dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Служение музыке. Ирина (стр. 4)


ДО-РЕ-МИ. ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЛИИ ОКСИНОЙТ

В Органном зале состоялся концерт, посвященный памяти замечательной пианистки Лии Эммануиловны Оксинойт (26.10.1921 – 10.10.2003). Всю жизнь она посвятила педагогике. Обладая отличными исполнительскими данными, требовала от своих питомцев не бояться сцены, выступать как можно чаще. При этом любила сесть за рояль и сыграть со своим учеником, что называется «в четыре руки».



Много лет существовала такая традиция – в свой день рождения Лия Эммануиловна, радушная хозяйка, принимала учеников у себя дома, а они с удовольствием помогали ей в организации этих праздников. Благодарные воспитанники изменять обычаю не стали: каждый год в июне они проводят вечера музыки, посвященные памяти своего преподавателя.

Вдохновителем и ведущей нынешнего концерта стала Ирина Зиновьевна Столяр. Сама великолепный педагог, музыковед, человек с большими организаторскими способностями (благодаря ей были открыты музыкальные школы во многих районах Молдовы, проводились конкурсы и фестивали), Ирина с улыбкой посетовала, что, к сожалению, никто не подсчитывает, сколько учеников проходит через руки преподавателя, сколько незаурядных музыкантов из них получается.

Не вела такой статистики и Лия Эммануиловна Оксинойт. Но, по-видимому, их было не меньше ста. Впечатляет далеко не полный список известных не только в нашей в республике пианистов и педагогов: Алексей Гуленко и Анжела Няга работают и живут в США; Ирина и Ольга Бивол – в Германии; Виола Жосан – в Италии, Вероника Маху – в Бельгии; Мария-Анна Изман – в Голландии; Артур Аксенов – в Москве; Ирина и Светлана Янчевы – в Болгарии; не говоря уже о работающих в Кишиневе Юлии Ривилис, Ларисе Жар, Татьяне Листенгурт, Инне Хатипове, Татьяне Штюка и других. А дочь Оксинойт, Ольга Кюн, руководит Классом высшего исполнительского мастерства по фортепиано в Бразилии.

Образно говоря, Лия Эммануиловна посеяла много семян – и они дали великолепный урожай музыкантов.

Вечер памяти открыла самая младшая из последних учениц Лии Оксинойт, теперь пятиклассница, Мария Тэтару. Трогательная, юная, она очень технично сыграла свою программу. Зрители отметили бурными аплодисментами этюд № 3, опус 42 А. Скрябина и «Остинато» А. Муляра. А семиклассница Елена Игнатьева порадовала несвойственной её возрасту осмысленностью переживаний, взрослой эмоциональностью. Очень выразительна была и Лариса Соболева, так сыгравшая «Фантазию после чтения Данте» Ференца Листа, что, думаю, ею по праву гордилась нынешний педагог Ларисы, Инна Хатипова, принявшая эстафету у Лии Эммануиловны. «Она открыла мне дверь в музыку, она же открыла мне дверь в жизнь!» – этими словами характеризовал роль своей учительницы Станислав Жар, самый старший из последних учеников Оксинойт, продолжающий обучение в Ровен Юниверсити (штат Нью-Джерси).

Ирина Столяр сумела так рассказать о своем любимом преподавателе, что показалось на миг, будто Лия Эммануиловна действительно сидит рядом и взыскательно слушает своих учеников, болея за них. Может, так оно и было?
Людмила ЗУБОВА
 

КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ

Подарок юным музыкантам

Так уж сложилось, что в последние годы наше государство перестало заниматься достаточно хлопотным делом – изданием нотной литературы, столь необходимой питомцам и преподавателям музыкальных учебных заведений республики. Да и «частники» не очень заинтересованы тратить усилия и средства на подготовку и выпуск такой специфической печатной продукции. Тем не менее, потребность в ней по-прежнему, к счастью, имеется – и, слава Б-гу, нашелся энтузиаст, к тому же общепризнанный специалист в данной сфере, который предпринял успешную попытку хоть в какой-то мере решить эту проблему.

Речь идёт об Ирине Столяр, чье имя уже неоднократно появлялось на страницах «ЕМ». Дочь известных и за пределами нашего края Людмилы Ваверко, профессора Академии музыки, театра и изобразительных искусств, и музыковеда Зиновия Столяра, она пошла по стопам родителей, и вот уже более трети века (в последние два десятилетия – в качестве преподавателя Республиканского музыкального лицея им. С. Рахманинова) помогает юным дарованиям осваивать азы и тайны фортепианной игры, а также занимается активной просветительской деятельностью.

Ирина Зиновьевна и взяла на себя труд составить и отредактировать сразу несколько нотных сборников, включающих в себя опусы, рассчитанные на разные возрастные категории питомцев музыкальных учебных заведений.

Определенный опыт подобной работы у нее уже имелся. В 2001 году она подготовила сборник для подготовительных групп музшкол, в 2006-м – для учащихся 1-4 классов.

Ну а недавно появилась целая «обойма» нотных сборников: альбом «Свети, солнышко!» (для учеников 5-8 классов музшкол и студий), сборник музыкальных транскрипций, адресованный старшеклассникам и студентам, а также два авторских: «Весеннее настроение» (состоящий из пьес Олега Негруцы, верного друга Еврейской общины РМ) и «Фея снов» (произведения Владимира Беляева, нынешнего и.о. председателя Союза композиторов и музыковедов РМ).

Практически все опусы, включенные в сборники, никогда прежде не издавались, а подавляющее большинство из составивших два коллективных (в том числе творения наших соплеменников Златы Ткач, Давида Федова, Александра Сокирянского и других местных авторов) были извлечены И.Столяр из архивов. И поступившие к ней в рукописи, и найденные составителем нуждались в редактировании, потребовавшем немало времени и усилий.

Подготовив эти сборники к печати и обеспечив их выпуск издательством «Pontos», И.Столяр тем самым – помимо поставленной перед собою главной задачи – содействовала решению еще одной: возвращению в «боевой строй» многих, достойных того, произведений композиторов Молдовы, а значит, и популяризации творчества этих мастеров.

Нотные новинки уже поступили в лицеи им. С. Рахманинова и им. Ч. Порумбеску, в колледж им. Ш. Няги, в учебные заведения Бельц, Кантемира, Тараклии и др.; по нескольку экземпляров получили коллеги И. Столяр из Беларуси, Украины, США, Германии, Румынии; Ирина собирается передать – с оказией – сборники и в Израиль (посылать почтой – очень накладно, да и, как убедилась отправительница, так они туда не всегда доходят).

Опусы, ставшие доступными благодаря подвижничеству И. Столяр, уже используются ее коллегами и учащимися; многие пьесы прозвучат в исполнении юных пианистов на экзаменах и в концертах, организуемых с участием питомцев этих учебных заведений.

Некоторые ученики И. Столяр (А. Цуркан, Р. Шокодей, М. Георгиева и др.) оказались первыми исполнителями включенных ею в сборники произведений композиторов Молдовы, благодаря чему эти творения стали известны местным меломанам.

И еще об одном немаловажном моменте (мною выясненном, в общем-то, случайно) здесь необходимо упомянуть: все 4 сборника не только готовились их составительницей, как говорится, на голом энтузиазме, но и изданы на ее собственные средства. Видимо, так и не нашлось в республике предпринимателей, готовых взять на себя необременительные для них расходы по изданию столь необходимой юным музыкантам нотной литературы. Потому-то и пришлось И. Столяр потратить на это изрядную часть своих скромных сбережений, о чём она ничуть не жалеет: благое дело, по ее словам, того заслуживает.
Михаил ДРЕЙЗЛЕР 


КАК СВЕТЛАЯ ПЕЧАЛЬ

Скоро год, как не стало Ирины Столяр, но она жива не только в нашей памяти, но и в добрых делах. Недавно в издательстве «Pontos» вышел изящно оформленный сборник пьес для фортепиано композиторов Молдовы «Из давних времен» („Din vremuri străvechi”), который она готовила к печати.



Издание книг, а тем более нотной литературы – хлопотное и дорогостоящее дело. Второй составитель вышедшего сборника, большой энтузиаст Лариса Няга, обратилась за поддержкой в Еврейский культурный центр КЕДЕМ. Альбом вышел на средства АЕРК «Джойнт» и проекта «Хеврута в Молдове».

Среди представленных композиторов – имена наших соплеменников, которые внесли свой вклад в развитие музыкального искусства Молдовы: Соломон Шапиро, Злата Ткач, Владимир Сливинский…

На презентацию альбома в Музыкальном колледже им. Шт. Няги пришли маститые авторы: Георгий Мустя, Олег Негруца, председатель Союза композиторов Молдовы Владимир Беляев. В мероприятии приняла участие директор Еврейского культурного центра Стелла Хармелина. В зале собрались педагоги, учащиеся, журналисты. Преподаватель колледжа Анжела Олейник вела программу со знанием дела, погружая слушателей в тонкий мир композиторского творчества.

Особенно запомнились прозвучавшие в исполнении педагогов лицея им. С. Рахманинова Натальи Коркодел и Гюзаль Латиповой произведения Златы Ткач и Соломона Шапиро. Изумительной красоты, в акварельных тонах пьеса «Утро» мастерски исполнена её автором – Виталием Мосийчуком.

Для юных исполнительниц – учащихся колледжа презентация стала событием. Кристина Фереску, Жанна Дэскэлица (преподаватель Ирина Ботнарь), Кристина Корчу, Ольга Квасницки (преподаватель Анжела Олейник), конечно же, волновались, играя в присутствии авторов. И лучшей наградой для девушек стали не только цветы от поклонников (а таковые тоже были), но и одобрение корифеев. Олег Негруца выразил общее мнение: «Самое важное для композитора – чтобы его музыка звучала». Все пьесы, включенные в сборник, изданы впервые, а значит, эти произведения будут исполняться!

При жизни Ирины Столяр вышло четыре её сборника. Пьесы из этих альбомов ныне включены в учебные программы, они звучат в конкурсных выступлениях.
– Я особо благодарен Ирине Столяр, – сказал председатель Союза композиторов Молдовы Владимир Беляев. – В своё время она издала авторский сборник моих сочинений, причем это стало для меня сюрпризом. Хороший пианист, настоящий профессионал, она была еще и блестящим редактором: корректировала рукописи, исправляла ошибки. Всегда старалась включить в сборник разноплановые произведения, и нынешнее издание не стало исключением.

От имени Союза композиторов Владимир Беляев выразил большую благодарность еврейским организациям, профинансировавшим проект.

Плоды самоотверженного служения искусству Ирины Столяр видны и сегодня. И память о ней жива. И звуки музыки – как светлая о ней печаль…
(Наш корр.)

По материалам еженедельника «Еврейское Местечко» №№ 23 (92), июнь 2005; 12 (313), апрель 2010; 14 (362), апрель 2011 г.
____________

«Мы из Одессы, здрасьте!»
2 февраля, 2012, 03:13, Одесса

Одесса – мама для сотен тысяч своих детей, многие из которых, вырастая, покидают «родительницу». Но энергетические корни из земли не выкопаешь, в чемодан не упакуешь. Родной город с уникальным духовным воздухом и неповторимой субкультурой забыть невозможно, к нему всегда тянет.

  Более того, он объединил своих «птенцов», рассеянных по планете, во Всемирный клуб одесситов.

Не то джин, не то дух...

Не так давно в молдавской столице, в Культурном центре при еврейской библиотеке имени Мангера состоялась презентация клуба «Кишинёвские одесситы». Давно пора! Ведь Кишинёв и Одессу роднит и атмосфера южного города, и исторически знаменитые дворики с их уважаемыми тётями Розами и Сонями, и похожие тенистые улочки. Уже не говоря об знаменитой Молдаванке... Правда, морской ветер из Одессы, долетая до Кишинёва, по пути теряет влагу и запах йода.

Коренной одесситкой была и очень этим гордилась большая актриса Молдовы Нелли Каменева. Одесским юмором пропитан один из самых известных хохмачей Кишинева, композитор Олег Негруца. Прославленный консерваторский профессор Людмила Ваверко обязана своим местом рождения «жемчужине у моря». Кстати, именно ее дочери Ирине Столяр пришла в голову идея создания клуба. Безвременная кончина Ирины Зиновьевны не сорвала замечательный план, потому что в память об ушедшей подруге за его реализацию взялась преподавательница столичной музшколы имени Доги Ольга Купцова, тоже урождённая одесситка. Помочь Ольге изъявила готовность завотделом искусств библиотеки имени Мангера Алла Дереско, родина которой – не сам портовый город, а Одессщина. Обе энтузиастки стали сопредседателями клуба.

Интересно придумали на столах перед присутствующими разложить трогательные дары моря – ракушки, ошлифованные волнами стекляшки, пляжные гладенькие камушки. Из архива Купцовой лежали старые фамильные фото и «киндер-сюрпризы», внутри которых были не монстрики, а давнишние крошечные книжечки-сказки.

Заседание открылось словами бессмертной песни Утёсова «Есть город, который я вижу во сне...». Чтобы присутствующие почувствовали время и место действия, из облепленной ракушками бутылки, поднятой со дна, был выпущен не то джин, не то дух, а в общем – сиволический воздух Одессы, и все сразу услышали звуки прибоя и полной грудью вдохнули запах моря. Священнодействовали с чудо-бутылкой Ольга и ведущая актриса Театра имени Чехова Вера Марьянчик, тоже одесситка. Вот такая случилась полумистическая история.

Слово дали Ольге Спивак, работнице библиотеки, которая поведала присутствующим о поэте Саше Чёрном. Своими воспоминаниями о любимом городе у синего моря поделились в тот вечер доктор филологии Марк Габинский, бывший моряк Александр Вассерман, ребёнком переживший ужасы фашистско-румынской оккупации Анатолий Шпиц. Вера Марьянчик рассказала о своем предке – директоре Одесского консервного завода. Гость из Австрии Анатолий Лабунский поведал о своей книге «Клеопатра, или Молдавские морские рассказы».

Кто-то вспомнил знаменитый одесский прикол: двухметровыми буквами написанный плакат над главным входом Артиллерийского училища: «Наша цель – коммунизм» и подобные «фишки».

Не только послушать, но и посмотреть было что: в зале, на трёх стенах висели тонкие дивные пейзажи Светланы Филоновой-Кацыф из серии «Одесса золотая», написанная в позапрошлое лето. На картинах – архитектура Одессы в симбиозе с цветами – ирисами, тюльпанами, хризантемами, розами. Кстати, у клуба кишинёвцев-одесситов скоро появится логотип, который взялся подготовить известный график, председатель Клуба еврейских художников Эдуард Майденберг.

Микроб одесский

В небольшом интервью корреспонденту «ИЖ» Ольга Купцова рассказала: «Мы с Ирочкой Столяр были соседями-землячками. Когда встречались, говорили в том числе и об Одессе. Я езжу в этот город дважды в год, там живёт в отчем доме моя сестра, на чердаке которого – много старинных, милых сердцу «сокровищ». И вот, вернувшись из очередной поездки, я встретила Иру на улице и завела разговор о всемирном Клубе одесситов. Она вздохнула: «Хорошо бы и у нас сделать что-то подобное». После похорон Ирочки, на поминках в консерваторской столовой мы оказались рядом с Аллой Дереско. Познакомились. Нас свела судьба. Когда начали говорить об Одессе и о том, что Ира там родилась, я сказала Алле о совместной нашей с ней идее клуба. Алла в ответ: «В чём проблема? Давайте устроим». Идея-то была, но не было помещения, и никто не представлял себе, как и где это устроить. Хотя материалов – много. Пока всё очень сумбурно. Но всё постепенно выравнивается, появилась определённая система.

В клубе собрались совершенно разные люди. Нас роднит наш город. И более того, некоторые студенты мои, когда я работала в кишинёвской консерватории, – служили в Одессе, которая их сроднила. Микроб такой есть – одесский. Его ничем не вытравить.

Сама я родилась на Мясоедовской, угол Прохоровской. Папа – музыкант, мама – инженер. Папа работал в Филармонии. Он – из школы Столярского. То есть, Столярский тогда руководил школой, а папа там учился. В Кишинёв судьба забросила, так получилось. Может, если бы у мамы был другой характер, я бы осталась в Одессе. А так, единственная из всего курса, поехала по распределению в Измаил, потом оказалась в Кишиневе. Ни о чём не жалею. Перед Новым годом хотим, чтоб у нас какие-то песни прозвучали. Музыкальная Одесса – обширная тема. Нам бы, конечно, хотелось приглашать побольше интересных людей... Но всё упирается в финансы и зависит от активности членов. Со временем сделаем удостоверения. Весной хочу поехать во всемирный клуб, поднабраться опыта. Ещё хотела бы связаться с Сёмиком Лившиным – мы дружили с его женой, когда в консерватории учились. Это – журналист, работавший в одесской газете, из первых КВНщиков. Ещё в планах – издать сборнички наших поэтов».

Источник: http://t-news.in.ua/article/mi-iz-odessi--zdraste
____________

Слово Галине Кочаровой:

Вот фрагмент с Ириной характеристикой: вспоминая о поездке на Дни молдавской музыки в Минске, Ира мне сказала: «Я тоже была в той поездке – еще девочкой, и хорошо помню один бытовой эпизод, который, по-моему, очень красноречиво говорит о характере Валентины Савельевны, о ее натуре. Нам предложили пойти на концерт, но она сказала, что с детства любит цирк, а в Кишиневе цирка еще не было. Меня взяли с ней на цирковое представление, и я хорошо помню, как она от души хохотала – как звонкий колокольчик, особенно во время номера с обезьянкой. Для меня с тех пор ее голос всегда ассоциируется с ландышами – крошечными, нежными цветами, как бы легко звенящими в воздухе. И сама она – добрый человек, непосредственный, открытый.»

См.: Галина Кочарова «... Одной звезды я повторяю имя». В кн.: Aurelian Dănilă. Galina Cociarova. Valentina Saviţcaia. Chişinău: Cartea Moldovei, 2007, с. 105.

На мой взгляд, это прекрасно характеризует и Ирочку, ее образную манеру выражать свои впечатления, бережно хранить все лучшее в своей памяти и уметь по-доброму оценивать людей.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments