Palestrina 2

Гавриил Музическу. 110 лет со дня смерти

foto Музическу
Гавриил Музическу / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

8 декабря исполняется 110 лет со дня смерти выдающегося румынского композитора Гавриила Музическу, хормейстера, музыковеда, педагога, музыкально-общественного деятеля, основателя первого профессионального хора Румынии.

Жизнь и деятельность Гавриила Вакуловича Музическу (Музиченко), родившегося в украинской семье, лишний раз подчеркивает, что нет пророка в своем отечестве.

Будучи выпускником Государственного института искусств Молдавской ССР имени Гавриила Музическу вспоминаю, как первый раз входил в здание института, бывшей консерватории. Меня еще тогда поразил огромный портрет Гавриила Музическу, расположенный прямо при входе на лестницу, ведущую на второй этаж. Парадный портрет, при орденах и медалях, конечно же, был украшением консерватории, как все по старинке называли вуз, и придавал торжественность учреждению. Не знаю, кому он мешал, но сначала исчез портрет, а потом и само имя Гавриила Музическу, так как теперь вуз, многажды преобразованный, то опять в консерваторию, то в академию музыки, то в университет искусств, то в академию музыки, театра и изобразительных искусств потерял в процессе преобразований имя своего патрона.

Бюст Музическу в Кишинэу
Бюст Гавриила Музическу у здания Академии музыки, театра и изобразительных искусств, которая уже не носит его имени / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

А ведь в 1957 г. проректор консерватории Лидия Александровна Аксенова специально ездила в Бухарест к дочери Гавриила Вакуловича, известной пианистке, проф. Бухарестской консерватории Флорике Музическу, с просьбой благословить присвоение Молдавской консерватории имени Гавриила Музическу. Флорика Гаврииловна не только дала согласие, но и подарила консерватории сборник литургий самого Гавриила Музическу, с застывшими каплями воска на листах партитуры.

Гавриил Музическу — коренной бессарабец. И он много сделал для развития молдавской музыкальной культуры. Сегодня вполне естественным является пение женщин в церковных хорах, но мало кто знает, что это именно заслуга Музическу, так как раньше пение женщин в церквах не допускалось. Гавриилу Вакуловичу приходилось бороться с церковным начальством, и убеждать его в целесообразности женского хорового пения в церковной службе — на это ушло без малого два десятилетия!

Принимая пост профессора Ясской консерватории Музическу прекрасно понимал, что его так просто не примут из-за его нерумынского происхождения, считая его русским, хотя он не был русским. На мой взгляд, то, что сейчас Румыния гордится Гавриилом Музическу, считая его румынским композитором и патриотом, говорит о многом.

Дмитрий КИЦЕНКО

P. S. Накануне памятной даты я связался с
единственным потомком рода Музиченко (Музическу) Владимиром Лупашко-Музиченко, журналистом и писателем. Помимо других материалов, он прислал мне одну из своих последних статей, посвященных памяти своего знаменитого родственника.

Музиченко-Музическу — забытая мелодия

Декабрь 1903 года выдался для Румынии необычайно суровым. Но министр образования, стоявший с непокрытой головой у входа в здание правительства, не замечал укусов жгучего мороза. Срочная телеграмма от делегата Ясской консерватории Ауреску вобрала скорбь множества людей: «...сегодня в два часа дня Гавриил Музическу, директор консерватории, ушел из жизни. Просим отменить занятия в течение трех дней и разрешить установить гроб с телом усопшего в Большом зале консерватории. Музическу, который своим искусством, подвижничеством и благодарным трудом оказал честь нашей стране, скончался на своем посту...»

Гавриил Вакулович Музиченко — основоположник нового направления в церковной и, в целом, хоровой музыке. За свою недолгую жизнь ему удалось проявить себя выдающимся композитором, дирижером, фольклористом, музыкальным теоретиком и критиком, публицистом, общественно-политическим деятелем, педагогом, блестящим оратором и, наконец, профессиональным адвокатом, не знавшим поражений на судебных процессах.

Он — автор одиннадцати томов церковных песнопений и литургий, трех хоровых концертов с развитой полифонической структурой, 25 школьных хоров и учебных пособий, целого ряда фортепианных переложений народных мелодий, хоровых обработок украинских, румынских, молдавских, болгарских и гагаузских песен. В 1889 году его сборник «12 народных мелодий, гармонизированных и аранжированных для хора и оркестра» был удостоен Золотой медали на Международной выставке в Париже. «Практический курс вокальной музыки» до сих пор считается шедевром сочетания научности и доступности для обучения.

Херувимская песнь 3 Херувимская песнь 4 Херувимская песнь 5
«Херувимская песнь» / Ноты с сайта parafia.org.ua

Им гордятся в Румынии, в Молдове. В России специалисты отзываются о нем с восхищением. В этих странах проводятся конкурсы памяти композитора, его именем называют улицы и консерватории, устанавливают памятники. В киевских храмах — Владимирском, Иоанна Богослова, Михайловском монастыре возобновили исполнение Херувимского гимна, украшающего репертуары лучших хоров планеты. В конце XIX – начале XX века в Киеве его исполнял хор Ясской митрополии под управлением автора.

6) Tante Marina Muzicenco cu mama Liza la Bucuresti 1941
Елизавета  Федоровна Музиченко, племянница Гавриила Музическу  (сидит) со своей дочерью Мариной. Бухарест, 1941 г. / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

Племянница композитора Елизавета Федоровна Музиченко делилась со мной впечатлениями о встречах о со знаменитым родственником. Хор под руководством дяди выступал в самых престижных залах и соборах столицы. Успех был потрясающий. Особый восторг публики вызывали украинские и румынские народные мелодии в аранжировке композитора. Она вспоминала, что овации и крики «бис!» напугали ее, тогда совсем маленькую девочку. Успокаивал девочку сам Патриарх всея Руси и Украины, сопровождавший знаменитость.

В семье коренных измаильчан Музиченко — Вакулы Онисимовича и Варвары Даниловны — 20 марта  1847 года родился первенец, которому дали православное имя Гавриил. Его с детства влекло к музыке. Вначале он выучил и мастерски исполнял песни, которые знал отец. Не только на русском и украинском, но и на молдавском, болгарском, гагаузском — практически на всех языках проживающих на Одесщине наций и народностей. С охотой участвовал в спевках церковного хора на клиросе. Священник Симеон Вигурзинский пригласил его стать одним из четырех хористов ансамбля.

В 1860 году этот небольшой музыкальный коллектив посетил духовную семинарию в румынском городе Хушь в Ясском уезде. Выступление юных хористов положило начало становлению профессиональной хоровой музыки в Бессарабии. Успех ансамбля был столь велик, а мастерство участников высоко, что юным талантам предложили остаться на четырехгодичную учебу. Родители Гавриила согласились сразу, поскольку учеба за казенный «кошт» была единственным шансом дать сыну образование.

Учеба давалась Гавриилу легко, а занятия музыкой доставляли удовольствие. Намного опередив по уровню подготовки сокурсников, он был гордостью своих наставников Иоанна Северина и Николая Рою, которым удалось оставить Музиченко в семинарии преподавать и одновременно подрабатывать библиотекарем. И тем обиднее прозвучал отказ в приеме в Ясскую консерваторию. И это при том, что уровень подготовки юного измаильчанина был значительно выше, чем у других претендентов. Но Гавриил не сдавался, и чудо совершилось. Импровизацию музыканта прослушал профессор Густав Вагнер и в полном восторге настоял на приеме Музиченко в консерваторию вне конкурса. Два года обучения Вагнер опекал своего протеже, предрекая ему большое будущее. Гавриил прошел курсы обучения по классам П. Мезетти (теория), Г. Вагнера (скрипка) и Дж. Т. Буради (дирижерско-хоровой). Одновременно преподавал в музыкальной школе и пел вторым тенором в хорах Ясской митрополии и Национального театра.

Тогда о нем впервые заговорили как о восходящей звезде на музыкальном небосводе Румынии. Но Гавриил тосковал по родине. По окончании учебы в 1866 году он просится на работу в родной город. Дирекция консерватории просьбу удовлетворяет и направляет педагогом музыки на кафедру вокала Измаильской духовной семинарии.

Епископ Нижнего Дуная Мельхиседек поддерживал все начинания перспективного музыканта морально и материально вплоть до 1870 года. Будучи его духовником, оказал положительное влияние на развитие общей музыкальной культуры и мировоззрения, открыл возможности использования в творчестве украинского, русского (старообрядческого), болгарского, и гагаузского фольклоров, которыми богато Придунавье, знакомил с привезенными из Петербурга партитурами хоровых произведений М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, В. Ребикова, с книгами по теории музыки.

По примеру российских музыкантов Гавриил для своего хора переработал гимны Иоанна Христосома, пытался создавать композиции. Он пишет несколько оригинальных концертов для архиерейского хора, выступая в качестве регента и руководителя. Его первые сочинения, изданные в 1869 году с предисловием Мельхиседека, имели успех.

В процессе творческой работы начинающий композитор понимал, что ему не хватает специальных знаний в области теории музыки и композиции. В письме к Мельхиседеку он пишет: «...для того чтобы было легче писать и стать более уверенным в себе, мне необходимы дополнительные знания и много музыкальной практики. Получить искомое можно только в Петербурге или Москве...».

На помощь наставнику приходит духовник и убеждает российского консула в Измаиле Павла Романенко ходатайствовать перед директором Придворной певческой капеллы Бахметьевым принять музыканта на казенный «кошт». После прослушивания Музиченко зачисляют в придворную певческую капеллу. Но это отчасти был тактический ход для поступления в Петербургскую консерваторию.

По завершении учебы ему предложили остаться при царском дворе и занять пост дирижера кафедральной капеллы Исаакиевского собора. В те времена подобное предложение было пределом желаний любого музыканта. К великому удивлению, Музиченко отказывается от лестного предложения и возвращается в Измаил. Вслед по тайным каналам секретных служб донос: «В немилости. Посмел отказать самому». Перед ним закрываются двери домов, хозяева которых когда-то считали за честь принять у себя знаменитость.

Он возвращается в Румынию, откуда пишет письмо Мельхиседеку: «...я мог бы остаться в России, потому что там уважают и чтут церковное пение, если бы не одно обстоятельство... Знаю и то, что тут я буду гоним, как русский человек (хотя я не русский), потому что воспитан в России (консерватория, капелла Балакирева), а не во Франции».

После прохождения конкурса в Бухаресте 25-летний Гавриил Музиченко занимал должность руководителя кафедры теории музыки в Ясской консерватории, а в 1901 году стал ее директором. С 1876 года он бессменно руководит хором Ясской митрополии, постепенно превращая его в крупный исполнительский коллектив. Именно с этим хором он начал претворять в реальность свои реформаторские идеи. Он добивается, чтобы женщинам разрешили петь в церкви. До того: «Muter taceat in ecclisia», то есть «Женщина да молчит в церкви!» Никто не смел перечить этой старозаветной догме. Реформатору для свершения этого шага понадобилось двадцать лет!

В 1898 году хор Ясской митрополии, по возвращении из Киева и турне по европейским странам, побывал в Одессе и Кишиневе. Концерты, состоявшиеся в залах Благородного собрания, прошли с оглушительным успехом. В ответ на горячий прием Музиченко сказал: «Я приехал к вам не только как артист, концертмейстер и дирижер. Я приехал и как признательный сын тех мест, где появился на свет».

4) Elena Muzicenco, mama mea, nepoata lui G.Muzicescu
Елена Музиченко, внучка Гавриила Музическу, мама автора статьи Владимира Музиченко / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

До самой кончины моей мамы Елены Ивановны, урожденной Музиченко, заслуженной учительницы некогда большой страны, каждый год в день рождения Гавриила Вакуловича мы приносили цветы к его бюсту у входа в Национальную консерваторию Молдовы, которая полстолетия носила его имя.

Гавриил Музиченко-Музическу заслужил, чтобы его имя вернулось в отчий дом. Хочется верить, что наступит время, когда созданные им гимны воспоют славу возрожденной Украине.

Владимир МУЗИЧЕНКО

Текст опубликован в газете «Вечерняя Одесса» от 24 мая 2012 г.


Eternitatea
Владимир Музиченко у могилы Гавриила Музическу / Фото из семейного архива Лупашко-Музиченко

Scrisoare - Musicescu, GavriilGavriil Musicescu către Simion Florea Marian - Complexul Muzeal Bucovina - SUCEAVA (Patrimoniul Cultural National Mobil din Romania. Ordin de clasare: 2470/28.07.2008 - Fond)
Письмо Гавриила Музическу к Симиону Флоре Мариану, в котором он спрашивает, получил ли тот программу концерта в Сучаве, а также сообщает, что прибывает 60 человек и др. детали / Copyright: Complexul Muzeal Bucovina - SUCEAVA