Categories:

Ни «черных ящиков», ни тел. История самой загадочной авиакатастрофы ХХ века

Недавняя экспедиция может объяснить тайны крушения рейса 980 в Андах в 1985 году

Ира Соломонова    

Бортовой самописец или "черный ящик "Chris Wattie / Reuters
Бортовой самописец или "черный ящик "Chris Wattie / Reuters

Первого января 1985 года рейс номер 980 американской авиакомпании Eastern Air Lines, выполнявший перелет из Асунсьона (Парагвай) в Ла-Пас (Боливия), врезался в гору на высоте 6000 метров. Все, кто был на борту, погибли. Следствие, длившееся год, заключило, что причиной крушения стало «столкновение с землей в управляемом полете». Но официальные отчеты скорее вызывали вопросы, чем отвечали на них. Почему на месте крушения не нашли ни одного тела или даже крови? Куда пропал «черный ящик»? Перевозил ли самолет контрабандные наркотики? Могла ли авария быть результатом покушения на одного или нескольких пассажиров? Только сейчас, спустя 30 лет, экспедиция двух искателей приключений проливает свет на «самую загадочную авиакатастрофу ХХ века». Вот их история.

Рейс 980 летел из Асунсьона в Майами сразу после Нового года и должен был сделать две остановки – в Боливии и Эквадоре. Когда почти пустой Boeing 727 начал приближаться к Ла-Пас, все шло как обычно. Тележки с напитками зафиксировали в конце салона. Пассажиров предупредили о скорой посадке, попросили убрать откидные столики, привести спинки сидений в вертикальное положение и пристегнуть ремни безопасности. Пилоты на своих местах были сосредоточены: Ла-Пас непростое для посадки место – это самый высоко расположенный международный аэропорт, более 3,5 тысячи метров над уровнем моря. Воздух здесь такой разреженный, что самолетам приходится приземляться на скорости 200 миль в час (320 км/ч) вместо обычных 140 миль/час, процесс торможения происходит по-другому, и взлетно-посадочная полоса вдвое длиннее стандартной. 

В последний раз, когда борт Eastern Air Lines выходил на связь с землей, он, по данным диспетчеров, находился в 10 минутах от аэропорта Ла-Пас и получил разрешение снизиться до 5500 метров. Вскоре после этого он врезался в гору Ильимани (6438 м) – часть хребта, огибающего Ла-Пас с востока, – чуть ниже вершины, на высоте 5900 метров. Столкновение было лобовым, у 19 пассажиров и 10 членов экипажа не было шансов. По словам жителей окрестных деревень, звук сотряс всю округу. Радиоприемник аэропорта, где ждали рейс, зафиксировал один щелчок и стих.

На борту был богатейший человек Парагвая, который вез $20 млн в обычном вещмешке 

На установку места крушения ушел целый день. На Ильимани отправились было поисковые команды боливийского правительства и двух организаций, расследующих катастрофы с участием американских самолетов, – Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Ассоциации пилотов (ALPA) – однако никто из экспертов не прошел акклиматизацию, чтобы работать в горах. К тому же какое-то время власти Боливии стеснялись просить у соседей в Перу вертолет, способный работать на нужной высоте, чтобы все не узнали, что такой машины в стране нет. Когда вертолет все же был прислан, оказалось, что он не сможет зависнуть над местом крушения, чтобы высадить спасателей. 

На помощь пришел Sikorsky Aircraft: американская компания, основанная российским конструктором, отправила в Боливию подходящий вертолет в полуразобранном виде с группой механиков, но на высоте тем тоже стало дурно, и собрать машину смогли только через несколько суток. Когда это все-таки удалось, погода не позволила произвести высадку. В конце концов, к моменту появления экспертов на месте катастрофы его более чем на метр завалило снегом.

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded