Palestrina 2

Тамара Чебан. 100 лет со дня рождения

Тамара Чебан

В эти дни мы отмечаем 100-летие со дня рождения выдающейся молдавской советской певицы Тамары Савельевны Чебан, голос которой в 1950-60е гг. знал весь Советский Союз. «Дойна», «Ляна», «Мэриоарэ» — в исполнении Тамары Чебан в сопровождении оркестра молдавской народной музыки «Флуераш» под руководством Сергея Лункевича были ее визитной карточкой.



Молдавия славится своими яркими музыкальными талантами, среди которых следует упомянуть таких певиц, как Мария Чеботари, Изабелла Кремер, Лидия Липковская, Лидия Бабич, Мария Биешу, Тамара Алешина, Людмила Ерофеева, Валентина Савицкая, Тамара Чебан и др.

СестрыИзвестный молдавский музыковед Галина Кочарова пишет, что особым блеском на музыкальном небосклоне долгие годы сияла двойная звезда сестер Таратунских, где старшая — Тамара Чебан всегда шла по жизни рядом с младшей — Валентиной Савицкой. «В их судьбе было немало сходного, но если первая, обратившись к сфере оперной музыки, позже вошла в историю в большей степени как символ фольклорно-песенной культуры своего народа, то другая, при всем обаянии своего таланта не претендовавшая на статус мегазвезды, всю жизнь отдала национальному оперному театру, войдя ярким светочем в созвездие его певцов». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia. — Chişinău : Cartea Moldovei, 2007, с. 51-109).

Тамара Савельевна Чебан (урождённая Тарату́нская) родилась 22 ноября (по старому стилю) 1914 года в селе Березложи Оргеевского уезда Бессарабской губернии Российской империи.

003_Тамара с родителямиВ метрической книге Свято-Михайловской церкви села Березложи 2-го округа Оргеевского уезда за 1914 год сохранилась следующая запись: «В течение ноября лица родившихся мужеска пола один (1), женска два (2)». Крестили девочку 23 ноября и назвали ее Тамарой, «в честь св. царицы Тамары, праздник церковный 1-го мая». О родителях сказано: «Проживающий на хуторе Сирбиники Черноморской губернии, Кавказ, крестьянин Савва Павлов Таратунский и законная жена его Александра Петровна, оба православного вероисповедования, первобрачные». Восприемниками были армяне григорианского вероисповедования Артемий Антонов Васканов и кишиневская мещанка Наталия Романова Овсяникова. А обряд крещения совершили священник Александр Спиней и псаломщик Исидор Чеботарь.

Родители были музыкально одаренными людьми. Отец играл на мандолине и гитаре, обладал неплохим баритоном. У матери было нежное, мягкое сопрано. И хотя отец поощрял пение дочерей, но считал, что это не может быть серьезным занятием.

1931Как вспоминает Валентина Савельевна, сестра Тамары Савельевны, даже хозяин отца, услышав пение его дочери, предложил ему помочь ее выучить, обещая сделать из нее звезду, но тот отказался. «Лучше ослепнуть, чем увидеть, как ты поешь в ресторане», — заявил он Тамаре. Валентина Савельевна так поясняет сложившуюся тогда ситуацию: «Отец и мать мои были очень сердечные люди, отец старался дать нам образование. Тогда, при румынах, это было нелегко. Мы занимались в гимназии. Моя гимназия — "Жанна д'Арк" — располагалась в здании, где сейчас на улице 31 августа художественный музей. Тамара после гимназии "Regina Maria" занималась в фельдшерской школе. Но всеми фибрами души она все же стремилась к пению, пела в хоре и меня тащила в хор. Папа же тогда за ее увлечение профессиональным пением чуть не выгнал ее из дома, и я очень за нее переживала. В то же время сами мама и папа очень любили петь, часто пели колядки. Но пели они, конечно же, для себя». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia).

Пение в архиерейском хоре Кафедрального собора Кишинева было важным этапом  в становлении Тамары Савельевны как певицы. Хором руководил известный бессарабский композитор, хормейстер и педагог Михаил Березовский (1868–1940). В свое время он учился музыке в Петербурге у композитора А. К. Лядова.

В довоенный период Тамара брала частные уроки у А. П. Антоновского (1863–1939), а также некоторое время занималась с Анастасией Дическу (1887–1945) и Гавриилом Афанасиу (1879–1946), которого все называли маэстро Габриэли (Габриэли был его сценический псевдоним). Занятия с маэстро Габриэли проходили  спорадически, но она сохранила на всю жизнь самые лучшие воспоминания о своем первом педагоге, как и Мария Чиботари, которая также занималась у него. Позже, в Саратове, во время войны Тамара увидела в консерватории его портрет и воскликнула: «Это маэстро Габриэли, педагог из Кишинева. У него я научилась тайнам бельканто!» (Чайковский Г. Тамара Чебан. — Кишинэу : Литература артистикэ, 1980, с.  8-9). 


В 1940 году Тамара, уже работавшая медсестрой, поступает в Кишиневскую государственную консерваторию в класс Лидии Липковской (1884–1958).

В 1941 году началась Великая Отечественная война, Тамару мобилизовали как военного медика, и она уехала в Саратов.

В Саратове, работая в военном госпитале, Тамара продолжила свои занятия пением — в местной консерватории, у профессоров Г. Я. Белоцерковского (1882–1952) и А. М. Пасхаловой (1875–1953), пела в концертах, выступала в воинских частях, по радио, перед ранеными, там начала сотрудничать с украинской хоровой капеллой «Думка».

Cio-Cio-sanНезадолго до окончания войны, в только что воссоединившуюся семью Таратунских вошло огромное горе: в том же 1945 году еще молодой, всего в 48 лет, уходит из жизни мать (причем, как вспоминает Валентина Савельевна, именно в этот день в спектакле «Чио-Чио-сан» главную партию должна была петь Тамара). Утрата матери стала тяжелым ударом для обеих девушек, но еще тяжелей перенес ее отец. Тогда ему было только 54 года, но вскоре, всего через месяц после смерти жены, умирает и он. В те трудные годы, как рассказывает Валентина Савельевна, им очень помог Давид Григорьевич Гершфельд, тогда бывший ректором консерватории: «Он стал нам как второй отец. И еще в те дни для нас много сделал Виктор Акиндинов, который взял на себя практически все хлопоты по похоронам наших родителей». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia).

По окончании войны Тамара Савельевна продолжает занятия в Кишиневской консерватории, сначала в классе В. Г. Долева, а заканчивает консерваторию в классе Л. О. Бабич (1897–1970).

В 1945—1951 годах пела в Кишинёвской оперной студии, которой руководил Борис Семенович Милютин (1905–1993), видный молдавский советский дирижер. В год окончания консерватории в феврале 1946 г. Тамара дебютирует на сцене кишиневского театра «Экспресс» в опере «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини под руководством Б. С. Милютина, как вспоминает Валентина Савельевна, дирижировал оперой на премьере А.Н. Долгушин.

Дебютируя в опере, Тамара не оставляет своего пристрастия к народной песне, работает солисткой Молдавского радио, а в 1947 году участвует в первом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге с фольклорным репертуаром. В 1949 участвует в концертах Декады молдавской музыки и танца в Москве. Эти выступления стали определяющими в ее дальнейшем творческом пути исполнительницы молдавских народных песен.

концертВ том же 1949 году Тамара становится солисткой оркестра народной музыки «Флуераш». «Талант Тамары Савельевны еще ярче засверкал в обрамлении великолепных музыкантов, следующих традициям молдавских лэутаров. Природное дарование и филигранная отделка каждого произведения, безукоризненная дикция, выразительная мимика, помноженные на умение передавать с предельной выразительностью лиризм и жизнерадостный юмор молдавской песни покоряют и советских, и зарубежных слушателей. Тамара Чебан не просто поет. Каждую песню, особенно шуточную, артистка играет, и даже без знания языка становится все понятно», — так писали о певице в юбилейный 1974 г. (А. Кутырева. Эти дойны звучные... «Советская Молдавия» № 272 от 22 ноября 1974 г.).

Вскоре имя Тамары Чебан стало известно во всем Советском Союзе, а такие песни, как «Ляна», «Мэриоарэ»,  исполняемые ею, стали широко известными. Т. Чебан стала часто выступать за рубежом: Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия, Австрия, ГДР, Финляндия, Канада, Монголия, Индия — вот далеко неполный список стран, в которых с успехом прошли ее концерты.

Рассказывают, что на одном из концертов Тамары Чобану в Румынии присутствовал известный румынский писатель Михаил Садовяну. При ее появлении на сцене он схватился за голову и прошептал: «Божественно! Божественно!» (Tamara Ciobanu. Aplaudată de Mihail Sadoveanu).

Перед микрофономЕе верными партнерами по сцене были Георгий Ешану и Сергей Лункевич. По словам Сергея Лункевича, воздействие голоса Т. Чебан было огромное: «Сегодня самые неожиданные эффекты в песне достигаются сверхсильной музыкальной аппаратурой. А в те времена, когда сценой владела Тамара, эффект достигался другим. Она пела сердцем…».

На репетициях, ожидая своей очереди, Тамара Савельевна не теряла зря времени: садилась на стул и вязала.

С 1973 до 1985 г. преподавала в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу. В 1976 стала доцентом.

Интересными воспоминаниями о Тамаре Савельевне делится музыковед Галина Кочарова:

«... В 1974 году, приехав в Кишинев, я начала работать с группой вокалистов. В нее входили тогда Н. Ковалев, Ж. Матроницкая и другие талантливые певцы, для которых гармония, которую я вела, конечно же, не была самым главным предметом. Правда, им было еще относительно проще, поскольку они обладали определенной подготовкой. Трудней было Валентине Калестру, которую Тамара Савельевна разыскала буквально на стройке — ей надо было очень многое освоить, начиная едва ли не с нотной грамоты. И вот однажды Тамара Савельевна, усадив меня рядом с собой  на скамеечку во дворе Института искусств (так в те годы стала называться консерватория), осторожно намекнула: "А у нас теоретические предметы вел Б. С. Милютин, — так вот он относился к нам с большим пониманием..." И как же было не поддерживать в послевоенной Молдавии тех, кто пришел в консерваторию, чтобы всецело посвятить себя музыке — ведь они  изо всех сил стремились к самосовершенствованию, они буквально горели желанием достичь необходимого уровня профессионализма. Им было очень трудно, но они часто и учились, и работали одновременно». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia).

Тамара Савельевна никогда ничего не просила для себя, а людям помогала. Пользуясь своим статусом депутата Верховного Совета СССР, она помогала многим. Особенно она помогала молодым талантам. Надежда Чепрага несколько лет жила в ее доме. «Надюша, у тебя красивый голос, ты должна петь, ты должна стать хозяйкой на сцене», — говорила Тамара Савельевна.

016_С ЧепрагойСлово Надежде Чепраге: «Главным Учителем в моей жизни стала Тамара Чебан, у которой я училась вокалу. Но она учила меня не только петь, а еще и жить, отдавая песне и творчеству все свои силы до последней капли. До сего дня Тамара Савельевна остается одним из самых близких мне людей, и я очень часто вспоминаю о ней».

Благодаря поддержке своей любимой учительницы, талантливая и трудолюбивая Надя Чепрага смогла одновременно учиться и ездить по всему Советскому Союзу с концертами, а также участвовать в фестивалях. Нет ни одного интервью, посвященного творчеству, в котором Надежда Алексеевна с благодарностью не вспомнила бы о Тамаре Чебан. («Говорит и показывает МОСКВА» №12, 13 марта 1985 г.).

Ее учеником был также и Александру Лозанчук, который, вспоминая 1950-60 гг., когда еще не было электричества в селах, рассказывал, как крестьяне плакали, слушая Евгения Уреке, Георге Ешану, Тамару Чебан, Николая Сулака. «Тамара Чебан была единственной из Молдавии, кого знал весь мир. Я не преувеличиваю, о существовании Молдавии знали благодаря песням Тамары Чебан. На чемпионате мира по художественному катанию Япония танцевала под музыку Тамары Чебан. Она была любима всеми, сейчас забыта. Очень жаль. Я был парнем беспокойным, и если бы не было Тамары Чебан, сейчас бы не был артистом», — признался он.

Александру Лозанчук рассказывает об одном любопытном эпизоде, случившимся на гастролях:

«Однажды зимой мы были в одном из городов России. Переезжали замерзшую речку на автобусе. Только лишь одну Тамару Савельевну пожелали перевезти по-другому — на санях, запряженных собаками! Это было так романтично! У Тамары Чебан на плечах была русская шаль, и она была очень веселой и красивой». (Alexandru Lozanciuc. Numele care-mi este mult prea drag. Univers muzical Nr. 2).

Это весьма красноречиво говорит о том, какой всенародной любовью пользовалась Тамара Чебан. А ведь таких эпизодов было немало! Тамару Савельевну в буквальном смысле на руках носили!

УлыбкаНесмотря на свой талант, Тамара Савельевна понимала, что без каждодневного труда любой артист не состоятелен. А особенно, если он не питается истоками культуры своего народа.

Тамара Чебан говорила: «Песни поют в каждом молдавском доме. Но чтобы стать певицей, которую слушают, забыв о заботах, находя в песне отзвук своих сердечных дум, нужно подняться над просто исполнительством. Мало, чтобы талант засверкал всеми гранями, необходима мысль, необходимо глубокое чувство. Это под силу только артисту, у которого среди главных качеств — наиглавнейшее — труд».

Георгий Ременко в своей книге приводит характерный диалог:

« — Какие у Вас планы, — спрашиваю у Тамары Савельевны Чебан.

— Петь! И уехать!

— На гастроли?

—Да нет! В поездку более чем приятную! На учебу! По селам. Ездить по республике. Слушать, как поют другие. Учиться у них. Вы удивлены? Артист, если не питается каждый день талантом и искусством своего народа, уже не артист!» (В кн.: Ременко Георге. Лие, лие, чокырлие. — Кишинэу : Картя молдовеняскэ, 1964, с. 52-53).

Многие свои песни Тамара Чебан черпала из народной сокровищницы. Интересный факт из жизни видного этнографа и собирателя молдавского фольклора, в те годы еще молодого, Андрея Тамазлыкару. Когда он уезжал в фольклорные экспедиции в то время, когда исследования фольклора не очень приветствовались, вмешивалась Тамара Чебан: «Андрей поехал собирать фольклор. Я ему разрешила».

Тамара Чебан считала большим счастьем петь для людей, для своего народа.

«Для меня главным является служение моему народу через искусство, чтобы внести свой вклад в духовное обогащение народа, подарить им радость и улыбку. Я хотела бы всегда петь только о весне и счастье», — говорила она. (В кн.: Федько, А. Народная артистка СССР Тамара Чебан. — Кишинэу : Тимпул, 1972, с. 16).

001_Фурцева_присуждение звания народного артиста СССРМинистр культуры СССР Е. А. Фурцева
поздравляет Тамару Чебан
с присвоением звания народной артистки СССР.


Тамара Савельевна вела музыкально-общественную деятельность, в частности, была Почетным председателем Музыкально-хорового общества Молдавской ССР, дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР, была удостоена Сталинской премии (1950), награждена орденом Трудового Красного Знамени (1949), орденом Ленина (1964), орденом «Дружбы Народов» (1974), орденом Октябрьской Революции. В 1949 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки Молдавской ССР, в 1953 — звание народной артистки Молдавской ССР, а в 1960 была удостоена звания народной артистки СССР.


На протяжении всей своей жизни Тамара Савельевна опекала свою младшую сестру Валентину. По словам Валентины Савельевны, после смерти родителей Тамара стала для нее «и мамой, и папой».

Вместе с Валентиной«Она и до этого кругом меня водила за ручку, и всегда и во всем по жизни для меня она была первой: работала в Радиокомитете, потом — во "Флуераше". И я ни минуты также не могла без работы — ведь Тамара учила меня этому с семи лет», — рассказывает Валентина Савельевна. А в 1946 году, когда старшая сестра дебютировала на сцене кишиневского театра Express, укрепилась и мечта Валентины Савельевны о театре. «И, конечно, я пошла по ее стопам, — продолжает она, — и не только в хор, но и в консерваторию. Голос у меня был природный — от мамы и папы». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia).

На вопрос Аурелиана Данилэ, кто ей помог более всего в консерватории, Валентина Савельевна сказала буквально следующее: «В первую очередь, чтобы попасть в консерваторию, мне помогла моя сестра Тамара. Она на протяжении всей моей жизни мне была отцом и матерью, и ангелом-хранителем. Всегда я была ей признательна и хранила ее в памяти как самую дорогое существо в моей жизни. В то время когда я была юной, Тамара была известной певицей. Тамара хорошо понимала, что и у меня красивый голос и надо обязательно учиться. В консерватории у меня было много доброжелателей». (В кн.: Aurelian Danilă, Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia).

Позже, когда Тамара Савельевна тяжело заболела, Валентина Савельевна оставила работу, чтобы ухаживать за своей сестрой. Это, думается, жизненный подвиг, потому что не каждый может оставить свою певческую карьеру в самом расцвете творческих сил ради другого, даже своего близкого родственника.

Когда-то Тамара Савельевна мечтала, чтобы в Молдавии было Певческое поле, наподобие эстонского, где, по большим праздникам могли бы встречаться певцы. Однажды она даже устроила на центральной площади Кишинева грандиозный фестиваль певческих хоров. В какой-то мере ее мечта сбылась — в 1989 был учрежден Национальный конкурс исполнителей фольклорной песни имени Тамары Чебан, и теперь каждый год в Кишинев съезжаются лучшие певцы Молдавии, чтобы побороться за право быть одними из лучших.

Замечательно отзывалась о Тамаре Чебан народная артистка СССР Мария Биешу: «Тамара Чебан был личностью во всех отношениях! Певица с голосом, душой, стилем и исполнительской манерой свойственной только ей. Никто не пел дойны, траурные и игровые песни так, как она. Действительно, она принесла нам мировую славу. Известность не повлияла на нее в негативном плане, она была веселой, живой, общительной, легко общалась с публикой. Именно Тамара Чебан, и никто другой, сделал народную песню популярной, поднял ее высоту по возможностям своего времени, открыл нам ее красоту».

Мемориальная плитаВалентина Савицкая рассказывает, что когда Тамара Савельевна Чебан ушла из жизни, по инициативе Марии Биешу на доме, где жила великая певица, была установлена мемориальная доска, также с ее помощью был установлен памятник на могиле Тамары. Позже Валентина Савицкая настояла на том, чтобы одна из улиц Кишинева, а также конкурс исполнителей носили имя Тамары.

Известный молдавский тенор Михаил Мунтян вспоминал, как в детстве слушал радиотрансляцию оперы «Грозован» и заключительного концерта Декады молдавского искусства и литературы из Большого театра. Тамара Чебан пела молдавскую народную песню в обработке Д. Георгицэ «От любимой…» Чарующий голос его околдовал...

Позже, став ведущим солистом молдавской оперы, М. Мунтян много гастролировал по городам и селам Советского Союза. Где бы ему ни приходилось выступать — везде знали имя Тамары Чебан. Под влиянием Тамары Савельевны Михаил Мунтян передумал поступать в университет и выбрал консерваторию.

Молдавский музыковед Зиновий Столяр писал, что волнующий голос Тамары Чебан завораживал публику разных стран.

В 1994 году, к 80-летию Тамары Чебан, Зиновий Лазаревич готовил передачу на молдавском радио. Естественно, ему хотелось сопроводить свой рассказ музыкальным примером, а что для этого как нельзя лучше могло характеризовать великую исполнительницу? Конечно же, «Ляна», известная всему Советскому Союзу, да и не только, так как эта песня звучала во многих уголках мира. Каково же было удивление Зиновия Лазаревича, когда в музыкальном фонде радио ему ответили, что записи больше не существует, ее размагнитили: «технически» устарела. К сожалению, многие записи были утрачены в тот период, когда к руководству национального радио пришли новые люди... Но в случае с «Ляной» надо отдать должное заведующему музыкальным фондом молдавской музыки Романеску — рискуя своей репутацией и местом работы, узнав о предстоящем размагничивании, он вынес пленку из здания радио, так что копии для передачи были сделаны...

Марка 10Марка 1-20В 1995 году была выпущена первая почтовая марка Молдовы, посвященная Тамары Чебан. Позже была выпущена еще одна.

В честь Тамары Чебан названы улицы в Кишинёве (бывшая Глазунова), Бельцах, Дрокии, Калараше, Оргееве, Фалештах. В родном селе Березложи школа и музей носят имя Тамары Чебан.

Уходят люди, сменяются поколения, но имя Тамары Чебан никогда не сотрется в памяти людской.

Дмитрий Киценко, композитор.