dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Еврейские погромы 1918-1921 гг. (стр. 4)

II. Погромы в Белоруссии
________________________________________

Кошмарные события, развернувшиеся на Украине на фоне гражданской войны, не могли, конечно, не отозваться рикошетом в примыкающей к Украине Белоруссии: то там, то здесь происходили погромные вспышки, и еврейское население жило в тревоге и страхе.  Н о  т а к  к а к  з д е с ь  н е  б ы л о  т о й  с п е ц и ф и ч е с к и  п о г р о м н о й  к о н ъ ю н к т у р ы ,  к о т о р а я  с о з д а л а с ь  н а  У к р а и н е  в результате обостреннейшей внутренней борьбы политических групп,  а  г л а в н о е  —  н е  б ы л о  в о о р у ж е н н ы х  к о н т р р е в о л ю ц и о н н ы х  с и л ,  то погромные настроения не принимали вначале угрожающих размеров и не выливались в такие резкие и чудовищные формы, как на Украине.

С вторжением поляков в Белоруссию, в августе 1919 г., картина изменилась: сразу началась кровавая вакханалия погромов, которая продолжалась  о к о л о  д в у х  л е т  и нанесла местному еврейскому населению зияющие раны, не залеченные еще до сих пор.

Белорусские погромы по своему темпу и размаху делятся на 3 периода Первый период — это период сравнительно "умеренных" погромов,  у с т р о е н н ы х  н е п о с р е д с т в е н н о  п о л ь с к о й  а р м и е й  за 11 месяцев оккупации вплоть до отступления из Белоруссии.

Второй период — 1920 г. отличается большей свирепостью и кровожадностью. Здесь уже подвизаются белогвардейские полчища  Б а л а х о в и ч а  и  С а в и н к о в а,  которые с успехом подражают петлюровцам и деникинцам, применяя целиком их методы; наконец, третий период это — просто  б а н д и т и з м ,  свирепствовавший в течение всего 1921 г.  Н о  т а к  к а к  б а н д ы  Б у л а к - Б а л а х о в и ч а,  а  т а к ж е  б а н д и т с к и е  ш а й к и  ф а к т и ч е с к и  о р г а н и з о в ы в а л и с ь  п о д  р у к о й  п о л ь с к о г о  к о м а н д о в а н и я  и  п о л у ч а л и  о т  н е г о  с н а б ж е н и е,  т о  в с е  э т и  т р и  п о г р о м н ы е  п е р и о д а  м ы  п о  с п р а в е д л и в о с т и  д о л ж н ы  п о с т а в и т ь  п о д  о д н у   о б щ у ю  р у б р и к у:  "п о л ь с к и е  п о г р о м ы  в  Б е л о р у с с и и".

Погромы первого периода  о т р а з и л и  в  с е б е  с п е ц и ф и ч е с к и - ш л я х е т с к о е  п р е з р е н и е  к  е в р е ю  и грубейшее издевательство над его национальным и человеческим достоинством, над его религией, культурой и всем его жизненным бытом. Прежде всего, поляки широко практиковали излюбленный прием  с р е з ы в а н и я  или  в ы д е р г и в а н и я  бород у стариков евреев. Во многих местечках в ту пору почти нельзя было встретить еврея с несрезанной частью бороды. Это было своего рода позорным клеймом, по которому вельможная шляхта издали распознавала еврея. Бороду носили без риска и страха только особо почтенные евреи  п о  о с о б о м у  н а  т о  р а з р е ш е н и ю  в л а с т е й .  Этим самым была воскрешена мрачная страничка из средневековья.

Избиение нагайками широко применялось и принимало иногда характер совершенно массовый. Отмечены случаи массовых избиений, как, например, в деревне  Г а н е в и ч и,  Борисовского уезда, где в августе 1919 г. поляки учинили э к з е к у ц и ю  над еврейским населением, избив несчастных до полусмерти.  К о щ у н с т в о,  осквернение предметов культа и издевательство над религиозными чувствами еврейского населения составляет также весьма характерный штрих польских погромщиков. Так, например, в местечке Титовке, в январе 1920 г., поляки заняли синагогу,  у с т р о и л и  в  а л т а р е  к л о з е т ,  кощунственно издевались над свитками торы и, наконец, совершенно разрушили синагогу до самого фундамента.

По субботам и в наиболее чтимые еврейские праздники поляки систематически мобилизовывали еврейское население для тяжелых и неприятных работ, при чем во время работ издевались над своими жертвами и избивали их прикладами и нагайками. Например, в  Б о б р у й с к е ,  в день Йом Кипура (судный день), в 1919 году, все еврейское мужское население было выгнано из всех синагог и под конвоем  о т п р а в л е н о  з а  8  в е р с т  о т  г о р о д а  д л я  п о г р у з к и  с е н а .  По случаю поста евреи были в одних чулках, без обуви, но солдаты не позволили им обуться и всю дорогу осыпали их градом побоев. Сено находилось на топком, болотистом лугу, и евреям приходилось бродить по колена в воде и оттуда носить сено к возам, которые были поставлены за  п о л в е р с т ы  о т  с т о г а .  Вся эта работа, как и многие другие, носили характер острого  и з д е в а т е л ь с т в а  над еврейским населением.

Вот несколько ярких штрихов, характеризующих зверства и глумления польских солдат.

В местечке Глуске польские солдаты согнали ночью еврейское население для порчи и вырубки телеграфных столбов, причем солдаты немилосердно избивали всех нагайками и прикладами, заставляли их дотрогиваться до электрических проводов, запутывали их в проволоку, гоняли в поле для рытья ям, заставляли засыпать эти ямы и снова рыть: при помощи побоев вынуждали свои жертвы ложиться наземь, подпрыгивать, маршировать, делать гимнастику, танцевать и т. д. до утра, а под конец, обобрав и ограбив до нитки, отпустили домой.

В другой деревне Мозырского уезда поляки подвергнули 11 евреев следующей мучительной пытке:  о н и  з а с т а в и л и  н е с ч а с т н ы х  п и т ь  в о д у  и  в ы п и т ь  б е з  п е р е р ы в а  п о  ц е л о м у  в е д р у .  Для этого они им всовывали палки в рот, искусственно вызывали рвоту и вновь заставляли их пить, затем, уложив всех на землю, покрыли досками и провели по ним несколько лошадей; наконец, натешившись вдоволь над жертвами, они нацепили им всем камни на шею и бросили их в Припять...

Случаи бессмысленной жестокости польских легионеров далеко не единичны. Так, например, в  с е л е  Б е р е з и н е ,  в августе 1919 г.,  п о л я к и  з а к о п а л и  ж и в ь е м  г р а ж д .  З а л м а н а  —  фабриканта — по подозрению в большевизме; такая же ужасная участь постигла в  Б о б р у й с к е  семью гр.  Г е к л е р а  из 9 душ, заподозренных в коммунизме. Вся семья была арестована и затем бесследно исчезла. Совершенно случайно была впоследствии обнаружена яма, в которой нашли несчастных с разможженными черепами, переломленными конечностями и пр. Экспертизой установлено, что некоторые женщины из числа этих 9 жертв  б ы л и  з а р ы т ы  ж и в ы м и .  В  М о з ы р е  среди бела дня в городском саду были поляками  п о в е ш е н ы  т р и  е в р е я  по подозрению, якобы, в шпионаже. Несколько позже, при отступлении из Мозыря, без всякого повода были  п о в е ш е н ы  н а  о д н о й  б е р е з е  е в р е й  и  р у с с к и й ,  при чем поляки заставили частных лиц под угрозой смерти помогать палачу.

Изощряясь в жестокости, издевательствах над еврейским населением, заносчивые паны додумывались до таких невинных забав, как  п р и в я з ы в а н и е  с т а р и к о в  е в р е е в  к  л о ш а д и н ы м  х в о с т а м  и л и  з а п р я ж к а  е в р е е в  в  т е л е г у  в м е с т о  л о ш а д е й  и  е з д а  н а  н и х  п о  г о р о д у  на потеху толпе. Нужно отметить, что подобная гнусность была, между прочим, проделана в Минске, в столице Белоруссии, где еврейский элемент составляет большинство населения и играет весьма видную роль в хозяйственной, политической и общественной жизни города.

Чтобы покончить с вопросом об издевательствах поляков над еврейским населением, следует еще указать на принуждение при помощи угроз и побоев танцевать, петь и кричать: "Да здравствует Польша!.." Польские издевательства были до такой степени невыносимы, что многие предпочитали смерть и нередко обретали ее от рук польского мучителя...

Что касается  к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х  погромных действий, то сюда относятся, главным образом,  г р а б е ж и,  п о д ж о г и  и  н а с и л и я  н а д  ж е н щ и н а м и.  В тех местностях, которые служили транзитными пунктами, грабежи продолжались беспрерывно втечение многих месяцев. В этом отношении поляки ничуть не уступали петлюровцам и деникинцам; они забирали не только одежду, белье и обувь, но также мебель и даже домашнюю утварь, при чем все это открыто и организованно нагружалось на подводы, перекладывалось в вагоны и отправлялось в Польшу, а что нельзя было увезти, то уничтожалось тут же, на месте. Благодаря такому варварскому режиму польских оккупантов, еврейское население этих местностей разорилось дотла и совершенно обнищало. Особенно разорительны были многочисленные пожары, произведенные поляками в городах и местечках. Этот вандализм, имевший карательные и террористические цели, являлся  к р у п н е й ш и м  б е д с т в и е м  для еврейского населения Белоруссии.

На кровавых подвигах  Б у л а к - Б а л а х о в и ч а,  равно как и на похождениях различных бандитских шаек, мы подробно остановимся в следующей главе. Пока же мы только заметим, что эти прихвостни польской буржуазии выполняли свои задания не за страх, а за совесть, старательно копируя петлюровских и деникинских погромщиков.

Итак, общая картина погромного периода на Украине и в Белоруссии обрисовалась пред нами с достаточной ясностью. Для большей же полноты и законченности нам остается лишь коснуться еще вопроса об  о т н о ш е н и и  к  э т и м  к о ш м а р н ы м  с о б ы т и я м  н е е в р е й с к о г о  н а с е л е н и я  в  м а с с е  и в частности об  о т н о ш е н и и  С о в е т с к о й  в л а с т и  к антисемитизму и погромщикам.

Многочисленные наблюдения самих пострадавших дают нам неопровержимые доказательства того, что  о т н о ш е н и е  н е е в р е й с к о й  м а с с ы  н а с е л е н и я  к  п о г р о м а м  б ы л о  в  о б щ е м  б е з у с л о в н о  о т р и ц а т е л ь н о е.

Не говоря уже о передовых слоях пролетарской и трудовой интеллигенции, можно утверждать, что и более культурная часть городского мещанства, а также значительная часть беднейшего крестьянства чутко реагировали на погромы и приходили на помощь погромленному населению в той или иной форме.

Чаще всего приходилось  п р я т а т ь  обреченное население от свирепствовавших банд, и эта помощь нередко оказывалась еврейскому населению с риском для собственной жизни, ибо погромщики жестоко расправлялись с такими "жидовскими покровителями". Среди погромных материалов имеются документы, свидетельствующие о с а м о о т в е р ж е н н о й  деятельности отдельных влиятельных лиц, которым сотни евреев обязаны своим спасением. (Таковы, напр. Передеря, Верхола и др. См. III главу).
                             

Если бы этого не было, то еврейское население было бы поголовно истреблено, а уцелевшая часть погибла бы от голода, холода и болезней.

Эти светлые проблески человечности вносили живую,  б о д р я щ у ю  с т р у ю  в отравленную атмосферу дикости и злодейства, насыщенную  к р о в ь ю  и  с т р а д а н и я м и  т р е х  м и л л и о н о в  л ю д е й .  В минуты самого мрачного отчаяния затравленное и измученное еврейское население черпало в этом утешение и надежду на то, что не все еще потеряно и что с уничтожением контрреволюционных сил наступят лучшие времена.  М ы  у ж е  з н а е м  т е п е р ь,   ч т о  э т и  н а д е ж д ы  о п р а в д а л и с ь  в  п о л н о й  м е р е .  Торжество революции и победа Советской власти принесли спасение и братскую помощь измученному еврейскому населению Украины и Белоруссии, над которым в течение четырех лет висел Дамоклов меч объединенной и сплоченной контрреволюции и реакции.

Советская армия многократно спасала еврейское население от поголовного истребления (Проскуров, Житомир, Елисаветград и др.). И потому мы видим, что из всех правительств и властей, сменившихся в период гражданской войны на обширной территории бывшей Российской империи  С о в е т с к а я  в л а с т ь  б ы л а  е д и н с т в е н н о й  в л а с т ь ю,  к о т о р у ю  е в р е й с к о е  н а с е л е н и е  в с т р е ч а л о  с  и с к р е н н е й  р а д о с т ь ю ,  как избавительницу от страданий и смерти.

Советская власть не только не запятнала себя погромной политикой, но, наоборот, каждый раз в корне парализовывала малейшие антисемитские выступления. В этом отношении заслуживает особого внимания тот факт, что такие видные бандиты, как  М а х н о ,  Г р и г о р ь е в ,  С т р у к  и др., в бытность свою на стороне Советской власти не только не могли помышлять о погромах,  н о  и  н е  о т в а ж и в а л и с ь  н и  н а  к а к о й  ш а г ,  к о т о р ы й   м о г  б ы  б ы т ь  и с т о л к о в а н ,  к а к  п р о я в л е н и е  а н т и с е м и т и з м а .
            

То же следует сказать и относительно различных  п а р т и з а н с к и х  и  к а з а ч ь и х  частей, которые с момента перехода в ряды советских войск  с о в е р ш е н н о  п р е о б р а з о в ы в а л и с ь  и  б ы с т р о  и з ж и в а л и  с в о и  п о г р о м н ы е  н а с т р о е н и я .  Прилагаемая здесь серия снимков осужденных и казненных руководителей погромных банд свидетельствует о том,  ч т о  ж е л е з н а я  р у к а  п р о л е т а р с к о г о  п р а в о с у д и я  б е с п о щ а д н о  и  с у р о в о  п о к а р а л а  в с е х  д е й с т в и т е л ь н ы х  м а р о д е р о в  и  п о г р о м щ и к о в ,  прислужников российской и международной реакции.
                        
     
                             

                        

Попытка главных вождей и вдохновителей погромных банд — Петлюры, Махно, Балаховича и Савинкова скрыться от справедливого возмездия под крылышком польской шляхты, румынских бояр, окончилась для некоторых из них неудачно. Савинков был в конце-концов арестован на советской границе, осужден и заключен в тюрьму, где он и покончил самоубийством, поняв весь ужас своего падения и полной отверженности. Петлюра пал на улице Парижа от руки украинского эмигранта Шварцборда, добровольно взявшего на себя роль судьи и мстителя за море невинной крови, пролитой этим бандитским атаманом. Несомненно, что и остальных беглецов постигнет такая же судьба: вездесущая Немезида настигнет этих палачей и мучителей, нашедших гостеприимный приют у французской и польской буржуазии.

Дальше: III. Отдельные погромы и трагические эпизоды. Украина

Subscribe

  • Серафим Саровский

    Originally posted by ani_al at Серафим Саровский - Пей там, где конь пьет: конь плохой воды не будет пить никогда. - Стели постель…

  • Матильда Кшесинская. Мой сон

    Начало здесь В Сочельник, под Рождество, убирая елку, я нечаянно задела ногой за ковер и так неудачно упала, что сломала…

  • Стыдно. Страшно. Смешно

    Сдохни, грусть. История двадцать вторая Если ты упал, у тебя провал, ты решил, что шансов больше нет (с). Сколько раз у меня случались истории,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments