Имя Малишевского, несмотря на его крупный вклад как выдающегося музыкального деятеля и педагога, было надолго забыто в Советском Союзе, а правильней сказать — было совсем забыто, так как после его отъезда в 1921 году в Польшу находилось под запретом. Ученик М. М. Ипполитова-Иванова и Н. А. Римского-Корсакова, в 1913 году стал основателем и первым директором Одесской консерватории, у него учился Николай Николаевич Вилинский, у которого в свое время учился Леонид Симонович Гуров.
Витольд Осипович (Иосифович) Малишевский родился 20 июля 1873 года в Могилеве-Подольском, на то время — Российская империя, сейчас — Украина.
Отец Витольда, Иосиф Малишевский, или на польский манер Юзеф [Józef Maliszewski] был выслан из Варшавы за участие в Польском восстании 1863-1864 гг. Отбывал он ссылку на Кавказе.
Историк Михаил Долбилов отмечает, что после начала восстания в культивируемом властями образе поляка как противящегося законной власти «бунтовщика, заговорщика и мятежника» проявились черты заклятого врага русского народа, воображаемой единой русской нации. Тем не менее в широковещательных воззваниях к жителям края, власти пытались не употреблять этнонимов и акцентировали внимание на социальном происхождении участников мятежа. В частности, известный своей полонофобией виленский генерал-губернатор Михаил Муравьёв, старался избежать излишней декларации «польскости» восстания (Долбилов М. Полонофобия и политика русификации в Северо-Западном крае империи в 1860-е гг. // Образ Врага. — М.: ОГИ, 2005).
В списках политических преступников 1864 г., лишенных по суду прав состояния, имущество которых подлежало конфискации в казну, мы находим упоминание только о двух Малишевских:
МАЛИШЕВСКIЙ Владиславъ дворянин Минской губернии Минского уезда
МАЛИШЕВСКIЙ Титусь шляхтич Ковенская губерния Тельшевскаго уезда м. Ворни
Правда, сайт, на котором можно найти эти списки, имеет название «ВОССТАНИЕ 1863—1864 гг. НА ТЕРРИТОРИИ ЛИТВЫ И БЕЛОРУССИИ», а Юзеф Малишевский, как известно, был выслан из Варшавы, т. е. он жил в Царстве Польском. Но интересно то, что фамилия Малишевский не такая уж и редкая для бывшей территории Речи Посполитой, и конечно же, относится к шляхтичам. Если проанализировать даже имеющиеся списки, то можно увидеть, что крестьяне в Польском восстании 1863-1864 гг. практически не участвовали.
К сожалению, доступен только фрагмент списка участников восстания 1863—1864 гг., и хотя в этом списке можно найти фамилии лиц, уроженцев Царства Польского, он большей частью относится к тем, что был выслан в Сибирь и затем освобожден от надзора полиции.
Найти же список лиц, высланных на Кавказ, не удалось. Сведений о том, что участников Польского восстания 1863—1864 гг. высылали на Кавказ, чрезвычайно мало. В основном высылали целыми семьями на Север, на Урал и в Сибирь.
Полагаем, отец Витольда Малишевского, Юзеф потому и был сослан на Северный Кавказ, что его участие в восстании не носило криминального характера. Хочется верить, что не было на нем греха в убийстве соплеменников, а только вовлеченность в общее движение.
Правнук Юзефа (Иосифа)Малишевского Игорь Малишевский пишет: «Отцовского деда Иосифа (моего прадеда) выслали из Варшавы за участие в Польском восстании 1863 года. Многих бунтарей после жестокого подавления упекли в ледяные чащи Сибири, а ему, больному чахоткой, местом ссылки «милостиво» определили Кавказ. Край был в те времена хоть и теплый, но ох и опасный. При жестоких имперских усмирителях Кавказа типа генерала Ермолова потоки крови горцев десятилетиями струились в долины, словно быстрые горные реки».
Отметим, что генерал Ермолов из 47-ми лет завоевательной войны на Кавказе провел там только 10 лет. Он занимал должность главнокомандующего Кавказским корпусом и правителя Грузии с 1816 по 1827 год, к моменту ссылки Юзефа Малишевского генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов уже ушел из жизни (умер он в 1861 г.).
Жизнь на Кавказе для ссыльных не была сладкой и безоблачной, недаром туда ссылали декабристов, а позже и участников Польского восстания. Ермолов был особенно благосклонен к сосланным на Кавказ и разжалованным в рядовые декабристам, так что они были даже «званы на некоторые офицерские обеды», о чем писал в своих донесениях царю генерал-адъютант И. И. Дибич.

* * *
Первоначальное музыкальное образование Витольд Малишевский получил в Тифлисе у М. М. Ипполитова-Иванова. Валентина Назаренко в статье «Украинская страница маэстро Малишевского» пишет: «Его отца за участие в Польском восстании царские власти выслали на Кавказ, и молодой Витольд начинает свое обучение музыке в Тифлисе в классе по композиции у Ипполитова-Иванова». В этой цитате очень важную роль играет союз "и", потому что со слов Назаренко получается, что отца Витольда выслали на Кавказ, он приехал туда со своей семьей и молодой Витольд начал свое музыкальное образование. Если предположить, что отца Витольда выслали где-то в 1864-65 гг., то до рождения Витольда прошло целых девять лет! А ведь надо еще немного подрасти, чтобы смочь заниматься музыкой. И родился Витольд в Могилев-Подольске. Кем была мать Витольда Малишевского мы не знаем. Игорь Малишевский также ничего не сообщает о своей прабабке.В 1871 году выходит Высочайшее повеление об освобождении участников восстания от надзора полиции с дозволением жить повсеместно, за исключением столиц и столичных губерний, а уроженцам Царства Польского и Западных губерний за исключением и этих губерний, с оставлением в своей силе воспрещения всем им вступать в государственную и общественную службу.
Вполне возможно, что к тому времени подошел срок окончания ссылки, и Юзеф Малишевский вместе со своей семьей перебрался на Украину и какое-то время жил в Могилев-Подольском, где в 1873 году родился его первенец Витольд.
Почему он возвращается на Кавказ мы не знаем, но вряд ли Витольд мог жить в Тифлисе сам, без родителей, ведь ему было всего 9 лет, когда он начал заниматься у Ипполитова-Иванова.
Ипполитов-Иванов прожил в Тифлисе сравнительно небольшой период: с 1882 по 1893 гг. С 1893 года по приглашению Чайковского Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её директор.
Витольд Малишевский занимается по классу композиции, играет в оркестре на скрипке. А в 1893 ему уже двадцать.
К тому времени Юзеф Малишевский вместе с семьей окончательно перебирается в Житомир. Как пишет Игорь Малишевский: «Для него нашлось солидное место в банке. Это принесло семье изгнанника не только благосостояние, но и возможность дать детям приличное образование».
По словам Инны Васильевны Кончаковской (1902—1985 гг.), племянницы Витольда Осиповича Малишевского, окончил он математический факультет Киевского университета, затем уехал в Петербург, поступил в Военно-медицинскую академию. В одном семейном доме услышал его импровизацию на рояле Римский-Корсаков и пригласил в консерваторию.
В Петербургской консерватории Витольд Малишевский учился с 1898 г. по 1902 г., закончив ее по классу Н. А. Римского-Корсакова. Входил в Беляевский кружок. Возглавлял кружок Николай Андреевич Римский-Корсаков, в состав входили главным образом его ученики: композиторы Фёдор Акименко, Александр Глазунов, Василий Золотарёв, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Черепнин и др. Лесопромышленник и меценат Митрофан Петрович Беляев был большим любителем музыки, играл в любительском квартете на альте. Благодаря его деятельности было сочинено много произведений, которые он специально заказывал русским композиторам.
В.О. Малишевский. Фото 1908 года
В 1908 году Витольд Осипович Малишевский по рекомендации Римского-Корсакова был назначен руководителем музыкальных классов Одесского отделения Русского музыкального общества, затем как директор отделения. В связи с назначением Малишевского директором, одесские газеты писали: «В "Европейской" гостинице (ул. Пушкинская, 2) педагогический персонал Одесского императорского музыкального училища чествовал директора училища профессора Дмитрия Климова, покидающего свою должность, но остающегося преподавателем. На его место уже приглашен из Петербурга свободный художник Витольд Малишевский».
Это здание первоначально предназначалось для Одесского музыкального училища, которое и начало свою работу в 1901 году в этом здании.
В музыкальном училище вел классы специальной композиции, гармонии, энциклопедии, обязательной инструментовки. В 1913 году музыкальное училище было преобразовано в консерваторию. И директором консерватории Одесского отделения Императорского Российского Музыкального общества был назначен свободный художник Витольд Осипович (Иосифович) Малишевский, который до этого с 1908 года возглавлял Одесское музыкальное училище.
Позже, после реорганизации Одесского музыкального училища в консерваторию, став ее ректором, профессор В. Малишевский продолжал вести класс специальной теории и композиции. Выступал также как дирижёр, в том числе оперный.
Масштаб творческой деятельности В. И. Малишевского был огромным. В историю Одесской консерватории эта личность вошла не только как талантливый руководитель и музыкант, но также как прогрессивный деятель. Так, например, в 1917 году первый ректор выступил на съезде директоров и старших преподавателей консерваторий в Петрограде. «Южный музыкальный вестник» писал: «И только подготовившийся к съезду директор Одесской консерватории профессор В. И. Малишевский предложил к рассмотрению шесть очень значительных и важных вопросов: 1) отделение музыкальных училищ от консерваторий; 2) отношение государства к ИРМО; 3) пересмотр прав на дипломы и аттестаты; 4) отмена в консерваториях категории вольных слушателей; 5) пересмотр военных льгот; 6) о возвращении из министерства нового Устава консерватории и всеобщую его разработку»

Первый выпуск Одесской государственной консерватории, 9 мая 1916 г. Большой зал консерватории. Первый ректор консерватории Витольд Малишевский (второй слева), ведущий профессор кафедры вокала Юлия Рейдер (вторая справа), попечитель Одесской консерватории от ИРМО граф Орлов с выпускницами, Анастасия Атманаки (крайняя слева)
.
Весной 1916 года состоялся первый выпуск, — Одесскую консерваторию окончили 16 пианистов и 12 вокалистов. В своем отчете 5 мая 1916 года назначенный депутатом от Дирекции Императорского российского музыкального общества И. В. Прибик писал Председателю ИРМО: «Прослушав внимательно все выпускные экзамены, считаю своей приятной обязанностью сообщить Вашей Высокости, что преподавание в Одесской консерватории находится на должной высоте и, вообще, дело поставлено серьезно и солидно».
В 1913 году руководителем оперного класса стал артист оперного театра Н. Барышев, который имел талант режиссера. С помощью его усилий оперный класс поставил лучшие спектакли. Яркой кульминацией работы оперного класса стали устроенные Н. Барышевым в 1916 году в городском театре «Концерты, посвященные народному эпосу», где выступили студенты выпускного курса консерватории. Исполнялись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», «Вера Шелога» и фрагменты из «Царской невесты» в сопровождении консерваторского оркестра под руководством В. И. Малишевского. Таким образом, первый выпуск вокалистов подтвердил, что Одесская консерватория действительно стала «консерваторией музыки и пения», как об этом мечтали музыкальные деятели города задолго до ее открытия.
В тяжелые послереволюционные годы Одесская консерватория не прекращала своей работы, хотя испытывала трудности, связанные с реорганизацией, экспериментами в области музыкальной педагогики, с классовым подходом к приему студентов.
Для Витольда Малишевского нововведения оказались неприемлемы, к тому же после Советско-польской войны 1919—1921 гг. оставаться в Советской России было небезопасно, и, опасаясь репрессий, в 1921 году он эмигрировал в Польшу. Навсегда покидая Одессу, профессор пытался забрать своего любимого ученика Николая Вилинского вместе с семьей в эмиграцию.
«Годы, в течение которых Витольд Малишевский жил и трудился в Варшаве (1921—1939) — исключительные по своей исторической значимости. Польская культура и наука в период двадцатилетия между Первой и Второй мировыми войнами являются великолепным свидетельством величия этого необыкновенно продуктивного периода, когда после 123 лет неволи Польша вновь обрела независимость. Это была эпоха великих писателей, поэтов, художников и музыкантов. Польская наука находилась на мировом уровне. Итак, например, польская философия выпустила в свет три, по меньшей мере, оригинальные антологии, авторы которых: Роман Ингарден, Станислав Игнацы Виткевич (Виткацы) и Тадеуш Котар-Биньски, а также две оригинальные книги по эстетике: Ингардена — профессора Университета Яна Казимежа во Львове и Виткацего, жизненно связанного с городом Закопане. Важную часть эстетических исследований Ингардена составляет музыкальная эстетика, которая сосредотачивает внимание на способе бытия музыкального произведения и на проблеме его тождества. Развитие польского музыкального искусства, увенчанное творчеством Кароля Шимановского, сопровождалось развитием науки о музыке. В это время возникло национальное польское музыковедение, а также начала складывалась концепция социологии музыки.
Феномен межвоенного творческого взлета заключался в своеобразной возрожденческой установке многих ее авторов, в том числе в области теории искусства — во главе с Виткацым. Музыку с политической деятельностью сочетал Игнацы Ян Падеревски, композитор и пианист, который в 1919 году стал премьер-министром и министром иностранных дел. Многие композиторы были деятелями музыкального просвещения, в частности, в рамках развивающегося движения популяризации национальной музыки. Многие профессионалы-сочинители были выдающимися педагогами. Значительная часть композиторов свой талант создателей музыки соединяли с высоким классом мастерства словесного описания музыки в форме научных исследований, музыкальной публицистики и рецензионной работы. Эталонным стал тип личности Кароля Шимановского. Во главе длинного списка композиторов, которые не ограничивались лишь творением музыки, были: Роман Палестр, Михал Кондрацки, Стефан Киселевски, Ян Маклакевич, Витольд Рудиньски, Константы Регамей и Витольд Малишевский, профессор композиции и анализа музыкальных форм в Варшавской консерватории (1921—1925 и 1931—1939), также в Высшей музыкальной школе имени Фридерика Шопена (1929), сооснователь Института Фридерика Шопена (1934).
Учениками Витольда Малишевского были Стефан Киселевский и Витольд Лютославский, который ценил Витольда Малишевского как педагога, прививавшего своим ученикам дисциплину музыкального мышления, однако не разделял его критического отношения ко всяким «модернизмам». Витольд Малишевский был сторонником традиционных ценностей, классических форм и мажорно-минорной системы. «В музыке я ищу особую содержательность, заключающуюся в четкую, ясную и компактную форму. Поэтому я всегда остаюсь сторонником классических форм» („Muzyka” 1928). По мнению Витольда Малишевского, тональная система никогда не устареет, так как она основывается на естественном законе, то есть на законе несокрушимом. Тональная система влечет за собой необходимость соблюдения законов гармонии и правил формы. Отказ от них «(...) это всего лишь симптом неспособности к здоровому и прогрессирующему творчеству» („Muzyka” 1934 nr 4).
Однако в то же время Витольд Малишевский рекомендовал наблюдение за новшеством музыкальных решений и «новой художественной истиной», которая «сохранится до будущих времен, войдя в сочинения других авторов» („Muzyka” 1928).
Студенты высоко ценили лекции Витольда Малишевского по анализу музыкальных форм. К сочинению музыки Витольд Малишевский относился как к формированию музыкального сопряжения, а не как к наполнению формальных схем звуками. Проводя со студентами анализы произведений выдающихся мастеров, он рассматривал этапы развертывания произведений, в которых он называл начальный, развивающий, переходной и завершающий типы музыки, обращая внимание на разные варианты музыки нарратио-экспозиции. В воспоминаниях о своём профессоре Витольд Лютославский подчёркивал, что его лекции значительно отличались от того, что в то время преподавалось. Это были самостоятельные мысли, связанные с традициями русской методики преподавания. Данный метод анализа музыкального произведения Витольд Малишевский называл психологическим методом. Витольд Лютославский констатировал: «Меня лично он убедил» („Nurt” 1973).
В своём творчестве Витольд Малишевский остался верным классическим идеалам в широком значении этих слов, то есть, он заботился о ясности формы произведения, о его чётком композиционном плане и прозрачной фактуре. Образцом для него была музыка Александра Глазунова, которого, впрочем, молодое поколение российских композиторов считало представителем консервативных кругов, что не означало того, что музыкальная молодёжь не ценила в Александре Глазунове его способности дидактического и организаторского планов. Витольд Малишевский был почитателем Восьмой Симфонии ми бемоль мажор опус 83 (1906) Александра Глазунова. Эту симфонию он считал «пиком человеческих достижений нашей эпохи в области музыки» („Muzyka” 1935), подчёркивал богатство её мелодии и гармонии. <...> » (Из статьи: Ягна Данковска. «Музыкальная мысль Польши в эпоху Витольда Малишевского»).
По свидетельству Лютославского, «Малишевский прослушал курс музыкальной формы у Глазунова и позднее, опираясь на его лекции, создал собственный оригинальный курс».(См. «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания». Москва, 1995, с 42).
Музыкальные принципы М. М. Ипполитова-Иванова и в особенности Н. А. Римского-Корсакова, воспринятые Витольдом Осиповичем Малишевским еще в годы обучения в Тифлисе, а затем в Санкт-Петербургской консерватории, до конца его дней оставались превалирующими в творчестве.
Такими же верными классической музыкальной традиции в ее широком понимании оставались в свое время Н. Н. Вилинский и Л. С. Гуров, вызывавшие неизменное уважение своих коллег.
Витольд Осипович Малишевский по праву принадлежит трем музыкальным культурам: русской, украинской и польской.
Дмитрий Киценко