Листаю толстый каталог,
страниц картоном шелестя,
и яркий праздничный поток
ловлю с восторгом, как дитя!
кому-то все "маляки"..,
мне ж - радость спас Костаки!
Георгий Дионисович Костаки (1913-1990) - такой вот "чудаковатый" российский грек, увлекающийся и хлебосольный.. Не имеющий вовсе искусствоведческого образования (да и вообще никакого - семь классов сельской школы), но страстно полюбивший, раз увидев, живопись русского авангарда ("я жил с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и ворвалось солнце!"), он распродал накопленную к тому времени солидную коллекцию антиквариата и голландской живописи, чтобы начать покупать какие-то странные "закорючки и квадратики".. - а вокруг все крутили пальцем у виска (начиная с ближайших родственников "ненужных" художников) и были рады-радехоньки избавиться от такой небезопасной совсем "мазни" (в кое-каких подобных тоталитарных царствах прозываемой и вовсе "дегенеративной") - ..и спасший для мира целый пласт уникальной русской авангардной живописи.
Костаки собрал гигантскую коллекцию.. Мне нигде не пришлось прочесть об общей ее численности.. Но зная, что Третьяковке "отошло" 834 работы (142 живописных и 692 графических), а экспозиция Музея современного искусства в Салониках, купленная греческим правительством у наследников Костаки, насчитывает 1277 позиций (сколько при этом осталось в семье - не ясно), плюс некоторое количество, разошедшееся по частными коллекциям (например, один из вариантов столь знаковой "Зеленой полосы" Розановой), плюс туманное количество икон (так же оставленное "мачехе-родине" и переданное затем в музей Андрея Рублева), плюс коллекция Русской народной игрушки (приобретенная им "до кучи", дабы быть спасенной от растаскивания), не говоря уже о неучитываемых, кажется, в этих подсчетах работах художников "шестидесятников-нонконформистов" (которых Костаки всячески опекал и поддерживал), то наберется около 3 тыс работ, я думаю..
Целый музей! о создании которого на своей родине (т.е. России!!) Георгий Дионисович и мечтал, но не нашел у властей понимания.. И даже совсем наоборот.., после устроенной травли был вынужден Родину покинуть, оставив ей в качестве выкупа "дар" - лучшую часть своей коллекции..
Позже Костаки писал, что подарил порядка 80% коллекции, но из вышеприведенных цифр ясно, что это не так.. Скорее, он так эмоционально выразил "в процентах" качественную сторону оставленного..
Впрочем, во всех воспоминаниях единодушно утверждается, что делал он это (оставлял самое значительное) вполне осознанно и даже, проявляя настойчивость, дабы, оставаясь в отечестве, коллекция стала бы действительно национальным фондом, наиболее полно раскрывающим разнообразие и качество этой ярчайшей ветви русского искусства..
В 2013 к 100-летнему юбилею Георгия Дионисовича был снят фильм: "Георгий Костаки. Распахнуть окно". В прошлый понедельник он был показан по Культуре:
Год столетия замечательного коллекционера предполагалось отметить и грандиозной выставкой, воссоединяющей наконец выпестованное им детище в полном объеме..
Увы...
Сначала выставка сдвинулась на 2014, т.к. на межправительственном уровне его было запланировано объявить перекрестным годом "Россия — Греция"... Однако, не лучшее сейчас, видимо, времечко для "перекрестий", и отложено оно было аж до 2016-го, куда переносить празднование юбилея было бы уже более, чем странно..
И вот, в Третьяковской галерее на Крымском валу 12 ноября 2014 открылась экспозиция - Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера.
И она еще идет! завершится 8 февраля 2015..
Правда, без подобранных из коллекции музея в Салониках работ – почти 30 живописных и 50 графических (они присутствуют только в монументальном каталоге и видеофильмах, которые крутят на выставке), но с частичной демонстрацией коллекции икон и глиняных игрушек.
Помогли и дочери Костаки, предоставив работы из своих личных собраний, и московский музей Анатолия Зверева (АЗ), созданный в свою очередь на основе дара Алики Костаки - средней дочери коллекционера.
Отдельный уютный зал посвящен живописным работам и самого Георгия Дионисовича
Так что в итоге выставка получилась отличная! И лично я посетил ее уже дважды)
Фотографировать нельзя!
следят статс-дамы строго.
но телефон со мной не зря!
наснял! хоть и убого:)
.. сидит Христос младенец,
а рядом зрят в упор
какой-то смуглый будда
и странный полотер..??:)
...
Тут я должен сделать небольшую ремарочку полу-личного толка..
Надо сказать, что имя "Костаки" было на слуху у меня достаточно давно.. Но вовсе не в силу глубокой начитанности или страстной вовлеченности в современное искусство, а только лишь по родственной близости к художнику, которым в 60-е также заинтересовался Костаки.. Речь о Владимире Янкилевском.
Я, собственно, к чему.. Костаки приобрел тогда у Янкилевского, в частности, одну его работу, носящую название "Пророк", вывезенную затем коллекционером в Грецию, и представленную теперь на выставке в качестве уже экспоната частного музея Анатолия Зверева (до сих пор еще не открывшегося!), которому в ряду других работ художников-нонконформистов 60-х Алика Костаки передала ее безвозмездно еще в 2013 году.. (Сам художник при этом ничего о судьбе своего детища не ведал и узнал только теперь от меня, случайно на выставку забредшего.. Но это так, "мелочи".., вполне обычные, увы)
Должен сознаться, что очень тепло отношусь к этой работе.., люблю ее!:) Она мне кажется удивительно совершенной!) Помимо физически ощущаемого мощного эмоционального заряда, раскаленного здесь до аккумуляторного гула и восхищающей фигуративно колористической красоты, есть в ней и что-то очень трогательное..
Такой он весь взбудораженный, растерянный.., и хоть, конечно, и Пророк, а ей-ей - ребенок:) затерявшийся среди нас пришелец.. и хочется его защитить, приголубить..:) А его еще и передаривают туда-сюда..
И, вот, висит он там, называясь почему-то уже просто - "Мужская фигура"(??), зажатый в рамку, прибитый гвоздиком, только глазки шевелятся.., а мимо проходящая тетенька напевает: "Из чего же, из чего же, из жего же, сделаны наши мальчишки.."))..
И невдомек ей даже, что перед ней - Пророк!!:)
Ну, что - название.., казалось бы тоже мелочь.. Казалось бы..
Вот, что рассказывает сам Янкилевский в интервью с Эдит Андраш:
"Мир, который я хотел показать, обладал такими параметрами, которые я не мог описать при помощи традиционных методов, живописных... Каждый человек, например, носит в себе одновременно прошлое, настоящее и будущее... Он может сидеть, как мы сейчас сидим, разговариваем, и в то же время он в другом пространстве, что-то вспоминает, о чем-то мечтает - и все это в одно время.. Этот объем времени можно выразить чисто литературно... Нарисовать каким-то образом человека на картине, и его прошлое, и его будущее... Меня этот не устраивало. Я чувствовал, что мне не хватает возможностей для выражения моего миропонимания, и я стал искать способы, как это сделать...
Так появилась идея Пророка. Голова, его мысли - в другом времени и пространстве (Где-то, Когда-то), а его тело существует только Здесь и Сейчас. Оно актуально. Оно хочет есть, или в туалет, или еще что-то. И только в голове происходит прорыв в другое... И этот разрыв между головой и телом, между предвидением, пророчеством, и тем, что сегодня происходит в обычной, каждодневной жизни - это идея концепции Пророка. Драматизм этого состояния.."
.. В общем я зря, конечно, взялся пересказывать концепцию творчества художника.. Она слишком многолика и многопластова, чтобы уместилась тут в паре предложений.. Это лишь самые упрощенные азы только..
Как поведать тут о поисках образов своего собственного языка, наиболее подходящего для воплощения всех рвущихся ощущений и мыслей, связывающего воедино драматичнейшие противоположности, собственно и составляющие самое существо жизни.., каждого.., и двух.., и вселенной.. Мужское - женское, живое - мертвое, правдивое и лживое..
Творчество Янкилевского - это единый, неразрывный процесс, становящийся сам по себе уже объектом интереснейшего соучастия в постижении себя и мира..
Все там в развитии, в нащупывании.. Вот и Пророки - это же целая линия!
Prophets: 1962; 1965; 1972.
Prophets: 1967.
Prophets: 1965; 1985; 1965.
В сущности, я совсем не хотел заходить так далеко.. А всего лишь, об отношении..
И вот еще.., волнует меня судьба фонда этого самого несуществующего музея Анатолия Зверева.. Не понимаю..
Т.е. я могу понять, когда дарят музеям государственным - это все равно, что стране или народу.. Или, ну, ладно, пусть и частным, но приобредшим значение, известность..
Но ДАРИТЬ частному музею, которого еще нет даже в наличии!?! - это что-то совершенно не укладывающееся у меня в голове.. И где гарантия, что он вообще когда-нибудь откроется?.. И что тогда станется со всеми этими дарами? и кому они отойдут??.. где их искать?.. нет, не понимаю, хоть убейте меня..
страниц картоном шелестя,
и яркий праздничный поток
ловлю с восторгом, как дитя!
кому-то все "маляки"..,
мне ж - радость спас Костаки!
Георгий Дионисович Костаки (1913-1990) - такой вот "чудаковатый" российский грек, увлекающийся и хлебосольный.. Не имеющий вовсе искусствоведческого образования (да и вообще никакого - семь классов сельской школы), но страстно полюбивший, раз увидев, живопись русского авангарда ("я жил с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и ворвалось солнце!"), он распродал накопленную к тому времени солидную коллекцию антиквариата и голландской живописи, чтобы начать покупать какие-то странные "закорючки и квадратики".. - а вокруг все крутили пальцем у виска (начиная с ближайших родственников "ненужных" художников) и были рады-радехоньки избавиться от такой небезопасной совсем "мазни" (в кое-каких подобных тоталитарных царствах прозываемой и вовсе "дегенеративной") - ..и спасший для мира целый пласт уникальной русской авангардной живописи.
Костаки собрал гигантскую коллекцию.. Мне нигде не пришлось прочесть об общей ее численности.. Но зная, что Третьяковке "отошло" 834 работы (142 живописных и 692 графических), а экспозиция Музея современного искусства в Салониках, купленная греческим правительством у наследников Костаки, насчитывает 1277 позиций (сколько при этом осталось в семье - не ясно), плюс некоторое количество, разошедшееся по частными коллекциям (например, один из вариантов столь знаковой "Зеленой полосы" Розановой), плюс туманное количество икон (так же оставленное "мачехе-родине" и переданное затем в музей Андрея Рублева), плюс коллекция Русской народной игрушки (приобретенная им "до кучи", дабы быть спасенной от растаскивания), не говоря уже о неучитываемых, кажется, в этих подсчетах работах художников "шестидесятников-нонконформистов" (которых Костаки всячески опекал и поддерживал), то наберется около 3 тыс работ, я думаю..
Целый музей! о создании которого на своей родине (т.е. России!!) Георгий Дионисович и мечтал, но не нашел у властей понимания.. И даже совсем наоборот.., после устроенной травли был вынужден Родину покинуть, оставив ей в качестве выкупа "дар" - лучшую часть своей коллекции..
Позже Костаки писал, что подарил порядка 80% коллекции, но из вышеприведенных цифр ясно, что это не так.. Скорее, он так эмоционально выразил "в процентах" качественную сторону оставленного..
Впрочем, во всех воспоминаниях единодушно утверждается, что делал он это (оставлял самое значительное) вполне осознанно и даже, проявляя настойчивость, дабы, оставаясь в отечестве, коллекция стала бы действительно национальным фондом, наиболее полно раскрывающим разнообразие и качество этой ярчайшей ветви русского искусства..
В 2013 к 100-летнему юбилею Георгия Дионисовича был снят фильм: "Георгий Костаки. Распахнуть окно". В прошлый понедельник он был показан по Культуре:
Год столетия замечательного коллекционера предполагалось отметить и грандиозной выставкой, воссоединяющей наконец выпестованное им детище в полном объеме..
Увы...
Сначала выставка сдвинулась на 2014, т.к. на межправительственном уровне его было запланировано объявить перекрестным годом "Россия — Греция"... Однако, не лучшее сейчас, видимо, времечко для "перекрестий", и отложено оно было аж до 2016-го, куда переносить празднование юбилея было бы уже более, чем странно..
И вот, в Третьяковской галерее на Крымском валу 12 ноября 2014 открылась экспозиция - Георгий Костаки. «Выезд из СССР разрешить…» К 100-летию коллекционера.
И она еще идет! завершится 8 февраля 2015..
Правда, без подобранных из коллекции музея в Салониках работ – почти 30 живописных и 50 графических (они присутствуют только в монументальном каталоге и видеофильмах, которые крутят на выставке), но с частичной демонстрацией коллекции икон и глиняных игрушек.
Помогли и дочери Костаки, предоставив работы из своих личных собраний, и московский музей Анатолия Зверева (АЗ), созданный в свою очередь на основе дара Алики Костаки - средней дочери коллекционера.
Отдельный уютный зал посвящен живописным работам и самого Георгия Дионисовича
Так что в итоге выставка получилась отличная! И лично я посетил ее уже дважды)
Фотографировать нельзя!
следят статс-дамы строго.
но телефон со мной не зря!
наснял! хоть и убого:)
.. сидит Христос младенец,
а рядом зрят в упор
какой-то смуглый будда
и странный полотер..??:)
...
Тут я должен сделать небольшую ремарочку полу-личного толка..
Надо сказать, что имя "Костаки" было на слуху у меня достаточно давно.. Но вовсе не в силу глубокой начитанности или страстной вовлеченности в современное искусство, а только лишь по родственной близости к художнику, которым в 60-е также заинтересовался Костаки.. Речь о Владимире Янкилевском.
Я, собственно, к чему.. Костаки приобрел тогда у Янкилевского, в частности, одну его работу, носящую название "Пророк", вывезенную затем коллекционером в Грецию, и представленную теперь на выставке в качестве уже экспоната частного музея Анатолия Зверева (до сих пор еще не открывшегося!), которому в ряду других работ художников-нонконформистов 60-х Алика Костаки передала ее безвозмездно еще в 2013 году.. (Сам художник при этом ничего о судьбе своего детища не ведал и узнал только теперь от меня, случайно на выставку забредшего.. Но это так, "мелочи".., вполне обычные, увы)
Должен сознаться, что очень тепло отношусь к этой работе.., люблю ее!:) Она мне кажется удивительно совершенной!) Помимо физически ощущаемого мощного эмоционального заряда, раскаленного здесь до аккумуляторного гула и восхищающей фигуративно колористической красоты, есть в ней и что-то очень трогательное..
Такой он весь взбудораженный, растерянный.., и хоть, конечно, и Пророк, а ей-ей - ребенок:) затерявшийся среди нас пришелец.. и хочется его защитить, приголубить..:) А его еще и передаривают туда-сюда..
И, вот, висит он там, называясь почему-то уже просто - "Мужская фигура"(??), зажатый в рамку, прибитый гвоздиком, только глазки шевелятся.., а мимо проходящая тетенька напевает: "Из чего же, из чего же, из жего же, сделаны наши мальчишки.."))..
И невдомек ей даже, что перед ней - Пророк!!:)
Ну, что - название.., казалось бы тоже мелочь.. Казалось бы..
Вот, что рассказывает сам Янкилевский в интервью с Эдит Андраш:
"Мир, который я хотел показать, обладал такими параметрами, которые я не мог описать при помощи традиционных методов, живописных... Каждый человек, например, носит в себе одновременно прошлое, настоящее и будущее... Он может сидеть, как мы сейчас сидим, разговариваем, и в то же время он в другом пространстве, что-то вспоминает, о чем-то мечтает - и все это в одно время.. Этот объем времени можно выразить чисто литературно... Нарисовать каким-то образом человека на картине, и его прошлое, и его будущее... Меня этот не устраивало. Я чувствовал, что мне не хватает возможностей для выражения моего миропонимания, и я стал искать способы, как это сделать...
Так появилась идея Пророка. Голова, его мысли - в другом времени и пространстве (Где-то, Когда-то), а его тело существует только Здесь и Сейчас. Оно актуально. Оно хочет есть, или в туалет, или еще что-то. И только в голове происходит прорыв в другое... И этот разрыв между головой и телом, между предвидением, пророчеством, и тем, что сегодня происходит в обычной, каждодневной жизни - это идея концепции Пророка. Драматизм этого состояния.."
.. В общем я зря, конечно, взялся пересказывать концепцию творчества художника.. Она слишком многолика и многопластова, чтобы уместилась тут в паре предложений.. Это лишь самые упрощенные азы только..
Как поведать тут о поисках образов своего собственного языка, наиболее подходящего для воплощения всех рвущихся ощущений и мыслей, связывающего воедино драматичнейшие противоположности, собственно и составляющие самое существо жизни.., каждого.., и двух.., и вселенной.. Мужское - женское, живое - мертвое, правдивое и лживое..
Творчество Янкилевского - это единый, неразрывный процесс, становящийся сам по себе уже объектом интереснейшего соучастия в постижении себя и мира..
Все там в развитии, в нащупывании.. Вот и Пророки - это же целая линия!
Prophets: 1962; 1965; 1972.
Prophets: 1967.
Prophets: 1965; 1985; 1965.
В сущности, я совсем не хотел заходить так далеко.. А всего лишь, об отношении..
И вот еще.., волнует меня судьба фонда этого самого несуществующего музея Анатолия Зверева.. Не понимаю..
Т.е. я могу понять, когда дарят музеям государственным - это все равно, что стране или народу.. Или, ну, ладно, пусть и частным, но приобредшим значение, известность..
Но ДАРИТЬ частному музею, которого еще нет даже в наличии!?! - это что-то совершенно не укладывающееся у меня в голове.. И где гарантия, что он вообще когда-нибудь откроется?.. И что тогда станется со всеми этими дарами? и кому они отойдут??.. где их искать?.. нет, не понимаю, хоть убейте меня..