dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Елена Вишневская. Под счастливой звездой (стр. 1)

Елена Вишневская фотографии

Елена Ивановна Вишневская принадлежала к богатому дворянскому роду, корни которого уходят в Сербию. Родоначальником Вишневских был Федор Степанович Вишневский, серб, уроженец Белграда, вышедший из так называемой Рагузской Республики, славившейся в XIV-XV веках, на берегах Адриатики. Другая ее родственная линия, представляла из себя старинный род князей Трубецких.

Родилась 17 мая 1907 года в Киеве, в собственном доме своего деда, на Большой Подвальной улице. Первые четыре года  жила с родителями в Москве, на Сретенке, в Даевом переулке. Затем, в 1911 году, ее мать со нею и своей воспитанницей Наташей, уехала от ее отца из Москвы в Киев. В Киеве они поселились в доме Трубецких по Владимирской улице 1, напротив Десятинной церкви, которую впоследствии снесли. Теперь этот дом числится под номером 3.

Отец Елены Вишневской был артистом Московского Малого Театра и педагогом его театральной школы. Умер молодым, в возрасте 36 лет.

Профессия отца влекла ее неудержимо, и она решила стать актрисой. Елена Ивановна вспоминала, что решение это было закономерным. Стремление к театру накапливалось постепенно и началось оно еще в раннем детстве.

Театральное образование получила в Киеве на Государственных драматических курсах (педагог — А. М. Бучма), а затем в театральном техникуме, где преподавал А. И. Адашев.

В 1927 году уехала в Москву и поступила на службу во МХАТ Второй. В 1936 театр был закрыт и здание передано Детскому театру. Вспомним, что в 1936 г. выходят печально знаменитые статьи «Сумбур вместо музыки», «Внешний блеск и фальшивое содержание», «О художниках-пачкунах». Решение Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) было облечено в театроведческие ризы: «...так называемый 2-й МХАТ не оправдывает своего названия МХАТа и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью». Приговор поразил театр в исторических правах. (МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии. М. Издательство «Московский Художественный театр», 2010, с. 16).

По словам Елены Ивановны, что все то пошлое, суетное, мелкое, с чем она столкнулась в конце своей театральной деятельности на периферии, и что частично было поначалу даже в Московском Центральном Театре Советской Армии, напрочь отсутствовало во МХАТе- 2. «Да иначе и быть не могло! Это был театр чрезвычайно высокой культуры, коллектив единомышленников — воспитанных в единых традициях».

После расформирования МХАТ Второго Елена Ивановна Вишневская была направлена на работу в Центральный театр Красной Армии. С началом войны вместе с театром была эвакуирована в Свердловск, в мае 1943 года в составе театральной бригады выехала на Юго-Западный Фронт, и там попала в окружение, оказалась в плену. В результате была депортирована в Германию, сидела в лагере, работала на заводе и прислугой у немецкого предпринимателя. В конце войны вместе с пленным французом бежала во Францию. В 1946 году возвратилась в СССР, работала в драматических театрах Лиепаи и Вильнюса, преподавала в Литовской консерватории. 

Заслуженная артистка Литовской ССР (1954).

Последние годы жизни провела в Доме Ветеранов Сцены.

Ушла из жизни в 1989 году.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Панова — "Любовь Яровая" К. Тренёв (Вильнюсский русский драматический театр)

ФОТОГРАФИИ

Спектакль "Любовь Яровая" в Вильнюсском русском драматическом театре (1950) Елена Вишневская фотографии
Спектакль "Любовь Яровая" в Вильнюсском
русском драматическом театре (1950)


Актрисы Екатерина и Елена Вишневские – мама и бабушка Александра Любимова. Фото из семейного архива Михаила Любимова














С дочерью Катей


Воспоминания Елены Вишневской настолько интересно написаны, что читаются на одном дыхании. Особенно впечатляет та часть Воспоминаний, в которой она описывает события периода Великой Отечественной войны и то, что произошло с нею в эти полные драматизма дни для нашей Родины. Читать без волнения это нельзя.

Судьба Елены Ивановны сложилась ярко и драматично, но она сумела выстоять. Не однажды была она на краю гибели, но верила в свою счастливую звезду.

Дмитрий Киценко
* * *

...Я так увлеклась воспоминаниями о МХАТе-2, связанными с моей молодостью, что вновь пережила ушедшие счастливые минуты.  Да, тогда я была молода и счастлива, несмотря на все жизненные трудности. Но никто из нас не знает своего будущего, и это прекрасно. Думала ли я, что впереди кровавая война, и беспощадная судьба будет играть мною как море щепкой?

…Когда стихает за окном шум московских улиц и наша квартира погружается в сон, когда день с его разнообразными делами остается позади, уступая место тишине и покою ночи,  мне кажется, что все случившееся со мной за грозные годы войны я видела во сне. Что никогда я не переставала слышать ни этого мерного дыхания моей спящей маленькой семьи, ни этого неутомимого тиканья наших бодрых «ходиков»… будто всегда в эти поздние часы горела моя настольная лампа, и я не расставалась с мирным уютом своей комнаты.

И только новые разнообразные предметы, внесенные мною в этот уют из иной жизни, красноречиво говорят мне  о том, что они были моими спутниками в скитаниях, были они свидетелями всего случившегося со мной не во сне, а наяву.

Стальная ложка № 00013, наивная деревянная коробочка, записка, фотографии, кусочек коричневой овчины, квадрат голубого полотна с тремя белыми буквами и многое, многое другое.

Бездушные предметы! Но сколько смысла в них для меня! Каким волнением наполняется мое сердце, когда смотрю я на них, а мысли уходят в прошлое, в те страшные годы, когда не было у меня ни крова, ни семьи, когда шквал войны занес меня далеко от всего любимого и родного!
 


Tags: Елена Ивановна Вишневская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments