советская Россия, 10.06.2003
…Я любил и люблю музыку своих коллег, у меня никогда не было никакой зависти ни к кому!.. Старался никогда не давать в обиду никого. Если я считаю, что человек настоящий, талантливый, я его в обиду не дам… Прямо скажу, может быть, защитить человека в определенных ситуациях мог только я один. Потому что в ЦК мне доверяли. Я же вырос на глазах у всех… я был для всех свой человек, в том числе и для композиторов. А, главное, повторюсь, я любил делать добро. С удовольствием занимался и строительством домов, где давались квартиры людям, и Домов творчества, и издательств…
«Завтра», 24.06.2004
Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства – вы вспомните конец 80-х – начало 90-х, когда с советской интеллигенцией расправлялись по указке свыше.Я не буду называть фамилии, они всем известны. Что они сделали с Бондарчуком? Как они «размазывали» этот величайший талант! Им нужно было развенчать советскую интеллигенцию, которая мешала им делать гадостные дела по отношению к нашей стране и по отношению к нашему обществу. Это предатели. В этом я убежден абсолютно и бесповоротно! Я и на себе испытал предательство…
Июнь 2004
Мне не нравится, что совершенно утеряна поэзия искусства. Все-таки поэзия – это одно из основных качеств любого художественного произведения, тем более музыки… Часто исполнители поют о любви, а там никакой любви нет. Они просто повторяют одни и те же слова: «я тебя люблю, ты меня любишь». Ну, просто как обезьяны. Это не эмоциональный строй, это болтовня о любви… Утеряна содержательность… те песни, которые я слышу сейчас – это труха, механическое повторение словесного ряда.
2006
...И еще одно золотое правило: никогда не делитесь самым сокровенным. Даже с очень близкими людьми. Храните чувства, не выплескивайтесь, не опустошайтесь, не выворачивайтесь наизнанку. И в других цените таинственную изюминку. Это принцип всей моей жизни.
Источник: http://www.khrennikov.ru/rus/main
«Завтра», 24.06.2004
Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства – вы вспомните конец 80-х – начало 90-х, когда с советской интеллигенцией расправлялись по указке свыше.Я не буду называть фамилии, они всем известны. Что они сделали с Бондарчуком? Как они «размазывали» этот величайший талант! Им нужно было развенчать советскую интеллигенцию, которая мешала им делать гадостные дела по отношению к нашей стране и по отношению к нашему обществу. Это предатели. В этом я убежден абсолютно и бесповоротно! Я и на себе испытал предательство…
Июнь 2004
Мне не нравится, что совершенно утеряна поэзия искусства. Все-таки поэзия – это одно из основных качеств любого художественного произведения, тем более музыки… Часто исполнители поют о любви, а там никакой любви нет. Они просто повторяют одни и те же слова: «я тебя люблю, ты меня любишь». Ну, просто как обезьяны. Это не эмоциональный строй, это болтовня о любви… Утеряна содержательность… те песни, которые я слышу сейчас – это труха, механическое повторение словесного ряда.
Декабрь 2006
...Я не люблю заниматься политикой и считаю, что никаких случайностей в жизни такой громадной страны быть не могло. Наступивший коммунистический крах – это давно назревшая закономерность.
...Я не люблю заниматься политикой и считаю, что никаких случайностей в жизни такой громадной страны быть не могло. Наступивший коммунистический крах – это давно назревшая закономерность.
2006
...И еще одно золотое правило: никогда не делитесь самым сокровенным. Даже с очень близкими людьми. Храните чувства, не выплескивайтесь, не опустошайтесь, не выворачивайтесь наизнанку. И в других цените таинственную изюминку. Это принцип всей моей жизни.
Источник: http://www.khrennikov.ru/rus/main