dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Многая Лета!

Имя Анны Стрезевой широко известно любителям органной музыки бывшего Советского Союза.

m_1fd0e239

В далеком 1978 году закончила она Московскую консерваторию сразу по двум специальностям: как органистка и как музыковед. В том же году в Кишиневе, в перестроенном здании городского банка открылся Органный зал. Специально к открытию зала молдавский композитор Эдуард Лазарев написал "Cantus firmus". Это сочинение прозвучало в исполнении Светланы Бодюл. Кроме самой Светланы в концерте в честь открытия Органного зала участвовали Гарри Гродберг, Мария Биешу, пел хор капеллы "Дойна".

Анна Стрезева только начинала свой творческий путь как органистка.

Мы почти ровесники, и мне приятно сознавать, что на протяжении 36 лет у нас сохранились не только творческие, но и дружеские отношения. Вспоминаю, как в 1979 г. воодушевленный тем, что в Кишиневе появился орган, написал "Прелюдию и фугу памяти Д. Д. Шостаковича" и побежал в Органный зал, показать Ане. Но пьеса у нее не вызвала особого энтузиазма. Нет, она не швыряла ноты, не говорила плохих слов, но я понял, что играть эту пьесу она не будет. Но я не отчаивался, все-таки молодость верит в свои силы. Мне надо было сочинить что-то такое, чтобы заинтересовать свою коллегу. Сейчас мне кажется, что именно Аня сподвигла меня на написание Концерта для органа. В любом случае, я взялся за работу, как говорится, "с огоньком". И хотя работа вчерне была закончена где-то в 1981 г., окончательный этап пришелся на лето 1982 года, а в декабре, в сопровождении камерного оркестра под управлением Александру Самоилэ, Анна Стрезева сыграла Концерт...

Анна Стрезева — музыкант-профессионал, безупречно владеющий своим ремеслом, тонко разбирающийся в музыке, глубочайший знаток музыкальной литературы, музыкальных стилей и истории исполнительства. Далеко не каждый органист владеет глубоким пониманием теории музыки. Анна Стрезева как теоретик хорошо знает феномен звучания органа.

И. С. Бах, Д. Букстехуде, Ф. Мендельсон, С. Франк, О. Мессиан, А. Вьерн, Ж. Лангле, М. Регер, Ф. Лист, Л. Бёльманн, Ф. Пуленк, И. Брамс — думаю, список композиторов, чьи произведения в репертуаре Анны Стрезевой — далеко неполный.

untitled

Анна Стрезева — превосходный импровизатор. Помню, как на одном из концертов она предлагала публике давать ей темы, на которые тут же следовала импровизация. Для того, чтобы импровизировать, надо знать не только язык, но иметь достаточный стилевой запас музыки различных композиторов, музыкальный стиль которых должен быть узнаваем искушенной публикой. Когда мы говорим об импровизации, то сразу вспоминаем джазовых музыкантов, так как музыкант, играющий джаз и не умеющий импровизировать — нонсенс. Музыкант, исполняющий академическую музыку, не обязан уметь импровизировать, хотя искусство импровизации в академической музыкальной среде было обязательным атрибутом музыки эпохи барокко — например, вариации сначала создавались в процессе живого музицирования как импровизации, и только лишь потом записывались на бумаге. Впоследствии, импровизация утратила своё значение в музыке классической традиции, она ушла из концертного зала, но зато прочно обосновалась в джазе. Умение импровизировать приближает музыканта к композиторскому ремеслу. Анна Стрезева принадлежит к числу тех редких музыкантов, которые являются носителями старой исполнительской традиции, берущей свое начало еще в XVII столетии.

Не могу не сказать о педагогическом таланте Анны Стрезевой. Бог дал ей многое, и она делится своими знаниями со своими учениками. Быть учителем нелегко, порой надо иметь адское терпение. Сейчас у детей много отвлекающих от занятий музыкой моментов — телевизор, компьютерные игры, да и в целом большие нагрузки в школьной программе... Но Аня купается в любви своих учеников, не сомневаюсь, что многие хотели бы учиться только у Анны Стрезевой!


Вот уже на протяжении двадцати лет она руководит детским камерным ансамблем "Барокко", который она создала в Кишиневском музыкальном лицее имени С. В. Рахманинова. Энергии Анны Стрезевой можно только позавидовать. Ее душевного тепла хватает на всех.

Многая Лета!

Дмитрий Киценко, композитор

Tags: Анна Стрезева, Дмитрий Киценко, орган
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments