dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Береника Гликсман

Оригинал взят у humorable в Береника Гликсман


Беренику я слушала уже дважды.
berenika 2

Первый раз - в Академии, романтический репертуар.
Я, как правило, даю фору всем неизвестным и молодым
Перед Береникой выступали еще двое пианистов - к слову сказать, не очень молодых, но мне не известных.
Ну, я благодушно отметила туше, закрыла глаза на блямбы и грязноватую педаль.
А потом стала играть Береника.
И я тут же встрепенулась и заерзала: Господи, насколько это хорошо!
Насколько отличается от более/менее удачных попыток чего-то навалять =выразить.
Она играла "Юмореску " Шумана, сложную по форме, сложную технически.
Как потом я узнала, ее она исполняла на конкурсе Рубинштейна, два года назад - и получила специальный приз за исполнение произведения израильского композитора.

Музыка Шумана наиболее близка мне, пожалуй, из всех романтиков-пианистов.
(И даже когда-то, в классе, подбирая каждому персонажа  "Карнавала" меня единодушно оценили, как "Флорестана"  - одну из сущностей композитора.)
Береника обладает той мощностью темперамента, которая необходима и требуема для  Шумана.
Длинное циклическое произведение нельзя просто исполнить, его необходимо видеть, как дорогу, как арку, уже в начале зная, как будет развиваться сюжет, разветвляться дорога...
И, конечно, это театр. Эпизоды, которые у Шопена можно назвать настроением, у Листа - картиной, у Мендельсона - украшением - у Шумана это маски, их конфликты и взаимодействия.
"Юмореска" пронеслась мгновением, вихрем  - как хорошо! - и выдохнуть.



                                                                                   **********


 ...концерт в Тель-Авивском художественном музее посвящен фортепианному ансамблю - "Мултипиано".
Само звучание рояля, размноженное - даже четырехручные ансамбли - очень привлекательно.
Регистры усиливаются, появляются новые тембры: колокольность, оркестровая глубина - масштабность, если обобщить.
Их трое - Томер Лев - тот панист, что с грязноватой педалью - при этом очень интересный лектор, описывающий компактно и точно - а вместе с тем и доступно, и привлекательно для образованной меломанской аудитории.
Даниэль Боровицкий - глубокий, нежный -
(мне не хватило ни глубины, ни нежности, но половину вины я снимаю. Он играл знаменитую вторую чаcть фп 21-го концерта Моцарта. По "Меццо" ее транслируют каждое пятничное утро, в исполнении Баренбойма, а я слушаю, пока вытираю пыль.
В исполнении Боровицкого мне не хватало запаха полироля.)

 выбор Моцарта и Пуленка не тривиален, но удачен.

И вот Береника, солирующая в балете-фантазии  Пуленка  "Aubade".
Не буду здесь критиковать оркестр и фантазии постановщика "видеоряда".
И не буду называть даже их имен - все старались, как могли.
Задача зрительного воплощения подобной музыки требует суперинтуиции и супервкуса - как "Болеро" Равеля или "Танец семи покрывал" Р. Штрауса.
а уж видео  - стократно! Прямая иллюстрация строго воспрещается, иначе выйдет мультфильм - или немое кино. как в нашем случае.
Жанр "Aubade"  - смешанный. Тут есть конкретный сюжет и театр. А есть еще концерт -в первоначальном толковании - состязание солиста и оркестра.
Состязание отражает литературную составляющую: конфликт личности и предназначения.
Еще точнее: бунт максимализма юности против традиции и опыта.
И, как это часто бывает, побеждает молодость! В пылу победы не осознавая, что борьба только начинается.
Сольная партия требует вот этого юношеского бурления, силы сопротивления - исполнение на максимуме напряжения сил.
Беренике Гликсман это удалось.
У пианистки вообще сильные  лидерские, харизматические черты - она заражает оркестр своим настроением, ведет его - не умаляя функции дирижера, конечно.

Еще одно ее выступление во втором отделении - переложение Моцарта для двух фортепиано.
Смелость и блеск при внешнем строгом соблюдении классических рамок - вот то, что мне очень, очень понравилось.
Береника сдерживала восторженного партнера, чьи эмоции захлестывали, ведя по опасному пути.
В ансамбле это ведь крайне важно: не нанести ущерб равновесию, поддавшись катартическому переживанию в виде сердцебиения и скупой слезы.
(Мой любимый педагог, неоднократно описанный, говаривал, что ему рекомендовали перед концертами выпить крепкого кофе и немного валериановых капель.
Для сохранения равновесия.
-Ты не должна так делать, конечно, - спешил пояснить ИП - рецепт символический. Ясность и бодрость в сочетании со спокойствием - то, что нужно музыканту.)

Репертуар у ансамбля интересный, играют они с удовольствием и получают горячий прием.




Трио вдруг напомнило мне упомянутую выше троицу из "Карнавала": Флорестан, Эвзебий и маэстро Раро.
Ху из ху?
Не сказать однозначно, но сдается мне, что Береника представляет сразу несколько ипостасей.


berenika 1



Я чрезвычайно рада, что узнала эту  яркую израильскую пианистку - идеально воплощающую классическую школу пианизма.
Ту школу, которая отличает умение слышать, думать и чувствовать клавишами от навыка играть быстро и долго.
Всем друзьям - идите и слушайте!


Tags: Береника Гликсман, Израиль, фортепиано
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment