dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

«БАБИЙ ЯР» Дмитрия Киценко: новое направление поисков в сфере мультимедийности

(Окончание статьи)

Многопланово и разнообразно, несмотря на скупость средств камерного исполнительского состава, раскрывается в Бабьем Яре и тембровая драматургия, позволяющая очертить две сферы образов. Так, фортепиано трактуется и как кантиленный инструмент, и как ударный. Рядом с обеими тембровыми доминантами – струнным оркестром и фортепиано, стоят тембры солирующих инструментов – скрипки, виолончели и того же фортепиано. Лейттембр скрипки подчёркивает смысл темы-символа, звучащей словно вопль отчаяния идущих на смерть людей, а лейттембр солирующей виолончели более персонифицирован, тем более, что он придаёт особую окраску теме народной еврейской песне. Драматургическая линия выстроена логично и в музыке, и в видеоряде, объединённых обдуманным местоположением кульминаций: помещённые в среднем разделе, они образуют нарастающую динамическую волну (две «громкие» и одна «тихая» смысловая кульминация рельефно оттеняют диалог цитат).


Благодаря тому, что автор конструирует несколько времён, которые, сплетаясь, соотносятся с характерными для общей композиции пространственными связями, можно говорить о многоплановой пространственно-временной структуре Бабьего Яра. И прежде всего она реализуется в горизонтальном развитии: так, в конструкции центрального раздела преобладает процессуальность, определяемая доминированием событийности, а в крайних разделах – состояние статики.

При всей многоплановости сочинения Д. Киценко, в нём присутствуют активные объединяющие факторы, и, в частности, обнаруживаемое в крайних разделах явственное влияние минималистского мышления, не сопровождаемое, однако, обращением к репетитивной технике: лаконичность использования выразительных средств создаёт эффект остановившегося, застылого, статичного ощущения времени, присущего именно эстетике минимализма.

Многоплановость проявляется и в тематизме, где обнаруживаются три его типа:

– микротематические образования, порой состоящие из одного звука или его ритмизованного повторения на одной высоте (в более традиционном музыкознании было бы ошибкой считать темой один тон, однако в данном произведении именно отдельный тон наполнен информативностью, он несёт в себе смысловую нагрузку. На просторах тянущихся педалей – унисонов, выступающих порой в виде секунд или трихордовых созвучий – вступление нового инструмента воспринимается как событие);

– темы более традиционного типа, состоящие из интонационного ядра и общих форм движения (их интонационный облик определяет субмотив – микроинтонация минимального диапазона, развивающаяся путём прорастания);

– темы-цитаты, отвечающие законам многоголосия.

Разнообразно трактуется и фактура, которая выполняет одну из самых важных функций в произведении Бабий Яр. Тотальная полифонизация, наблюдаемая на всех уровнях, обусловлена не просто использованием полифонических форм типа фугато, канона или инвенционного изложения, – в них принципы полифонического мышления проявляются в условиях нейтрального по характеру тематизма. А в случае использования приёмов оркестровой гетерофонии в стреттах и разноритмических дублировках, когда число голосов расширяется за счёт divisi, возникает и соответствующая образная аналогия: автор словно пытается «озвучить» индивидуальный голос каждого участника движущейся толпы.

В целом, по мнению И. Милютиной, у Д. Киценко «весь комплекс выразительных средств направлен на то, чтобы показать не подвластную разуму атмосферу происходящего и выразить пронзительную боль человеческой души, обречённой на погибель…» [5]. Композитор творит здесь с позиции гуманиста XXI века – «через время», словно побывав у мемориала, где в воздухе словно витают воспоминания и пробуждаются мысли, увлекающие героя вглубь истории. Именно в процессе сопереживания и скорби по погибшим возникают в его сознании более реальные картины, а ближе к середине произведения зримость впечатлений всё более усиливают почти явно слышимые в музыке интонации стенания и плача и безжалостные команды нацистов… Конкретно-сюжетные ассоциации порождаются и логикой развёртывания визуального ряда, где отражены этапы этой массовой гекатомбы, завершаемой расстрелом и сбрасыванием тел в плохо закопанную могилу… И лишь когда всё смолкает, в музыке из тишины рождаются звуки lamento из моцартовской Lacrimosa в чередовании с мотивами жалобной еврейской песенки.

Символика такой контаминации вполне очевидна: автор отдаёт собственную дань памяти расстрелянных в Бабьем Яру мирных жителей Киева, одновременно оплакивая их от имени всего человечества цитатой из Реквиема, обладающей семантикой «вечной темы» вселенской скорби. Так в диалоге цитат, на более высоком масштабном уровне восприятия, реализуется связь прошлого, настоящего и будущего, отраженная в авторском видении событий Холокоста. Воспроизводимое композитором-режиссером в музыке и в визуальном ряду и донесенное до слушателей в мультимедийной, комплексной форме, оно приводит к глубокому переосмыслению факта убийства невиновных людей как важнейшей этической проблемы ушедшего века.

Список литературы

1. Береговский, М. Еврейские народные песни. М.: Советский композитор, 1962. – С. 118-119.

2. Дьячкова, Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб.тр. Вып. 129. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. – С.17-40.

3. Казанцева, Л. Автор в музыкальном содержании. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. – 248 с.

4. Милютина, И. Бабий Яр – чёрная страница истории [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.wix.com/dkitsenko/dmitrykitsenko#!press (дата обращения 28.03.2014).

5. Милютина, И. Чёрные страницы истории [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rehes.org/rus_iud/izolda.html (дата обращения 29.03.2014).

6. Электронная переписка с участием Д. Киценко, Г. Кочаровой и К. Запески.

Опубликовано в книге:
Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции
4 апреля 2014 года. – Краснодар, издательство КГУКИ, 2014. С. 294–301.
Tags: Бабий Яр, Д. Киценко, аудиовизуальное произведение, видеоряд, виртуальное время и пространство, диалог цитат, интертекстуальность, мультимедийный жанр, программность, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments