
Ода учителю
Нет, совсем не разочаровала и не огорчила кишиневского зрителя “дочь Молдовы” София Ротару, как трогательно назвал народную артистку СССР почитатель таланта певицы, премьер РМ Ион Чубук.
После достаточно продолжительной разлуки певица вновь озарила подмостки столичного Национального дворца, буквально осчастливив пением тысячи поклонников своего таланта. Молдавский зритель приветствовал ее громом аплодисментов и полным аншлагом, а провожал, стоя, теми же бурными овациями.
Новую концертную программу, названную певицей “Люби меня” (по всей видимости, обращение предназначено и зрительской аудитории тоже), С. Ротару разбила на два основных блока. В первом прозвучали давно любимые, окрашенные местным колоритом молдавско-украинские песни “Să vii”, “Сгеdе-mă”, “Водограй”, “Мiй край”, “Хуторянка”. Во втором звучали новые произведения (преимущественно И. Матецкого): “Твои печальные глаза”, “Люби меня”, “Ночь любви” и ставший шлягером “Ночной мотылек”.
Певица спустилась в зал, и зрители оживились. Одним из танцующих партнеров примадонны стал ее первый учитель, 76-летний кишиневец Ефим Моисеевич Богдановский, преподававший Софии в студенческие годы дирижирование хором. Своему любимому педагогу София вручила огромнейший букет цветов, а конферансье произнес благодарственную речь, которая прозвучала одой кишиневскому Учителю.
После концерта мы познакомились с Ефимом Моисеевичем и его женой, тоже преподавательницей музыки. Пожилые люди любезно поделились воспоминаниями о студенческих годах своей талантливой ученицы.
В те годы София обучалась у Богдановского искусству дирижирования. Ефим Моисеевич не раз говаривал ей: “У тебя, Соня, такой прекрасный голос! Тебе петь нужно! Зачем тебе дирижирование?”. На что усердная заочница резонно отвечала: “Лишняя профессия мне не повредит”.
Однажды на экзамен по специальности София пришла в брюках, что несколько противоречило тогдашним требованиям. “Соня, ты почему не в юбке?” — с упреком спросил ее Богдановский. И худенькая заочница откровенно призналась: “Ефим Моисеевич, не сердитесь, юбки на мне не держатся и вертятся “вокруг оси”... Такой вот, тонкой и звонкой, была эта сельская девочка из с. Маршинцы Черновицкой области Украины. Кстати, семья Софии была многодетной: 4 сестры и 2 брата. Может быть поэтому ее педагог относился к одаренной девушке по-особенному...
Судя по добротным сценическим декорациям, наличию пиротехники, шикарному световому оформлению, музыкальному сопровождению и дорогим костюмам модерн-балета (численность которого 12-15 человек), эстрадный коллектив отнюдь не бедствует. Даже по приблизительным подсчетам его численность составляет не менее 30 персон. С комфортом их разместить, обустроить и накормить — удовольствие нынче недешевое. Сама певица со всем коллективом и с сестрой Аурикой, также участвующей в шоу- представлении, три гастрольных дня в Молдове проживала в комфортабельной и престижной гостинице “Кодру”. От наличия всего этого и цена входного билета на концерт составила 250 леев в партер и 100 леев на балкон. Аналогичные тарифы были разве что на красочном шоу Филиппа Киркорова, самой “попсовой” звезды нынешней российской эстрады.
Раз уж мы упомянули одну из составных “звездной парочки” Киркоров–Пугачева, разрешите поделиться личным мнением. В отличие от Пугачевой, берущей на три года тайм-ауты, а затем вновь объявляющей о начаче мощных гастрольных туров, Ротару не делает длительных передышек и не подогревает интерес к себе со стороны масс-медиа.
Они всегда состязались, Алла и София. На некоторое время вырывалась вперед Ротару, затем ее свежей, сильной волной смывала Пугачева. Потом они вновь менялись ролями. Но пение обеих всегда было дорого поклонникам эстрады. И все же... Если Пугачева свою популярность, свой мощный голос подкрепляла экстравагантным поведением и периодически возникающими скандальными выходками, то скромной и отчасти застенчивой Ротару это претило. Ее сценический имидж, казалось, всегда был адекватен тому образу жизни, который актриса вела “в миру”.
О событиях личной жизни Софии Михайловны за последние 5-8 лет нам, зрителям ОРТ, подробно рассказала лишь передача “Женские истории”, которая по случайному стечению обстоятельств транслировалась по ТВ в день кишиневского гастрольного концерта. Каково же сегодня главное событие в жизни артистки? “Очаровательная, неотразимая и по-прежнему молодая баба Соня!” — представил во втором отделении певицу конферансье, совсем не косвенно намекая на рождение первого внука Софии Михайловны.
Как оказалось, молодой “бабе Соне” несвойственно зацикливаться лишь на семейных проблемах: в составе одного из политических блоков она выступила в предвыборной кампании кандидатом в депутаты украинского парламента. Причем, под настоящей фамилией, узаконенной паспортом: София Евдокименко (фамилия мужа). А вот прошла ли, победила ли ее партия — сведениями, увы, не располагаем.
Елена ТХОРОВА
Опубл. в: Истоки № 8 (81) 1998 г.
* * *
Среди всех прочих музыкально-теоретических дисциплин, которые я вёл (преподавал) в консерватории, особое место занимало сольфеджио. Сольфеджио, это предмет, цель которого улучшить музыкальный слух, усовершенствовать его. Для этого и существует множество приёмов вокализирования, то есть специальных упражнений на пропевание не только мелодий, но и отдельных звуков, интервалов, аккордовых сочетаний. Сольфеджио одинаково необходимо для всех музыкальных специальностей. В особенности для дирижёров хора, вокалистов, композиторов и прочих.Так получилось, что годы моего преподавания в Молдавии совпали со сменой поколений в развитии музыкальной культуры республики. У меня учились те, кто ныне составляет основу или костяк её музыкального искусства. Это композиторы Руснак, покойный Теодорович, эстрадная певица Надежда Чепрага, и ныне живущая на Украине, народная артистка СССР София Ротару...
В моей педагогической практике именно в преподавании сольфеджио не раз случались курьёзы. София Ротару училась у меня заочно. Уже тогда она набирала популярность. И я, вполне резонно, задал ей вопрос, зачем ей нужно учиться, да ещё заочно. Выходит, ради диплома?.. Она мне, не без основания, тогда отвечала, что боится, если у неё что-либо произойдёт (случится) с голосом, ибо такое бывает. Однако, жизненный опыт Ротару, как эстрадной певицы, показал, что в её учёбе в консерватории не было особой необходимости. К тому же эстрадному пению её никто и никогда не учил. Это было ей даровано природой.
Заочное обучение, к сожалению, вряд ли что-либо добавляет в улучшении любой музыкальной специализации вообще. Тем более, что училась Ротару на музыкально-педагогическом факультете, который готовил, для республики, руководителей народных и самодеятельных хоров. И приезжала София на зкзаменационную сессию в консерватории не всегда и не часто. Мешали гастроли. Однажды ко мне в класс зашёл, вместе с ней, известный в республике и за её пределами хормейстер, Ефим Моисеевич Богдановский, профессор кафедры хорового дирижирования Молдавской консерватории. Богдановский был блестящий музыкант, родом из Бессарабии, руководивший камерным хором в Кишинёве. Если бы, в своё время, он не задержался бы в республике, то есть в «родных пенатах», то приобрёл бы европейскую известность. Я посвятил ему свой хоровой цикл, для 4-хголосного смешанного хора без сопровождения на стихи русских поэтов («Лирическая тетрадь»), который был издан в Москве в 2003 году. Когда-то название этому циклу дал именно он, Богдановский.
И так зайдя ко мне в класс вместе с Ротару, Ефим Моисеевич, ни в чём не сомневаясь, предложил поставить ей, Софии, положительную отметку по сольфеджио, ввиду предстоявшего ей экзамена. Она — известная певица, и этого достаточно, по его мнению, чтобы я зачёл ей. София при этом загадочно улыбалась. (Я полагаю, что это, конечно, была её инициатива, вложенная в уста Богдановского). При этом Ефим Моисеевич, так сказать, опекая Ротару, предложил мне тут же поставить ей «четвёрку» в зачётке. Ну, без обиняков. Нет, я не возмутился, Боже упаси, но всё-таки сказал, что хотя Соня прекрасно поёт, но, тем не менее, экзамен есть экзамен, и его нужно сдать. И опрелелённый минимум ей нужно подготовить, что явно не входило в планы Ротару. Она пыталась воспротивиться, но всё же я мягко настоял, и предложил ей приготовить совсем немного. Я вовсе не возражал принять у неё экзамен досрочно, но, в таких случаях, всегда я предлагаю заочникам выучить заданное мною определённое количество учебного материала. Дабы иметь моральное право поставить им отметку, и быть уверенным, что что-то они всё таки знают, и оценка поставлена им заслуженно. Такой «демократизм» в особых случаях, да и всегда мне помогал, так как экзаменующиеся всегда готовили тот минимум, который я им определял. И я, таким образом, был удовлетворён, ибо был уверен, что что-то из учебного материала они, для себя, освоили. И, таким образом, и «волки были сыты, и овцы целы». И Соня Ротару вполне заслуженно заработала свою четвёрку, то есть без всякой протекции и званий, и т. д...
Виталий Лоринов, композитор и писатель
источник