Гита Борисовна Страхилевич. Кишинев, 1950-е гг.
Недавно в Москве под таким названием вышла книга Софии Пропищан, посвященная жизни и деятельности Гиты Борисовны Страхилевич, большого музыканта, музыкальной легенды Советской Молдавии.
Книга Софии Пропищан, отличаясь от других своеобразным оформлением суперобложки в виде филармонической афиши, необычна и по своему жанру. Выпущенная на средства автора к столетию со дня рождения Гиты Борисовны Страхилевич, с именем которой связана целая эпоха исполнительского искусства Молдовы и творческая судьба многих молдавских композиторов, впервые услышавших свою новую музыку из-под пальцев этой замечательной пианистки, она объединила на своих страницах лишь небольшую часть воспоминаний и мыслей о ней и о ее профессиональном и человеческом назначении.
Издание это носит и биографический, и автобиографический характер. Получившаяся монография, задуманная поначалу как «слово о маме», она открывается авторским анонсом-вступлением, обращенным к широкому читателю от имени Софии Пропищан – достойной дочери пианистки Гиты Страхилевич и скрипача Наума Пропищана, унаследовавшей от своих родителей выдающиеся музыкантские и человеческие качества. И в первой же из семи глав картина жизни Гиты Борисовны подана ее дочерью сквозь призму собственного видения, менявшегося во времени по мере взросления и накопления человеческого и профессионального опыта. Результатом осмысления ею материнского и своего, дочернего пути и становится вывод о гениальности матери. Это мнение убедительно подкрепляется всей логикой событий, о которых рассказывают последующие главы книги, страницы воспоминаний о ней самой Софы, начиная с самого раннего детства росшей в атмосфере музыки, воспоминаний Гиты Борисовны и воспоминаний людей из мира музыки, близко ее знавших. В этом обзоре отражена и история становления личности и таланта самой Софии Пропищан, и книга автобиографична в этом смысле вдвойне: воспоминания матери соседствуют в ней с мыслями дочери о матери и о себе.
Одновременно книга имеет ценность еще и как исторический документ, где прямо или косвенно дается описание атмосферы музыкальной жизни Кишинева в разные годы, начиная с XIX века до конца ХХ в. и, частично, начала XXI в., и это придает рецензируемой монографии исследовательский аспект. Научная составляющая реализуется и в заметках на полях, содержащих сведения об упоминаемых в основном тексте общественных и музыкальных деятелях Молдовы, России, Румынии. Впервые мы знакомимся и с подробной и выверенной по всем данным биографией Гиты Борисовны, подкрепленной ее воспоминаниями и сохранившимися в семейном архиве документами.
Информация, ставшая содержанием уже самой первой главы этой книги, освещена субъективным взглядом автора, вплоть до деталей психолого-аналитического плана, отражающих ее собственный способ видения описываемых событий, так что изложение в дальнейшем естественно перетекает в новый раздел, озаглавленный «Дома, на сцене, среди друзей» и многопланово характеризующий разные стороны личности героини повествования. Логичным оказывается и появление следующей главы, включившей в себя воспоминания о Гите Борисовне ее коллег и друзей, ныне живущих не только в Молдове, но и в разных концах света, а также опубликованные мнения уже ушедших из жизни музыкантов. Здесь мы найдем не только громкие имена, вошедшие в историю музыкального исполнительства или музыковедения и критики, но и меткие характеристики личности Гиты Борисовны, ее пианистического мастерства как солистки, ансамблистки, концертмейстера, участника записей на радио, активно сотрудничавшего также с Союзом композиторов. Отражены и ее интересы, ее манера общения, иногда по ходу мысли затрагиваются и ее национальные и даже политические убеждения. Вклад Гиты Страхилевич видится сквозь призму этих воспоминаний не только в ракурсе многонациональной молдавской музыкальной культуры, но и с позиций контактов пианистки с представителями общесоветского культурного пространства и той пропаганды молдавской музыки на всесоюзном уровне, которую она вела на протяжении полувека. Подтверждают ее личный вклад афиши и фотографии из личного архива, также составляющие самостоятельный раздел книги. На них мы видим, как широк и как высок по уровню был круг личностей, близких Гите Борисовне по духу и общим интересам – тех, кто с ней общался, знал и любил ее, кто ценил ее талант.
А уважение к ней со стороны свидетелей ее деятельности было безграничным, о ней ходили легенды в кругу музыкантов: говорили о ее способности сыграть все, что угодно, с листа, даже если ноты поставить перед ней «вверх ногами», о ее феноменальной музыкальной памяти и т. д., и только членам ее семьи было известно, какого труда ей стоило в рекордные сроки подготовить премьеру концерта с новыми, непривычными по стилю произведениями, выполнить роль надежного партнера-концертмейстера или камерного ансамблиста при выступлении с приезжим гастролером… И потому было вполне естественным присутствие самой широкой аудитории в Органном зале Кишинева 23 октября 2014 года, где прошла презентация книги С. Пропищан о Гите Борисовне, сопровождаемая интереснейшим концертом, с участием крупных молдавских музыкантов-исполнителей – таких, как органистка Анна Стрезева, певец Михаил Мунтян со своим бессменным аккомпаниатором и супругой, пианисткой Галиной Мунтян. Среди участников концерта, характеризующих среднее и младшее поколение, был и Камерный оркестр Органного зала, и представители «музыкальных династий» – пианистки Вера Столярчук и ее дочь Ксения, ученик С. Пропищан, скрипач Александр Войтович и его мама, пианистка Светлана Качанова. Теплые слова сказал о Гите Борисовне скрипач и композитор Борис Дубоссарский, подчеркнув, что сама книга Софии Пропищан очень личная по своему духу. И в этом смысле не случайно, что украшением концерта стали номера, представленные самой дочерью Г. Страхилевич – автором книги и замечательной скрипачкой, сыгравшей на этом вечере с оркестром Сонату-arpeggione Ф. Шуберта, а в фортепианном сопровождении – Пять прелюдий Д. Шостаковича. Кульминацией в завершение встречи со слушателями стала в ее исполнении Концертная фантазия И. Фролова на темы из оперы Дж. Гершвина Порги и Бесс. Как концерт, так и вся презентация получились по-настоящему незабываемыми, достойными памяти такого великого музыканта, каким была, по выражению народного артиста СССР, лауреата Государственной премии М. Мунтяна, Гита Страхилевич.
Книга С. Пропищан – событие не только личной жизни автора. В ней собран материал, очень важный для истории отечественного музыкального исполнительства ХХ века. Но главное – она позволяет судить и помнить об особом слое нашей музыкальной интеллигенции – о тех бескорыстных музыкантах-тружениках, профессионалах самого высокого класса, которые, не гоняясь за славой или большими деньгами и не пытаясь сделать личную карьеру, скромно оставались в тени и просто выполняли свою благородную миссию на Земле. Именно такие люди своим каждодневным трудом упорно стремились способствовать росту музыкальной культуры в обществе, возлагая все свои силы и талант на алтарь великого искусства Музыки. И в ряду лучших из них – и Гита Страхилевич, и вся ее музыкантская семья.
Кочарова Галина Вартановна, доктор искусствоведения
18 июня 2015 г.
* * *
«У рояля Гита Страхилевич» — эти слова звучали в эфире Молдавского радио в течение почти 30 лет. После магических для молдавских слушателей слов обычно была музыка композиторов разных эпох, стилей и периодов, её творили руки Гиты Борисовны Страхилевич.
Предлагаемая книга воспоминаний посвящена 100-летию со дня рождения заслуженной артистки Молдовы, замечательной пианистки, выдающейся личности и простого, скромного человека — Гиты Страхилевич, моей мамы.
Это дань её памяти от меня и от некоторых помнящих её коллег, друзей, учеников. В силу личных обстоятельств, я вынуждена была уехать из Кишинёва в Горький, где начала по приглашению ректора работать в консерватории. Кишинёв (сейчас Кишинэу) очень зелёный, симпатичный город, в котором родилась Гита Борисовна и я, и в котором мы пережили много неприятных, обидных жизненных моментов. В отличие от меня, мама, вероятно, очень любила этот город, покидать его не хотела, сколько бы мы с братом её не звали. Нас судьба раскидала в разные стороны света, а она осталась там. Так случилось, что всю мою сознательную жизнь мы прожили врозь.
В 17 лет я уехала учиться в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского, где получила толчок для развития, где обрела свои пристрастия и интересы в профессии. После Москвы мы со струнным квартетом, любовью всей моей жизни, 3 года работали в областной филармонии города Калинин (сейчас Тверь). В 1975 году мы стали лауреатами «Пражской весны» — международного конкурса струнных квартетов, а позднее, после 3-х не очень приятных лет пребывания в Кишинёве, я уехала в Горький. Все годы до её ухода из жизни, мы общались, в основном, по телефону и в мои редкие приезды на свою малую родину.
В основном, это были разговоры о здоровье, о моих успехах, но при любых возникавших в её жизни проблемах,я летела в Кишинев, договаривалась о различных операциях, медицинских процедурах. Но про прошлую жизнь мамы я начала спрашивать только, когда она тяжело заболела, когда у неё уже не было желания, сил и настроения что-либо вспоминать и рассказывать.
После маминого ухода из жизни, я увезла в Нижний её не очень богатый архив и в течение 10 лет меня преследовала мысль о том, что надо разобраться в нём, что я очень мало знаю о маме, что я должна просить прощения за своё, подчас, невнимание к ней.
Я очень рада, что мне удалось поговорить с немногими оставшимися её коллегами и друзьями. Я благодарна им за интерес, который они проявили к изданию этой книги, за тепло воспоминаний, за помощь в поисках материалов.
Я очень признательна своим друзьям в Нижнем Новгороде, Москве и Перми, которые очень терпеливо слушали и читали мои черновые варианты, помогали мне советами.
Я в Нижнем Новгороде с 1980 года.
Я очень благодарна ректору Горьковской консерватории тех лет Аркадию Александровичу Нестерову, заведующему кафедрой струнных инструментов Семёну Львовичу Ярошевичу и многим другим за тепло, с которым меня встретили, и за помощь, которую мне оказывали. Смею надеяться, что в этом городе у меня есть поклонники, есть моя публика, которая ходит на мои концерты, есть ученики, которые помнят мои уроки.
Мне очень хочется познакомить всех с моей мамой, Гитой Борисовной Страхилевич, замечательной пианисткой и личностью.
София Пропищан,
январь 2012 г.
* * *
Наш дом в Кишиневе по адресу улица Комсомольская № 11 все соседи называли «музыкальной шкатулкой». В нашей двухкомнатной квартире стоял рояль, на котором поочередно играли то мама, то брат. В соседней комнате на скрипке занимался отец, а я, еще маленькая, была удостоена кухни. Весь дом гудел и переливался разными звуками. Если никто не играл, то обязательно звучал проигрыватель или радио, телевизора тогда у нас еще не было. Я помню, что часто со мной до третьего класса занимался отец. Он был человеком очень вспыльчивым и нервным, и однажды сломал на мне свой смычок, за что меня же и попытался наказать, тогда пришла мама и сказала: «Больше ты к ней не подойдёшь, пусть растёт как сорняк». С тех пор, когда я занималась на скрипке, отец уходил из дома. А мама пыталась меня засадить за «общее» фортепиано, взывая к моей совести словами «Как тебе не стыдно, у тебя мама пианистка, а ты не умеешь толком играть на рояле». В итоге, при поступлении в Московскую консерваторию, педагоги кафедры Общего фортепиано были потрясены моим «фортепианным уровнем», но так как в Москве не было рядом мамы, этот уровень очень быстро сошел на нет, а на первое место в моей творческой жизнь вышел струнный квартет, в магическом круге которого я живу до сих пор.
Очень часто к нам приходили музыканты, которые готовили с мамой программы, разучивали новые оперы.
Одной из самых близких подруг Гиты Борисовны была выдающаяся молдавская певица Тамара Чебан, народная артистка СССР, депутат Верховного Совета МССР замечательная женщина и очень яркая и самобытная личность.
Начинала она как классическая певица, мама была её концертмейстером и их дружба завязалась, когда Тамара еще училась в консерватории. После окончания консерватории
мама предложила Тамаре попробовать себя в народной музыке, и с тех пор до самой кончины Тамары Савельевны она считала Гиту Борисовну своей крестной матерью в профессии. В письмах, которые Чебан писала Гите Борисовне из своих гастрольных поездок, действительно прочитываются интонации отношений дочери к матери...
Из книги: София Пропищан. У рояля – Гита Страхилевич. Просветитель, музыкант, пианистка, мама…