Originally posted by agritura at Как выглядит женщина, рожавшая 18 раз? Как-то так.
Это Барбара Дюрер, мать Альбрехта Дюрера за два месяца до смерти в 1514 году. Ей 63 года.
Перед смертью она ровно год болела, не вставая с постели, Дюрер довольно подробно описывает ее болезнь и смерть в письме другу, последние девять лет жизни она жила в доме Альбрехта. Судя по симптомам, у нее был инсульт. Так что я немного схитрила - такой изможденной ее, возможно, сделала тяжелая долгая болезнь, а не многочисленные роды. Дюрер писал также, что она за свою жизнь очень часто болела чем только можно и нельзя, и вроде бы даже перенесла чуму.Тут, правда, возникают некоторые вопросы, он пишет "болела чумой несколько раз" (?!).
А это портрет Барбары Дюрер (урожденной Хольпер) на 24 года ранее. Здесь ей 39, и, кажется, она беременна 17 ребенком, которого родила в 1490. Я бы не сказала, что она плохо выглядит для своих лет. Обычная женщина. Мне кажется, Альбрехт больше похож на нее.
Картина написана в 1490 году, когда Дюреру было 18 лет. Интересно, что родившийся ребенок оказался одним из немногих выживших, это был младший брат Ганс (третий сын Дюреров с таким именем). Сам Альбрехт-младший был третьим по счету ребенком. Всего у Дюрера было 2 брата, доживших до зрелого возраста и даже переживших художника (дети № 14 и №17), остальные дети Барбары (числом 15!) умерли или в детстве, или в молодости. Последнего ребенка Барбара родила в 41 год.
Мать свою Дюрер, похоже, очень любил, часто упоминал ее в письмах друзьям, просил заботиться о ней в его отсутствие. Правда, есть и такая фраза в письме лучшему другу Виллибальду Пиркгеймеру: "Также Вы не должны одалживать ничего моей матери и моей жене, у них теперь достаточно денег".
Вильбальд и так одолжил Дюреру денег на поездку в Венецию, и Альбрехт не хотел увеличивать долг. И вообще, если честно, мне показалось по письмам и дневникам, что Альбрехт был слегка скуповат. Его дневники больше смахивают на амбарные книги - он заносил туда все траты и "приходы" до пфеннига! И еще писал: "...Один я бы не пропал, но содержать многих мне слишком трудно. Ибо никто не выбрасывает своих денег!".
Сказать по правде, ему действительно было нелегко: он содержал жену, мать и младшего брата, которому на момент написания письма было 16 лет, Дюрер просит друга помочь пристроить его на работу.
Парный портрет к предыдущему, написан в том же году. Отец Дюрера, Альбрехт-старший (а был еще самый старший - дед), этнический венгр, был на 25 лет старше матери: ей было 15, а ему 40, когда они поженились. Судя по всему, родитель обладал изрядным мужским темпераментом и любил свою жену... при каждой возможности. Она рожала практически каждый год! Причем двойня у нее была лишь однажды, в 1476 году, когда она родила девочек-близняшек (ребенок №7 и ребенок №8). Особенно тяжело ей далась вторая из двойни, Маргарита.
Этот портрет отца Дюрер написал через семь лет после предыдущего. Здесь очевидны возрастные изменения, а также видно, насколько выросло мастерство художника.
Альбрехт очень тепло отзывается об отце, пишет о нем как о человеке благочестивом, малословном, сторонящемся мира и развлечений. Его профессией было семейное дело - "золотых дел мастер". Этому поначалу учился и Альбрехт, но его всегда больше влекла живопись. Он честно сказал об этом отцу, когда обучение уже было окончено, чем немало его расстроил, но препятствовать сыну отец не стал, и даже помог пристроиться на обучение к знаменитому живописцу Михаэлю Вольгемуту.
Дюрер сообщал, что отец его умер "от поноса, который никто не мог вылечить", и болел он несколько лет. Была у него, наверное, болезнь Крона или колит. Прожил Альбрехт-старший довольно долгую для того времени жизнь - 75 лет. Ему не довелось узнать, что ни у одного из его выживших детей не было потомства. Род прервался.
Автопортрет, 1522. Здесь Дюреру 51 год, и он еще очень ничего, хоть уже и болен (какой-то неясной лихорадкой, которая его доконала через 6 лет - то ли малярия, то ли бруцеллез). Дюрер, как предельно точный живописец, нарисовал себе дрябленькое брюшко. Более "старым" он себя никогда больше не изображал.
Художник любил наблюдать за возрастными изменениями внешности других людей, но сам очень боялся смерти и старости. Судя по переписке, он отдавал себе отчет в том, что он весьма привлекателен, о внешности своей заботился и вообще был франтом - это видно по автопортретам и дневникам (тряпочник был еще тот!).
Раз уж мы о родне его начали, давайте еще братьев покажу.
Это "Портрет молодого человека", написанный в 1500 году. Предполагают, что это брат Эндрюс. Выглядит чересчур взросло для 16 лет, но все-таки смахивает на отца Дюрера. И точно очень похож на известные "подписанные" свои портреты:
Эндрюс Дюрер. Профиль, фас (20 лет), 1514
Похоже, как и у Альбрехта у него были длинные волосы, но они убраны под сетчатую шапочку-берет.
Прожил дольше всех братьев - 71 год, унаследовал профессию отца.
"Портрет мальчика" (набросок для изображения Христа-ребенка?). Предположительно младший брат Ганс, 15 лет (1506). Тоже на маму похож, как и Альбрехт. Он также стал художником и гравером, служил придворным живописцем при дворе польского короля Сигизмунда Первого и умер в Кракове в возрасте 48 лет.
И о жене немного.
Один из ранних набросков Агнес Дюрер. Наверное, поначалу они, как и все, были счастливы. Набросок Альбрехт кратко подписал "Моя Агнес".
А вот дальше с женой история темная. Судя по записям самого Дюрера, отношения у них были более чем сдержанные. Он очень редко и сухо упоминает ее, в то время как на дифирамбы друзьям и родителям не жалеет красочных эпитетов. Его похвалы Мартину Лютеру и Эразму Роттердамскому занимают несколько страниц, а про жену лишь - куда пошла, где поела, сколько денег разменяла, сколько оттисков продала.
Агнес Дюрер. Здесь довольно приятная.
И похоже у нее таки зоб.
Друг его, упомянутый Виллибальд Пиркгеймер, хоть и гуманист, после смерти художника не скупится в письмах на проклятия в адрес вдовы Дюрера: и скаредина, и вредная баба, и в могилу художника раньше времени загнала, заставляя его, больного, работать, чтобы выжать лишнюю копейку. Встречала информацию, что и сам Дюрер в одном письме обмолвился, назвав жену "старой вороной". Может, сгоряча, а может и вовсе врут, я сама как-то пропустила такое его высказывание, читая его записки.
В образе святой Анны (в белом) здесь, как принято считать, изображена Агнес (1521). Ей где-то 46 лет. Не очень-то она мила. Если Дюрер был точен (а обычно он был "фотографически" точен), не исключено, что у жены была базедова болезнь, чем и объясняется бесплодие их брака (внешние признаки - зоб и пучеглазие, поэтому на "молодых" рисунках у нее опущены глаза).
1521. Агнес Дюрер 45-46 лет.
Надо сказать, что Агнес помогала мужу в "бизнесе". Она занималась продажей его гравюр, иногда уезжая из дому на книжные ярмарки далеко и на долгое время. Очень в то время была популярна Франкфуртская ярмарка, например.
А это очень такой красноречивый портрет Агнес, сделанный Дюрером. Бой-баба! И явно же пучеглазая!
Кто там что писал, не знаю, в переписке с Пиркгеймером Дюрер в каждом письме упоминает "любовниц" того, "приятельниц" и "девок". Вероятно, у Агнес были очень уважительные причины недолюбливать распутного дружка мужа, этим и объясняется их вражда.
Надо добавить, что Дюрер страшно боялся "французской болезни", которая буквально косила тогда Европу, но забавнее всего то, что тогда не понимали механизм заражения. Художник совершенно был уверен в ее "астрономическом" происхождении.
Так что вот такая небольшая у семейная хроника (и история болезни всех родственников) Альбрехта Дюрера получилась.