dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Концепция и структура мультимедийного аудиовизуального произведения в творчестве Дмитрия Киценко

(Окончание статьи)

В каждом отдельном случае тип реляционной взаимозависимости двух дискретных семантических рядов (аудитивного и визуального) определяется удельным весом каждого из компонентов укрупненного и полиморфного по структуре аудиовизуального контекста, но безусловным и общим при этом остается усложнение первоначального музыкального замысла. Экстрамузыкальный надтекст, вводимый на посткомпозиционном этапе создания нового контекста, не просто приводит к возникновению нового уровня системы индивидуального художественного Текста. Одновременно, согласно законам симметрии, он усиливает функцию подтекста, тем самым обогащая круг факторов, способствующих разностороннему осмыслению семантики целого, и реализуя, как принято говорить со времен Гераклита, идею «самовозрастающего Логоса». Новый модус существования, благодаря «вертикализации» структуры текста, делает произведение уникальным, порождая и новые смыслы.

В связи с этим напомню, что М. Эпштейн, определяющий Надтекст как «реляционный термин, который относит данный авторский текст или его фрагмент с мегатекстами других уровней», вводит также понятие Унитекста как «всемирного текста человечества», подчеркивая, что «Унитекст – это одновременно универсальный и уникальный текст» [12].

И хотя автор в своих толкованиях этих понятий, указывая на роль Интернета в возникновении унитекста, также ограничен рамками вербальных текстов, очевидно, что появление аудиовизуальных произведений приводит к новым формам унитекста на основе синтеза искусств, помогая расширить круг концепций, наполненных самым глубоким смыслом. Свой вклад в пополнение мегатекста культуры, входящего в унитекст, характеризующий коллективный интеллект человечества, вносит каждое уникальное по замыслу сочинение, рожденное на перекрестке идей и эпох, в диалоге различных сфер искусства, в чем и могли мы убедиться на примере недавних мультимедийных опытов Дмитрия Киценко, пусть даже скромно представленных в Интернете на фоне всего океана информации, таящейся в нем.

Список литературы

1. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. – 344 с.

2. Бакши, Л. Природа звукозрительных образов: Музыка и театр в XXI веке // Муз. академия. – 2011. – № 1. – С. 48 – 55.


3. Киценко, Д. Бабий Яр. Видеоролик. URL: https://www.youtube.com/watch?v=79jMaxTu1ZU, https://vimeo.com/27425266

4. Киценко, Д. In imo pectore. Видеоролик. URL: https://vimeo.com/30606353

5. Киценко, Д. Концерт для органа, струнных и литавр. Видеоролик. URL: http://youtu.be/JnoqUFzPSVA

6. Киценко, Д. Площадь Победы. Видеоролик. URL: http://www.youtube.com/watch?v=fKOiS_NzaKM http://dem-2011.livejournal.com/44322.html>

7. Киценко, Д. 22 июня. Видеоролик. URL: http://dem-2011.livejournal.com/64530.html

8. Лотман, Ю. О семиосфере // Ю. М. Лотман. Избр. ст. в 3-х т. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. – С. 11–24.

9. Лотман, Ю.Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. – 384 с.

10. Лотман, Ю. Текст и полиглотизм культуры // Ю. М. Лотман Избр. ст. в 3-х т. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. – С. 142-147.

11. Мартынов, В. И. Зона opus posth или Рождение новой реальности. М.: Классика XXI, 2005. –288 с.

12. Эпштейн, М. НАДТЕКСТ (supertext), МЕГАТЕКСТ (megatext), УНИТЕКСТ (unitext). URL: http://www.emory.edu/INTELNET/fs_supertext.html, http://www.topos.ru/article/3031 (дата обращения: 22.03.2014).

Опубликовано в книге: Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 4 апреля 2014 года. – Краснодар, издательство КГУКИ, 2014. С. 278–286.

Tags: in imo pectore, Бабий Яр, Галина Кочарова, интертекст, композитор Дмитрий Киценко, мультимeдийное аудиовизуальное произведе, надтекст, сакральное пространство искусства, семантика, структура художественного текста, унитекст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments