В эти дни Зиновий Лазаревич Столяр отмечает свое 90-летие. Мы поздравляем его с этой замечательной датой и желаем ему доброго здоровья!
Зиновий Лазаревич Столяр родился 21 января 1924 года в семье кожевенника в приднестровском посёлке Красные Окны Одесской области, в октябре того же года ставшем райцентром Красноокнянского района новообразованной в составе Украины Молдавской АССР. Детство провёл в Тирасполе, где учился в музыкальной школе у композиторов отца и сына Гершфельдов — Григория Исааковича и Давида Григорьевича. В годы Великой Отечественной войны — в действующей армии, служил связистом 6-го отдельного полка правительственной связи НКВД СССР на Северном Кавказе (1942—1944), был музыкальным руководителем полкового ансамбля песни и пляски. В 1950 году окончил теоретико-композиторский факультет Одесской консерватории по классу С. Д. Орфеева, одновременно в 1947—1950 годах преподавал в музыкальных школах Одессы. В 1950—1953 годах — преподаватель музыкального училища в Ворошиловграде.
В 1954 году поселился в Кишинёве, где работал преподавателем в Средней специальной музыкальной школе имени Е. Коки (1954—1982). В 1973—1977 годах — ответственный секретарь, а в 1977—1984 годах — заместитель председателя правления и с 1984 года — редактор Союза композиторов Молдавии, многолетний член правления Союза композиторов и музыковедов Республики Молдова. На протяжении многих лет был постоянным музыкальным критиком газеты «Молодёжь Молдавии». С начала 1990-х годов — научный сотрудник Института национальных меньшинств Академии Наук Республики Молдова. Вёл радиопередачи на идише, посвящённые вопросам музыки, на республиканском радио (в программе «Индзер лэйбм» — наша жизнь). Кавалер ордена «Глория Мунчий» (Gloria Muncii — Слава Труду, 1999).
Некоторые публикации
Зиновий Столяр — автор многочисленных статей и научных работ на русском и молдавском языках по общей теории музыки, истории композиторского искусства Молдавии, молдавской и еврейской народной музыке (в особенности об их взаимовлиянии), концертных и театральных рецензий, а также более 30 монографий и учебных пособий по этим вопросам. Среди книг З. Столяра — выдержавшее 3 переиздания «Пособие по элементарной теории музыки» (совместно с Е. М. Ткачом, 1957, 1961, 1964, на русском и молдавском языках), «Шико Аранов» (1959), «Георгий Няга» (1959 и 1973), «Опера Д. Гершфельда „Грозован“. Путеводитель» (с Е. М. Ткачом, 1960), «Давид Гершфельд» (1961), «Выразительные средства музыки» (1963), «Музыкальные жанры» (1963), «М. И. Глинка» (1967, на молдавском языке), «Молдавская советская симфония» (1967), «Антон Рубинштейн» (1969, на молдавском языке), «Злата Ткач», «Что такое музыка» (1976, на молдавском языке), «Молдавская советская песня» (1979), «Страницы молдавской музыки» (1983), «Еврейская дойна: еврейская народная музыка в Бессарабии и Левобережном Приднестровье» (1998, немецкое издание — 2000), «Страницы еврейской музыки: исследования, наблюдения, заметки» (2001), «Люди и время: композиторы-евреи в музыкальной культуре Молдовы. 1930—1980-е годы XX века» (библиографический справочник, 2003), «Дорогами творчества» (избранные статьи о молдавских композиторах, 2004).
Публикуемая ниже рецензия известного молдавского и израильского музыковеда Изольды Милютиной как нельзя лучше отражает характерные черты стиля Зиновия Лазаревича Столяра.
«Страницы еврейской музыки»
Под таким названием в Кишинёве вышла из печати книжка известного молдавского музыковеда Зиновия Столяра с посвящением памяти близких людей. Скромная по масштабу, она содержит важные сведения из области еврейской культуры и интересные мысли автора по этому поводу. Зиновия Столяра я знаю уже достаточно давно как деятельного, неравнодушного человека, живо откликающегося на явления музыкальной жизни и разнообразные проблемы культуры тех народов, с которыми его связала судьба, его проживание на Украине и в Молдавии и, наконец, — генезис рода. Последнее получило отражение в обращении его к еврейскому фольклору, в желании как можно тщательнее изучить его особенности и жанры. Кстати, об этом свидетельствует и недавно увидевшая свет книга З. Столяра о еврейской дойне. Заслуживает внимания выдвинутая в этой книге идея единого мелодического пространства еврейской музыки в мире. «Суть её, как пишет автор, в том, что на огромной территории, охватывающей ряд стран Восточной Европы, где веками жили евреи, бытует музыка с одним языком — идиш — и общими мелодическими, ритмическими и жанровыми особенностями. В отдельных регионах этого мелодического пространства обнаруживаются связи еврейской музыки с народными песнями и инструментальными мелодиями титульного населения тех стран, где проживали евреи» (с.72). В новой книжке З. Столяра, о которой идёт речь, внимание к еврейской культуре зафиксировано в очерке «Музыка еврейского местечка».
При разнообразии тематики, сосредоточенной в десяти небольших очерках этой публикации, ядром её представляется очень важная тема взаимодействия разных национальных культур. Показательно само название посвящённого этой проблеме начального очерка — «Музыка и межэтническая гармония в обществе». Под эгидой этой заглавной мысли представлен и весь остальной материал книжки. Известно, что такая постановка вопроса имеет универсальное и, как справедливо подчёркивает сам автор, общечеловеческое значение в мире, где соседство и пересечение народов на разных землях и на разных этапах истории составляет суть самого существования всей, и не только нынешней, жизни нашей планеты, глубинных её процессов. При всех политических катаклизмах, чем так богато наше неспокойное время, невозможно игнорировать окружающую действительность, уйти от жизни, которая вовлекает народы в свой могучий, неукротимый, неумолчно шумящий поток, смешивая этносы и характеризующие их черты. Теме взаимодействия культур посвящён в книжке З. Столяра и основанный на близком автору материале очерк «Еврейско-молдавские и еврейско-украинские музыкальные связи на примерах народного творчества». Много лет живя в Молдавии, вслушиваясь в окружающий звучащий мир, автор утверждает, что «молдавская музыка — один из важнейших источников инонациональных влияний на музыку европейских евреев».
Лишний раз подчёркнуто значение песни в жизни еврейского народа. Эта мысль подкреплена важнейшим примером — «Противостояние Катастрофе оружием песни». Именно таково название одного из очерков представляемой книжки. Несомненна неизбывная актуальность такого ракурса в рассмотрении наиболее популярного музыкального жанра. Так же актуальна и общая тема взаимодействия культур, в том числе — и для Израиля, где переплетаются судьбы выходцев из разных стран. Можно к тому же подчеркнуть, что её значение возрастает, если приглядеться к еврейской истории. Евреи волей судьбы всегда были рассеяны по всему свету, впитывая влияния своего окружения, но и оставляя свой существенный след в культуре разных народов. Эта эстетико-философская тема достойна постоянного внимания и дальнейшей разработки. Тем более, что богатый материал для того содержит как история, так и день сегодняшний.
В единственном теоретическом очерке представляемой книжки автор рассматривает частное, но, думается, существенное явление в еврейской музыке — один из характерных мелодических оборотов, которому автор придаёт «знаковое» значение. Не вдаваясь в подробности (интересующиеся найдут их в книжке З. Столяра), отметим, что из самой сути этого явления выросла предложенная автором в его обозначении аббревиатура «интус» (интонация увеличенной структуры).
Кроме указанного материала, в сборнике З. Столяра нашли своё место несколько очерков о видных деятелях еврейской культуры прошлого и настоящего. Это — классик еврейской литературы Шолом-Алейхем («Музыка в жизни и творчестве…»), учёный-этнограф Береговский, известный своими трудами о еврейской музыке («Творческий подвиг учёного»), популярный эстрадный певец Леонид Утёсов («Еврейские мотивы в репертуаре…») и наконец Ихил Шрайбман — идишский писатель, родившийся в Бессарабии (1913), живущий там ( в Молдавии) и ныне, широко известный своими замечательными книгами и рассказам за пределами родного края (Ихил Шрайбман умер в 2005 – прим. мое – Д.К.). Всё о названных знаменитых людях автор рассматривает в кругу проблем музыкального искусства, музыкальности как особого качества в явлениях литературы, театра.
Завершает книжку Зиновия Столяра небольшое эссе, посвящённое дочери автора. Он посчитал нужным отметить её приверженность к еврейству и давнее, по стопам родителей (мать Ирины — Людмила Ваверко — известная в Молдавии, часто выступающая пианистка, воспитавшая многих и многих молодых музыкантов), добросовестное служение музыке.
Изольда Милютина,
заслуженный деятель искусств Молдовы.
Опубликовано в:"Еврейский камертон" 20.02.2003 (Израиль)
Фотоальбом
1. Маленький Зюня с родителями и сестрой 2. Эля, дедушка Зиновия по материнской линии 3. С Яном Френкелем