dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Злата Ткач

Tkach


От воспоминаний - к памяти сердца

© Галина Кочарова
доктор искусствоведения,
Maestru in Arta
18 мая 2008 года

Солнечные весенние дни мая для нас - коллег и друзей выдающегося композитора Златы Ткач на протяжении многих лет ассоциировались с ее днями рождения - обычными и юбилейными. Эти юбилеи, всякий раз сопровождаемые интереснейшими концертами с показом новых ее сочинений, оставили заметный след в истории музыкального искусства Молдовы. Нынешний год - год ее 80-летия - стал первым юбилеем, который мы отмечаем без столь близкой нам женщины, талантливой и очень красивой внешне и внутренне.

Глубоким уважением к ней, стремлением сохранить в памяти ее образ и ее музыку были проникнуты и концерты, прошедшие в течение двух дней мая - 15 и 16 - в стенах Академии музыки, театра и изобразительных искусств, ее второго дома, и Органного зала, где она мечтала провести свой юбилей ("Если удастся до него дожить" - говорила она сама). Им сопутствовала и очень теплая телевизионная передача, подготовленная и представленная 17 мая на канале "Молдова" Виталием Ротару - учеником ее по композиции. Передача эта включила в себя фрагменты из последнего интервью Златы Ткач и  интервью ее коллег и учеников.

Концерты, воспринятые как музыкальное приношение ушедшему другу, были во многом схожи по программе. Первый из них - более "домашний", в Академии музыки, был отмечен участием не только взрослых, но и детей: хор мальчиков при студии "Academia Campanelli" под управлением Елены Матейчук спел две детские песни Зл.Ткач, а "Прелюдию" ее сыграла вместе с концертмейстером Маргаретой Кучук Тинкуца Белински, представившая Лицей им. Порумбеску. Появление на сцене этой юной скрипачки - ученицы Галины Буйновской (в свою очередь, воспитанницы отца Златы Моисеевны - Моисея Бенционовича Берихмана) во многом воспринималось как воспоминание о первых профессиональных шагах  самой Златы Ткач, начинавшей свое обучение именно со скрипки, у своего отца.

Эстафету от Златы Моисеевны на пути продвижения к слушателю ее еврейской музыки перенял сегодня Серго Бенгельсдорф, многие годы сотрудничавший с ней. Как и мне, тесно общавшейся с композитором в процессе подготовки двух монографий о ней, ему довелось произнести и слово о ней. И - как всегда - именно он представлял в обоих концертах ее музыку, собрав вокруг себя группу исполнителей - тех, кого выбрала в свое время сама Злата Моисеевна и кому дала немало творческих импульсов.

Тепло были встречены публикой вокалисты - Татьяна Костюк, Алексей Дигоре и специально приехавшая из Швеции Анжела Пихут. В их исполнении прозвучали романсы из вокальных циклов Зл. Ткач на стихи М.Лемстера, О.Дриза, А.Рошка и др., песни и с большим юмором и мастерством выполненные обработки шуточных еврейских народных песен, дуэт А.Пихут - А.Дигоре завершил и программу второго вечера. Концерстмейстерами в этой части концертов были Серго Бенгельсдорф и Ольга Юхно.

Помимо вокальных жанров, в концертах были представлены и инструментальные, которым композитор всегда уделяла серьезное внимание. Ее скрипичную сонату дважды ярко представила Анжела Молодожан (кстати, первая ее исполнительница), со своим концертмейстером Ольгой Юзифович, Камерный оркестр Органного зала под управлением дирижера Олега Палымского показал великолепную сюиту "Пять пешревов", написанную на основе турецких мотивов, собранных когда-то Дмитрием Кантемиром (из тех, которые в свое время издал в отдельном сборнике и прокомментировал муж Златы Моисеевны, музыковед Ефим Ткач). Три пьесы из цикла "Из еврейского фольклора" (Beygele, Gas-nign, Loben mir zich iberbetn) в исполнении струнного квартета (Дорина Боцу, Лола Кроитору, Владимир Андриеш и Алла Беженару) еще раз подчеркнули все богатство творческих замыслов композитора, ее внутреннего мира,  ее высокий профессионализм.

Заключительные аккорды в обоих концертах были поручены хору студентов Академии музыки и Камерному хору Органного зала. Оба этих прекрасных коллектива, которыми руководит дирижер Илона Степан, постоянно сохраняют в своем репертуаре хоровые миниатюры Златы Ткач - образцы тонкой лирики, с широким спектром эмоций, их наполняющих, колоритные и детально прорисованные по своим звуковым краскам.

Хочется поблагодарить всех, кто помог слушателям вновь  соприкоснуться с музыкой Златы Моисеевны - руководство и коллектив Академии музыки, Органного зала. И, конечно, тех, кто спонсировал концерт в его стенах - Еврейский конгресс, благотворительный фонд "Dor le dor", а также Л.Волнянского и его "Элат". Конечно,  этим наши встречи с ее творчеством не ограничатся - уже в конце мая ее ученик Александр Тимофеев (ныне продолжающий обучение в США)в программу своего концерта в Органном зале включил обе ее фортепианные сонаты. В Академии музыки вынашиваются планы по проведению осенью теоретической конференции, посвященной творчеству Златы Ткач, очень хочет почтить ее память и дирижер Александр Самоилэ, работавший над ее партитурой при постановке балета "Андриеш".

Очень хочется надеяться, что эти планы сбудутся, и мы станем свидетелями ряда музыкальных событий, связанных с именем Златы Ткач - одного из крупнейших мастеров отечественного искусства: ведь именно так и только так мы можем принести ей благодарность за ее вклад в него и сделать воспоминания о ней памятью нашего сердца.
Tags: Галина Кочарова, Злата Ткач
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments