V. Кровавые итоги погромного периода
________________________________________
Внимательный разбор и изучение многочисленных погромных материалов с их холодными цифрами, определяющими число убитых, искалеченных, изнасилованных, сожженных, обезумевших от горя и ужаса, разоренных, осиротелых и т. д., — в н и м а т е л ь н о е о з н а к о м л е н и е с э т и м и п о т р я с а ю щ и м и ц и ф р а м и р а с к р ы в а е т п е р е д н а м и с т р а ш н у ю з и я ю щ у ю б е з д н у ч е л о в е ч е с к о г о г о р я и с т р а д а н и й ...
Из каждой строчки, из каждой цифры глядят на нас окровавленные тени замученных жертв дикого разгула контрреволюции и бандитизма.
Мы уже видели, что представляла собой Украина в разгар погромной вакханалии: весь юг и юго-запад России, т. е. именно У к р а и н а , пламенели в огне многочисленных внешних и внутренних фронтов, и хотя борьба между р е г у л я р н ы м и ч а с т я м и воюющих сторон разворачивалась, главным образом, по линии железнодорожных и водных путей, т. е. вблизи центров и более крупных пунктов, тем не менее погромный пожар распространился постепенно из центра на всю периферию, ибо всюду, даже в самых отдаленных и глухих углах, образовывались банды, довершавшие то, что не было сделано регулярными петлюровскими или деникинскими частями. Так, например, банда С о к о л о в с к о г о оперировала в районе Радомысла, Житомира, Умани, Сквиры и Погребища; банды З е л е н о г о — в районе Триполя; банды Я ц е й к а — в районе Таращи; банды С т р у к а — в Чернобыльском районе: банда В о л ы н ц а действовала в Гайсинском районе, банда А н г е л а — в Бахмачском районе; г р и г о р ь е в с к и е б а н д ы свирепствовали на огромной территории Елисаветград-Черкассы; м а х н о в с к и е банды гуляли по Полтавской и Екатеринославской губ., а также подвизались в районе Гуляй-Поле-Александровск и в еврейских колониях; банды Г а л а к а и С е м е н ю к а свирепствовали в Белоруссии и т. д., а кроме этих крупных банд действовали десятки мелких бандитских шаек, которые забирались в самые отдаленные углы, где только возможно было поживиться еврейским добром и упиться кровью и страданиями еврейской жертвы.
Еврейское население было, таким образом, как бы охвачено адским кольцом, не имея почти никакой возможности уйти или скрыться куда-нибудь от лютой смерти.
Безоружное и беспомощное, сдавливаемое со всех сторон все более и более суживавшимся железным кольцом бандитской блокады, о н о п о к о р н о ж д а л о с в о е й г и б е л и , м е ч т а я т о л ь к о , к а к о в ы с ш е м б л а ж е н с т в е , о м г н о в е н н о й с м е р т и б е з у н и ж е н и й и п ы т о к .
Вполне понятно, что никакие силы и никакие нервы не могли выдержать продолжительного пребывания в таких адских условиях, и еврейское население пользовалось каждым благоприятным моментом, каждым временным ослаблением этой страшной блокады, чтобы бежать из зачумленных погромных очагов в ближайшие крупные города или к румынской границе, где чудились защита и спасение.
М а с с о в ы й и с х о д ц е л ы х м е с т е ч е к и г о р о д к о в п р е д с т а в л я л с о б о ю в т у п о р у б ы т о в о е я в л е н и е . Бывали случаи, когда многотысячная еврейская масса, например, из Тетиева, из Радомысля, панически бежала, без направления и цели, руководимая исключительно инстинктом самосохранения.
Положение этих многотысячных беженцев было поистине трагическое: оборванные, босые, измученные и больные, лишенные самого необходимого, б е з ж а л о с т н о б р о ш е н н ы е в в о д о в о р о т н и щ е т ы , г о л о д а и б о л е з н е й , они скоплялись в больших городах и в пограничных местечках, в а л я я с ь н а в о к з а л а х , в с и н а г о г а х , с а р а я х , а м б а р а х и п р о с т о н а м о с т о в о й п о д о т к р ы т ы м н е б о м , образуя всюду страшные очаги заразы и смерти.
На румынской границе собралось несколько десятков тысяч совершенно разоренных людей, убежавших в чем были и подвергавшихся диким издевательствам со стороны румынской пограничной стражи, которая их не пропускала через границу.
С а м ы е ц в е т у щ и е и н а с е л е н н ы е пу н к т ы б ы л и п р е в р а щ е н ы в п у с т ы н и . Еврейские городки и местечки выглядели мрачными кладбищами: дома сожжены и разрушены, улицы мертвы и пустынны. Из каждого уголка несется дыхание смерти. Целый ряд еврейских населенных пунктов, как, например, В о л о д а р к а , Б о г у с л а в , Б о р щ а г о в к а , З н а м е н к а , Ф а с т о в , Т е ф и о п о л ь , К у т у з о в к а и др., сожжены были до тла и представляют груду развалин.
Разрушение еврейских поселений носило такой варварский характер, что на ближайшее время исключена всякая возможность их реставрации. Сотни местечек в районе бывшей черты оседлости до того опустошены, что даже после окончательного укрепления Советской власти и установления абсолютной гарантии безопасности б е ж а в ш е е о т т у д а е в р е й с к о е н а с е л е н и е н е и м е е т н и к а к о й ф и з и ч е с к о й в о з м о ж н о с т и в е р н у т ь с я н а с в о и с т а р ы е о к р о в а в л е н н ы е п е п е л и щ а .
В прежних районах высокоразвитой промышленности после погромов с о в е р ш е н н о з а м е р л о р е м е с л о и к у с т а р н и ч е с т в о , находившееся, главным образом, в руках евреев, которые вместе со своим имуществом л и ш и л и с ь т а к ж е с в о е г о и н в е н т а р я и в с е х о р у д и й п р о и з в о д с т в а .
Погромы разрушили десятки, сотни, тысячи мелких хозяйств, домов, лавок, ремесленных предприятий, фабрик и заводов, земледельческих колоний и пр. Д е с я т к и т ы с я ч л ю д е й б ы л и п р е в р а щ е н ы и з о б ы в а т е л е й , в ы п о л н я ю щ и х т е и л и и н ы е х о з я й с т в е н н ы е ф у н к ц и и , в беженцев, т. е. в людей, принужденных ютиться в общежитиях, получать помощь в благотворительных учреждениях и в большинстве лишенных возможности работать в своей области и по своей специальности.
Таким образом, около половины городского населения Украины и Белоруссии (вся еврейская часть) была совершенно выведена из строя хозяйственной жизни, что б е з у с л о в н о и м е л о в е с ь м а т я ж е л ы е п о с л е д с т в и я в г о с у д а р с т в е н н о м м а с ш т а б е . Это сильно ощущается в общей сумме материальных ресурсов Союза Республик и долго еще будет влиять, как отрицательный фактор, задерживающий "смычку" города с деревней, которая до момента полного развития государственной фабрично-заводской промышленности будет безусловно нуждаться в продукции еврейского ремесленника и кустаря.
Каковы же действительные конкретные итоги этой величайшей катастрофы, постигшей еврейские массы Украины и Белоруссии?
Точных, вполне исчерпывающих данных, к сожалению, нет да и не могло быть, ибо в разгаре погромной эпидемии трудно было заниматься статистикой. Нет никакого сомнения, что, помимо десятков тысяч погибших в городах и местечках, было очень много б е з в е с т и п р о п а в ш и х во время скитаний по лесам, болотам и полям в поисках убежища от преследования бандитов.
Совершенно не установлено число в ы б р о ш е н н ы х и з п о е з д о в н а х о д у , число п о т о п л е н н ы х в реках, число с о ж ж е н н ы х и ч и с л о у б и т ы х и з а к о п а н н ы х с а м и м и б а н д и т а м и .
При таких условиях ч и с л о у б и т ы х н а У к р а и н е и в Б е л о р у с с и и з а в р е м я о т 1917 п о 1921 г.г. в к л ю ч и т е л ь н о к о л е б л е т с я между 180-200 тыс. чел.
Сюда еще не входит довольно значительное число погибших впоследствии от неизлечимых ранений, от тяжких венерических болезней, от холеры, тифа и др. эпидемических болезней, свирепствовавших среди беженцев. Уже одна цифра сирот, превышающая 300.000, свидетельствует о колоссальных размерах катастрофы. Если же мы примем во внимание, что общее число материально пострадавших достигает 700.000 человек, а с у м м а у б ы т к о в и с ч и с л я е т с я в о м н о г и е м и л л и а р д ы з о л о т ы х р у б л е й , то общие итоги погромной эпопеи вырисовываются перед нами во всем своем мрачном величии.
Ужас всего пережитого усугубляется тем, что весь этот кровавый кошмар свершился на г л а з а х б у р ж у а з н о й Е в р о п ы , п е р е д л и ц о м о ф и ц и а л ь н ы х п р е д с т а в и т е л е й А н т а н т ы , которые в период гражданской войны находились на Украине при петлюровском и деникинском правительствах и были через общественные организации прекрасно осведомлены о действительном положении дел...
О т э т и х а н т а н т о в с к и х э м и с с а р о в и о т и х п р а в и т е л ь с т в з а в и с е л а с у д ь б а т ы с я ч и т ы с я ч о б р е ч е н н ы х , но они ничего не сделали для того, чтобы приостановить занесенный над еврейским населением меч убийцы. Жестокость и лицемерие умирающего буржуазного мира проявились в том, что в погоне за восстановлением своихразрушенных революцией позиций международный капитал м о л ч а л и в о с а н к ц и о н и р о в а л это страшное жертвоприношение. Международная буржуазия старалась помочь российской и украинской контрреволюции п р о л о ж и т ь с е б е п у т ь к р е с т а в р а ц и и ч е р е з г о р ы е в р е й с к и х т р у п о в и ч е р е з р е к и е в р е й с к о й к р о в и , и в этом ее неизгладимая вина пред историей и пред трудящимися всего человечества.
З. Островский.
Москва, март, 1924 г.
Дальше: VI. Пожарища и разрушения