dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Александр Ильич Зилоти. 150 лет со дня рождения (стр. 2)

Еще во время своего первого пребывания за рубежом Зилоти начал успешно выступать в качестве дирижера. А впервые в этом качестве Зилоти выступил в организованном им в пользу Дамского благотворительного комитета концерте 2 декабря 1900 года в Большом зале Благородного собрания; концерт, объединивший «звёзд» отечественного искусства — Ф. И. Шаляпина, С. В. Рахманинова и А. И. Зилоти (исполнялись сочинения П. И. Чайковского, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова), стал большим событием в музыкальной жизни Москвы.

Признанием его заслуг на этом поприще стало предложение в 1901 г. руководить симфоническими собраниями Московского филармонического общества. За два сезона З. сумел значительно обновить репертуар московских концертов.

senar_ru_w003А. Зилоти и С. Рахманинов, 1902 г.

По инициативе Зилоти здесь впервые прозвучали новые сочинения Рахманинова: 2 декабря 1900 г. — вторая и третья части Концерта № 2 op. 18, затем 27 октября 1901 г. — весь Концерт № 2, 24 ноября 1901 г. — 2-я сюита для двух фортепиано, все сочинения исполнены автором и Зилоти; кантата «Весна» op. 20 (11 марта 1902); 14 декабря 1902 г. в Большом зале Благородного собрания состоялось (15 декабря повторено) уникальное концертное исполнение драматической поэмы Дж. Байрона (в сопровождении музыки Р. Шумана) под управлением Зилоти (который был и организатором концерта), при участии Ф. И. Шаляпина, выступившего в роли чтеца-декламатора, и В. Ф. Комиссаржевской.

З. был первым исполнителем и других сочинений С. Рахманинова. В качестве пианиста Зилоти был первым исполнителем Концерта № 1 op. 1 (Вена, 4/16 сентября 1892; Висбаден, 26 ноября/8 декабря 1893; Франкфурт-на-Майне, 3/15 декабря 1893), Сюиты № 2 op. 17 (совместно с автором, Москва, 24 ноября 1901) и Концерта № 2 под управлением А. Никиша (Лейпциг, 9 января 1902; Петербург, 29 марта 1902). В Петербурге З. были исполнены — кантата «Весна» (8 января 1905), вторая картина оперы «Скупой рыцарь» op. 24, вторая и третья сцены первой картины оперы «Франческа да Римини» op. 25 (3 февраля 1907). С. В. Рахманинов посвятил А. И. Зилоти Первый концерт для фортепиано с оркестром fis-moll, op. 1 и Десять прелюдий для фортепиано op. 23 (написаны в 1902 году в Ивановке. Услышав эти прелюдии, Горький воскликнет: «Как хорошо он, Рахманинов, слышит тишину!..»).

Зилоти был высокого мнения о Сергее Рахманинове, как о музыканте. В рассказе Ю. Нагибина «Сирень» читаем:

«Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.
— Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза,  гаркнул Зилоти.
— Нет, правда?.. — Верочка решила, что он, по обыкновению, шутит.
— Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти. — Разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.
— Так что же, он лучше вас? — наивно спросила Верочка.
— Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.
Но Верочка еще не была убеждена.
— Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы... как пианист, какой по счету?
— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.
— А первый кто?
— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны... Рахманинов будет первым.
— А какую музыку он сочиняет?
— Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный Концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант, а... вы самая распрелестная прелесть на свете!» (Верочка — Вера Дмитриевна Скалон (1875-1909) — прим. мои — Д. К.).

Полного размаха дирижерская деятельность музыканта достигла после 1903 года. Год этот явился для Зилоти переломным. Он переселился в Петербург и приступил к организации своего концертного дела. (В Санкт-Петербурге А. И. Зилоти проживал по адресу — в 1903–1907 гг. — 12-я линия, 9; в 1907–1913 — набережная Крюкова канала, 14.) В Петербурге культурно-просветительская деятельность Зилоти развернулась особенно интенсивно. Он организовал ежегодные циклы симфонических концертов, которыми руководил как дирижёр. Позднее организовал и камерные концерты («Концерты А. Зилоти»), отличавшиеся исключительным разнообразием программ; принимал в них участие и как пианист. В концертных программах А. И. Зилоти сотрудничал его друг и коллега Александр Оссовский. Он писал аннотации к концертам, что увеличивало их музыкально-образовательную ценность.

Став во главе концертов, Александр Ильич привлек к участию лучшие силы русского и зарубежного исполнительского искусства. Первое место отводилось творчеству русских композиторов, но в то же время публика слушала много зарубежной музыки, главным образом современной.

Много показательного и интересного содержится в русской части концертов Зилоти. В русской части репертуара, наряду с музыкой П. И. Чайковского, выделялись произведения А. К. Глазунова, Зилоти буквально боготворил создателя «Раймонды» и исполнил почти все его симфонические сочинения.

В этих программах исполнялись сочинения Варламова, Гурилева, Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова. В Петербурге впервые были исполнены все симфонические и фортепианные сочинения Рахманинова, произведения Аренского и Лядова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева с участием вокалистов Ф. Шаляпина, Л. Собинова, П. Андреева, Н. Забелы-Врубель, А. Жеребцовой-Евреиновой, С. Бенуа, Аней Ждановой, знаменитой испанской певицей Марией Гай, немецкой Флейшер-Эдель и др. С концертами Зилоти выступали знаменитый французский ансамбль «Общество исполнителей на старинных инструментах», квартет Л. Капэ и квартет герцога Мекленбургского.

Для участия в своих концертах Зилоти привлекал самых замечательных отечественных и зарубежных музыкантов (В. Менгельберга, Ф. Мотля, С. Рахманинова, П. Казальса, Э. Изаи, Ж. Тибо). Зилоти руководствовался при этом не только стремлением познакомить публику с искусством знаменитых исполнителей, но и просветительскими целями. В письме к другу и постоянному автору аннотаций к его концертам, музыковеду А. Оссовскому он писал: «Идя только слушать Шаляпина, толпа, его слушая, услышит кантату Рахманинова и Вагнера; вот эта-то самая толпа, пустая толпа, уйдет из концерта больше образованная, чем шла в концерт — и это-то меня прельщает!»

 «Концерты» знакомили русских слушателей с ранее не исполнявшимися сочинениями И. С. Баха и других композиторов XVIII в. (Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Ф. Э. Баха), а также с современной музыкой (А. Шоссон, К. Дебюсси, М. Равель, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев). В них Зилоти одновременно выступал как дирижер, солист, ансамблист, аккомпаниатор. Так, за первое десятилетие своих концертов он продирижировал 60 из 95 симфонических собраний. Разнообразием программ поражали сольные выступления музыканта, в которых звучал обширнейший репертуар — от Рамо, Генделя и Баха до Регера, Дебюсси и Метнера. Эти концерты были проникнуты тем же духом музыкального просветительства. Славу выдающегося камерного исполнителя Зилоти завоевал, играя в дуэтах и трио с Ж. Тибо, П. Казальсом и Л. Ауэром, Э. Изаи и А. Вержбиловичем.

Зилоти очень нравилась музыка Вагнера, увертюра «Мейстерзингеры» вообще была «коньком» Зилоти-дирижера. Композиторам Григу, Сибелиусу, Альбенису и другим посвящались целые вечера.

Концерты молодого музыканта и дирижера А. И. Зилоти принимались восторженно как на родине, так и за рубежом, имели прекрасные отзывы прессы. Вот, например, отзывы музыкального критика А. Н. Раабена: «…судя по всему, это был пианист блестящего концертного стиля, по-листовски декоративного, яркого и красочного. Концертный блеск совмещался у него с известной эмоциональной сдержанностью, порождаемой, однако, не недостаточностью темперамента, а скорее изысканностью вкуса, определенным эстетическим чувством и ярко выраженным интеллектом. Игра Зилоти не поражала драматизмом и экспрессивностью, а вызывала эстетическое наслаждение. Зилоти были присущи гармоничность, ясность и подкупающая простота стиля, классически строгого и одновременно поэтически возвышенного… — таковы, как представляется, основные отличительные качества пианизма Зилоти».

В течение почти двух десятилетий «Концерты А. Зилоти» находились в центре музыкальной жизни столицы; они были одним из самых грандиозных музыкально-просветительских начинаний в России начала XX в., с ними был связан расцвет деятельности музыканта, пианистической и дирижерской.

Репертуар Зилоти как пианиста и дирижера отличался необычайной широтой, включал множество современных произведений. Его фортепианной игре были присущи гармоническая ясность, классическая строгость и изящество звуковой палитры. Как дирижера пресса оценивала его более критически, отдавая, однако, дань грандиозному просветительскому размаху составляемых им программ. Зилоти был великолепным организатором и единоличным менеджером своих концертных циклов.

Миссию свою З. видел в том, чтоб «заставлять публику каким бы то ни было способом ходить в концерты и слушать лишь хорошую музыку и лишь в хорошем исполнении: полюбить музыку «за самое себя» и получить потребность слушать хорошую музыку». Программы «Концертов А. Зилоти» отличались необычайным разнообразием.

Среди других памятных выступлений Зилоти: концерт 30 ноября 1904 г., в котором он сыграл 1-й фортепианный концерт П. И. Чайковского с оркестром под управлением С. В. Рахманинова, а также произведения Ф. Листа.

А. И. Зилоти стремился быть подальше от политики. Его либерализм особенно проявился в дни революции 1905 года. Вместе с Н. Римским-Корсаковым и А. Петровым он присоединился к постановлению московских музыкальных деятелей, выступивших в газете с заявлением «Жизненно только свободное творчество». Вместе с Глазуновым, Лядовым, Танеевым и другими передовыми музыкантами осудил увольнение Римского-Корсакова в 1905 году из консерватории.

С 1907 года З. начал устраивать монографические концерты, составленные исключительно из музыки Баха. Слушателям раздавались аннотации с выписанными хоральными мелодиями и переводами текстов кантат. Зилоти был последовательным популяризатором творчества великого немецкого композитора. Только за первые 10 лет в его симфонических собраниях были сыграны все Бранденбургские концерты, три оркестровые сюиты, некоторые кантаты, «Магнификат». Большинство этих произведений звучали в России впервые. И это не считая скрипичных и виолончельных сонат, концертов для солирующих инструментов и органных сочинений.

Значительное место уделял З. в своих программах музыке Бетховена, Листа и Вагнера. Симфония «Фауст» и увертюра к «Мейстерзингерам» были в числе высших достижений Зилоти-дирижера. С годами усиливался интерес музыканта к сочинениям современных французских композиторов — Шоссона, Дебюсси, Равеля, Роже-Дюкасса. Именно в концертах З. состоялись их многие петербургские премьеры.

Начиная с 1911 г. З. часто обращался к музыке А. Скрябина («Прометей»), устраивал концерты с участием самого автора, дирижировал его симфониями и поэмами.

В 1912 г. А. Зилоти приглашает в Санкт-Петербург А. Шенберга, который дирижирует «Пеллеас и Мелизанду». Успех был такой, что Зилоти тут же пригласил композитора на следующий год, но Шенберг попросил передвинуть следующий концерт на 1914 год. Ему хотелось кроме монодрамы «Ожидание» исполнить «Лунный Пьеро», права на которого он вновь получал от заказчицы сочиненя — певицы А.Цемме только в 1914-м. Но, как известно, началась Первая мировая.

С 1913 г. З. выступает с Ниной Кошиц (1894–1965), которой С. В. Рахманинов доверял первое исполнение многих своих романсов и также выступал на ее концертах в роли аккомпаниатора (Рахманинов посвятил ей  романсы op. 38).

Постоянно включал в программы произведения молодых авторов, например Н. Метнера и Н. Мясковского, И. Стравинского и С. Прокофьева, проводил премьеры произведений, ставших впоследствии знаменитыми (упомянем в их ряду «Фейерверк» и сюиту из «Жар-птицы» Стравинского, «Скифскую сюиту» Прокофьева). В его концертах принимали участие крупнейшие русские и зарубежные солисты и дирижеры.

Н. Адлер пишет о премьере «Скифской сюиты» Прокофьева: «...1916 год. В одном из концертных залов Петербурга впервые исполняется новое сочинение совсем еще юного Сергея Прокофьева — «Скифская сюита». Чинная буржуазная публика в гневе и возмущении: "Что за дерзость, что за буйная, вызывающе непривычная музыка!" Вот демонстративно покидает зал всеми уважаемый маэстро — директор Петербургской консерватории, в публике свистки, шиканье — скандал.  А один из виновников скандала — человек, организовавший этот концерт, — доволен. Несмотря ни на что, он будет верен своему делу: пропагандировать новую музыку, будет всячески помогать начинающей непризнанной композиторской молодежи».
Вот таким был Александр Ильич Зилоти — пианист-концертант, дирижер, музыкально-общественный деятель, организатор и просветитель — явление яркое и исключительное.

В связи с исполнением «Скифской сюиты» С. Прокофьев сделал интересную запись в своем дневнике 1927 г.:

«В конце I антракта, когда уже публика собиралась в зал, перед спущенным занавесом появился Вольф Израиль, который сообщил публике о моём присутствии в зале и приветствовал меня...

Между прочим, этот Вольф Израиль — как раз тот виолончелист Мариинского театра, который больше всего скандалил при первом проникновении моих сочинений на концерты Зилоти и особенно при первом исполнении Скифской сюиты.  Ловкий политик Зилоти сумел ему в то время заткнуть рот, предложив выступить в концерте с моей же балладой для виолончели. Времена меняются, и теперь именно этот Вольф Израиль приветствовал меня».

Зилоти был единоличным менеджером своих концертных циклов. На плечах З. лежала огромная административная работа, выполнением которой обычно занимается целая концертная организация филармонического типа: переговоры и заключение контрактов с исполнителями, аренда залов, составление программ, выпуск и продажа абонементов, вся финансовая сторона дела. Вдобавок к абонементным З. организовал в 1912 г. «Общедоступные концерты» (осуществлявшие просветительные задачи), билеты на которые стоили в два раза дешевле, чем обычно, а в 1915 еще и «Бесплатные народные концерты». В 1916 году А. И. Зилоти выступил с инициативой создать «Русский музыкальный фонд. Общество для пособия нуждающимся музыкантам и их семьям». Организационное заседание этого общества состоялось 25 сентября 1916 года на квартире Горького, который всячески поддерживал молодых музыкантов С. Рахманинова и А. Зилоти. Председателем общества был избран А. И. Зилоти, почетным председателем единогласно избрали М. Горького.

Горький призвал известных музыкантов вести музыкально-просветительную работу среди рабочих и крестьян. На его призывы откликнулись: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Ю. А. Шапорин, И. П. Яунзем.

При этом З. и сам активно концертировал как дирижер, солист, ансамблист, аккомпаниатор. Так, за первое десятилетие своих концертов он продирижировал 60 из 95 симфонических собраний. Разнообразием программ поражали сольные выступления музыканта, в которых звучал обширнейший репертуар — от Рамо, Генделя и Баха до Регера, Дебюсси и Метнера. Эти концерты были проникнуты тем же духом музыкального просветительства. Славу выдающегося камерного исполнителя З. завоевал, играя в дуэтах и трио с Ж. Тибо, П. Казальсом и Л. Ауэром, Э. Изаи и А. Вержбиловичем.

Зилоти обладал высокой исполнительской культурой. Его игра отличалась интеллектуализмом, ясностью, пластичностью фразировки, блестящим виртуозным мастерством. Его фортепианной игре были присущи гармоническая ясность, классическая строгость и изящество звуковой палитры.

По воспоминаниям М. Л. Пресмана, «его изумительная виртуозность и блеск ослепляли, необыкновенная красота и сочность его звука, интересная, полная самых тончайших нюансов трактовка лучших произведений фортепианной литературы очаровывали... обаятельная внешность А. И. Зилоти и его исключительное пианистическое мастерство делали его положительно кумиром публики».

З. привлекал своим человеческим обаянием, добротой, отзывчивостью, живостью темперамента, доходившей, бывало, и до вспыльчивости...

Как дирижера пресса оценивала его более критически, отдавая, однако, дань грандиозному просветительскому размаху составляемых им программ. В огромном дирижёрском репертуаре Зилоти выделялись сочинения Ф. Листа, Р. Вагнера (особенно увертюра к «Мейстерзингерам»), С. Рахманинова, А. Глазунова, Э. Грига, Я. Сибелиуса, П. Дюка и К. Дебюсси.

Антреприза «Концерты А. Зилоти» (как и возникшая позже другая частная антреприза — «Концерты С. Кусевицкого») выступала противовесом весьма академизировавшейся к этому времени деятельности основной концертной организации страны — Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Зилоти считал, что его концерты должны знакомить слушателей с любыми новыми течениями в искусстве, независимо от их особенностей и от его собственных вкусов. Отдельной его заслугой является постоянная популяризация в России творчества Баха — как его клавирных и камерных произведений, так и оркестровых циклов и кантат; страстный листианец, он часто включал в программы сочинения Листа, одним из первых познакомил Петербург с А. Брукнером и Р. Штраусом, много исполнял французских современных авторов (П. Дюка, Э. Шоссон, М. Равель, К. Дебюсси — А. Зилоти был одним из первых исполнителей произведений К. Дебюсси в России — и др.).

В период своей кипучей исполнительской деятельности А. И. Зилоти давал концерты  и в Тамбове. Осенью 1912 года он выступал в зале Музыкального училища с программой, состоящей из произведений Чайковского. В марте 1913 года вместе с солисткой петербургского Мариинского театра Е. И. Збруевой (контральто) Александр Ильич концертировал в зале Дворянского собрания.

Приезжая на гастроли в Тамбов, Зилоти бывал в Ивановке, где он в дни молодости много и хорошо работал.

22 июля 1914 г., в канун Первой мировой войны А. И. Зилоти получает письмо от С. В. Рахманинова:

«Милый мой Саша, лето выдалось на редкость скверное. Худшего я не помню! Скверно лично у нас, — скверно кругом! И чего только нет! И чума, и холера, ливни с градом, засуха, неурожай. Лично мы замешаны только в последних двух неприятностях, мною перечисленных, — но зато у меня была еще Танюшина скарлатина, — еще необычайный, сверхъестественный расход денег на Ивановку, которые пожирал новый, мною взятый, управляющий и… Полная неудача в музыкальной работе… Но неудачи здесь не кончаются. Чтоб укрепить Танюшу и переменить атмосферу для моей работы, я решил бежать отсюда в Крым хотя бы. Сделал “нужный шаг” для этого, т. е. предупредил, кого следует, что, так как часть урожая можно реализовать, то я забываю на время об Ивановке и уезжаю. На следующий же день получили известие о мобилизации. Это значит, что не только выехать не безопасно, но что и вывезти ничего из хлебов нельзя, или еще точнее, это значит, что я должен здесь сидеть и выдавать дальше деньги, — и что Танюша, пожалуй, еще что-нибудь здесь схватит. Вместе с этим приходит также в голову возможность остаться совсем без заработка в будущем сезоне; а я хотя и числюсь “богачом”, но без заработка мне будет, право же, тяжело прожить. Смею тебя уверить! Наконец третьего дня апофеоз моих терзаний! Мне дали знать, что меня призывают как ратника ополчения и что должен явится на смотр. По правде сказать, мне даже смешно стало в первый момент. Плохой из меня вояка выйдет! Как бы то ни было, сел в автомобиль и поехал в Тамбов являться. В доме меня уже почти из списков живых вычеркнули и стали оплакивать. Стало и у меня смешливое настроение проходить, а когда я поехал в Тамбов и чуть не все сто верст мне пришлось обгонять обозы с едущими на смотр запасными чинами — мертвецки пьяными; с какими-то зверски, дикими рылами, встречавшими проезд автомобиля гиканьем, свистом, киданием в автомобиль шапок; криком о выдаче им денег и т. д., то меня взяла жуть и в то же время появилось тяжелое сознание, что с кем бы мы ни воевали, но победителями мы не будем. Известие о призыве ратников оказалось преждевременным, и мне позволили вернуться. Надолго ли? Не знаю. Думаю, что не надолго и скоро опять вызовут…»

В 1915 г. семья З. провела лето вместе с семьей С. В. Рахманинова, который снимал дачу в местечке Раванти близ станции Халила, с начала мая 1915 года. Оттуда 6 июля Рахманиновы поехали к А. И. Зилоти в Бьёрке (Финляндия), где находилось поместье Зилоти с несколькими домиками, предназначенными для родственников и друзей. Рахманиновы пробыли у Зилоти до 15 июля 1915 года. Перед поездкой в Финляндию и после нее, С. В. Рахманинов на несколько дней приезжал в Ивановку.

16 августа 1915 г. С. В. Рахманинов пишет А. И. Зилоти:

«Милый мой Саша, пишу из деревни, где живу, а вернее мучаюсь, вот уже третий день, вид наших пожарищ удручающ. Где бы я не находился: в доме, во флигеле, в саду, меня всюду преследуют удушающие "запахи" пожара. Даже запахи красок не могут их заглушить, даже цветы в этом году какие-то "блекло-ароматные". "…И всюду на Руси пожарищ дым…" Яков мне "по-секрету" сообщил, что это и не пожар вовсе, а по Ивановке "прошелся красный петух". Действительно, странный какой-то случился пожар. Начисто сгорели: рига, сарай; обгорели дом и флигель. Все эти здания достаточно удалены друг от друга. И, по-моему, огонь никак не мог перекинуться с одного на другое. Тем более, что загорелось все ночью, разом. Особенно нелепо выглядит дом. Обгоревшую веранду (рядом с твоей комнатой) заколотили досками, покрасили, увили виноградом и получились "сени-мои-сени". Флигель отремонтировали — раскрасили в жуткий багровый цвет за неимением другой краски. Управляющего нашего пора "с Богом по миру пускать" ибо он, по-моему разумению, ничего делать не способен, кроме как требовать прибавку к жалованию. Задумал я несколько видоизменить Ивановку, вот только не знаю, как все мои посмотрят на это. Но видеть все таким зауныло — закопченным нет мочи. Чаша мобилизации, кажется, на некоторое время оставлена, правда, через три месяца требуется вновь явиться в Тамбов для переосвидетельствования. Так, что все планы могут разом рухнуть, именно по этой причине "я их погожу строить". В[арвара] А[ркадьевна] и А[лександр] А[лександрович] после своего неудавшегося вояжа выглядят несколько растерянно, но пока о результатах молчат. В субботу уезжаю, надеюсь тебя еще застать.
Обнимаю тебя и все твое славное семейство.
 Твой С. Рахманинов.»

Февральскую революцию А. И. Зилоти встретил с сочувствием. Коллектив Мариинского театра избрал его управляющим труппой и он начал готовиться к возобновлению своих концертов, которые были прекращены с конца 1916 года из-за войны и разрухи в стране.

После Октябрьского переворота все театры Петрограда были закрыты. Перед коллективом театра встал вопрос: как быть дальше? Несмотря на возражение части труппы, по настоянию Зилоти 9 ноября 1917 года театр был открыт. «Концерты А. Зилоти» просуществовали до 1918 года.

С назначением А. В. Луначарского комиссаром театров должности управляющих труппами были отменены, и Зилоти целиком занялся концертной и педагогической деятельностью. В 1919 году Зилоти был назначен заведующим специальной школой музыкального просвещения.

Alexander Siloti 2Голод, разруха, гражданская война, революционный террор привели к тому, что А. И. Зилоти, как и многие другие представители русской интеллигенции, в конце 1919 года уехал сначала в Финляндию, вскоре переехал в Германию, а в 1922 году окончательно обосновался в Нью-Йорке, где изредка концертировал и на протяжении 16 лет (с 1926 г.) преподавал фортепиано в Джульярдской школе при Колумбийском университете (среди его учеников М. Блицстайн). Но и за границей А. И. Зилоти до конца своей жизни пользовался большим уважением и популярностью в музыкальных кругах. До глубокой старости выступал как пианист, особенно часто с произведениями Листа, пропагандировал сочинения И.-С. Баха и К. Дебюсси.

К жизни в Америке привыкал с трудом. Так, в конце 20-х он еще не говорил по-английски. Резко критически относился он к меркантильному духу, господствовавшему тогда в американском музыкальном образовании.

«Вести школу с подлинно высокими идеалами, по справедливости относиться к профессорам, учителям и студентам и при этом делать деньги — невозможно. Деньги, которые вы делаете, отняты у педагога, работающего изо дня в день, для того чтобы учебное заведение могло отобрать себе половину платы за обучение», — говорил он в беседе с музыкальным критиком Х. Броуэр.

В 1936 году музыкант принял активное участие в торжествах, посвященных 125-летию со дня рождения и 50-летию со дня смерти Листа. День 7 ноября 1936 года, когда в его интерпретации прозвучали Концерт A-dur и «Пляска смерти», З. объявил своим прощанием с концертной эстрадой.

Живя вдали от России, Зилоти всегда живо интересовался судьбами русского искусства. Когда в Америку на гастроли приехал МХАТ, Зилоти всячески помогал К. С. Станиславскому — организовал оркестр, дирижировал им во время спектаклей. Во время Великой Отечественной войны 19 ноября 1941 года С. В. Рахманинов переслал на имя Генерального консула СССР чек на 3900 долларов. В конце ноября он передал еще три чека, один из которых был подписан Зилоти — это была его лепта в борьбу его Родины с фашизмом.

Умер Зилоти в Нью-Йорке 8 декабря 1945 года в возрасте 82 лет.

Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в Нануете, штат Нью-Йорк.

В обработках и редакциях Зилоти издано много фортепианных сочинений (он редактор концертов П. И. Чайковского).

К сожалению, сохранилась лишь запись нескольких фрагментов в исполнении З. (на фонографе, около 1930-х). Остались также свидетельства современников. «Игра Зилоти блестящая, техника его крупная, удивительно законченная: нельзя сказать, что она всегда увлекает слушателей, зато удивляет своей силою и артистической законченностью, — писал музыковед Н. Финдейзен. — Одним из отличительных качеств артиста должны считаться его выдержанность, спокойствие и самообладание. Зилоти знаток своего инструмента; он владеет и распоряжается им удивительно остроумно, сознательно и мастерски». А вот как вспоминает пианиста другой его слушатель: «Тонкостью своей игры Зилоти не мог сильно воздействовать на малообразованную, поверхностную публику. Из-за этого как музыкальная личность он стоит особняком и немного одиноко. В его игре — много нравственной чистоты. Зилоти так прост, что смущает этим слушателя, который эту простоту иногда принимает за холодность. Только истинное, только правдивое признавал Александр Ильич в жизни, и игра его была полна правды и истинно глубокого содержания».






На этой записи, которую Александр Ильич Зилоти делал, скорей всего, для себя, он играет, тихо напевая мелодию. Почему-то вспоминаются стихи Александра Блока:

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Литература

Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911–1916
Зилоти А. И. Мои воспоминания о Ф. Листе : С 8 воспроизведениями портр., рукописей и прогр. — СПб.: тип. С. Л. Кинда, 1911. — 61 с. (Переизд. в сб.: Александр Ильич Зилоти 1863–1945: Воспоминания и письма. Л., 1963).
Brower Н. Modern Masters of the Keyboard. New York, 1926;
Ewen D. Living Musicians. New York, 1940.
Зилоти А. И. Воспоминания и письма / Сост. Л. М. Кутателадзе, под ред. А. Н. Раабена. — Л., 1963. — 468 с.
Александр Ильич Зилоти. 1863–1945. Воспоминания и письма. Л., 1963
Емельянова Н. Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.
В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
Южно-Российский музыкальный альманах за 2011 год. Выпуск 2.:
Н. Финдейзен. Две статьи о А. И. Зилоти. Публикация, вступительная статья и комментарии Е. Мальцевой (РГК имени С. В. Рахманинова: Южно-российский музыкальный альманах. Представлены две статьи Николая Финдейзена о Зилоти, написанные в 1901 и 1913 гг. для «Русской музыкальной газеты». Вступительная статья посвящена краткому обзору творческой деятельности Александра Ильича Зилоти — пианиста, дирижера, музыкального просветителя, организатора концертов).

Милованова,Т. А.И. Зилоти — новое имя в истории Старобельщины [Текст] // Татьяна МИЛОВАНОВА//Наша газета. - 2011. - № 24, - 17 февр. - С. 1, 12

Ссылки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
http://interpretive.ru/dictionary/458/word/ziloti-aleksandr-ilich
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ZILOTI_ALEKSANDR_ILICH.html
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1097/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8
http://enc-dic.com/enc_moscow/Ziloti-aleksandr-ilich-110.html
http://classic-online.ru/ru/performer/12917
http://www.belcanto.ru/ziloti.html
http://slovarionline.ru/moskva_entsiklopediya/page/ziloti_aleksandr_ilich.1351
http://www.biografija.ru/biography/ziloti-aleksandr-ilich.htm
http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=121135
http://www.tchaikov.ru/ziloti.html
http://www.infosity.ru/view_story.php?id=6294
http://www.rudata.ru/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
http://tambov911.narod.ru/index/0-62
http://www.classic-music.ru/ziloti.html
http://pomnipro.ru/memorypage25443/biography
http://slovno.com.ua/moskva_entsiklopediya/page/ziloti_aleksandr_ilich.1351/
http://muzruk.info/?p=5324
http://greatrussianpeople.ru/info5771.html
http://zakoylok.ru/izvestnyie-lyudi-lichnosti-moskvyi/ziloti-aleksandr-ilich.html
http://www.record-music.ru/index.php?id=5073
http://slovari-online.ru/word/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87.htm
http://nado.znate.ru/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B8_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87
http://www.glossword.info/index.php/term/42-spravochnik-po-emigratsii,331-iloti-aleksandr-il-ich.xhtml
http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/rahm/ziloti.htm
http://modernlib.ru/books/nagibin_yuriy/siren/read/
http://turbina.ru/blogs/view/Muzyka-nas-svyazala-tchast-pervaya-66390/
http://www.tsarselo.ru/photos/0/photo2020.html#.Ui-5Vj8Th-c
http://www.tsarselo.ru/photos/0/photo2021.html#.Ui-5tz8Th-c
http://www.museum-ivanovka.ru/rus/ivanovka/alfavit
http://thelib.ru/books/nagibin_yuriy/siren-read.html
http://www.museum-ivanovka.ru/
http://www.senar.ru/
http://www.sonkol.ru/main/309.html
http://chehov.niv.ru/chehov/dnevniki/imena-i-nazvaniya/imena-2.htm
Tags: Александр Зилоти, фортепиано
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments