29 июля 2015 г. исполняется 70 лет со дня рождения Оскара Нузмана, талантливого скрипача, певца и педагога.
Иосиф (Оскар) Александрович Нузман прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь. Трудно представить его семидесятилетним — убеленным сединой и облысевшим, неспешным в движениях, слегка сутулым. Навсегда он остался молодым. Оскар был олицетворением лирической песни. Каждое его исполнение — это часть его самого, ничего он не делал спустя рукава, так был воспитан родителями, так сформировался как личность. Работал неистово, наизнос, будь то педагогом в музыкальной школе, или на концертной сцене как скрипач или певец — никогда не позволял себе что-то делать вполсилы.
Оскар ушел из жизни очень рано, в 42 года, на самом взлете своей карьеры. Высокое чувство профессионализма, актерское мастерство, свойственное не каждому певцу, абсолютный слух — вот те немногие характеристики, которые возникают при упоминании его имени.
В сердце Оскара Нузмана всегда жил актер и режиссер — был эпизод в его жизни, когда он мог бы стал профессиональным актером — выдающийся режиссер Георгий Товстоногов пригласил Оскара в свою творческую мастерскую, но судьба распорядилась иначе.
Он был талантлив во всём. Многие запомнили его как одного из самых интеллигентных и умных исполнителей. Обладая яркой артистической внешностью и красивым голосом, Оскар Нузман всегда вызывал симпатию у слушателей. Его теплый мягкий баритон звучал обворожительно. Композитор Виктор Симонов вспоминает, как на одном из концертов видел слезы радости на лицах слушателей. В его грустном взгляде таилась особая человечность, теплота и какое-то скрытое чувство, делающее его незащищенным от всех превратностей судьбы и от жизненной суеты. А его лирический, хотя и небольшой силы, баритон пленял своим бархатным тембром, дополняясь обаятельной манерой исполнения.
Музыковед Изольда Милютина пишет, что не раз сопровождая концертную бригаду Молдавской филармонии в гастрольных поездках по республике, она была свидетелем, как восторженно принимала его аудитория.
Он был наделен ярким художественным талантом, его музыкальную одаренность дополняла широта кругозора, творческое воображение. Обладая тонкой поэтической натурой, Оскар Нузман писал стихи.
Скрипка — его любимый инструмент с детства. Долгие годы учебы, после окончания Молдавской консерватории (1967 г.) — работа. Сначала знаменитый джаз-оркестр Шико Аранова, затем оркестр молдавской народной музыки "Флуераш" у Сергея Лункевича и, наконец, детская музыкальная школа № 2, где раскрылся его талант педагога. Параллельно, не покидая работу с детьми, Оскар Нузман продолжал свою концертную деятельность, и как певец, и как скрипач.
Одним из первых молдавских композиторов, кто начал сотрудничать с Нузманом, был Александр Сокирянский. Позже Осик стал петь песни других композиторов: Олега Негруцы, Владимира Сливинского, Василия Загорского, Златы Ткач, Виталия Верхолы, Виктора Симонова, Натальи Русу-Козулиной, Георгия Мусти, Дмитрия Киценко.
Если он брал песню в свой репертуар — это была гарантия успеха. Приведу только один эпизод: мы записывали в студии молдавского радио песню "Площадь Победы". Как всегда, сначала писали оркестр. Звукорежиссер спрашивает меня: "Зачем такие высокие валторны? Это не типично для эстрадно-симфонического оркестра". Пришел Нузман, встал к микрофону и начал петь. На словах "Вновь слышу я залпы, взметнулась ракета... " в оркестре прозвучали те самые высокие валторны, и с пением Оскара все сразу стало на свои места. Вечером песня была в телевизионном эфире и многие думали, что Оскар Нузман — это московский певец, так как пение сопровождалось послевоенной хроникой, где офицеры Советской Армии бросали фашистские знамена к подножию Мавзолея на Красной площади...
Общение с Оскаром Нузманом было как дар свыше.
Дмитрий Киценко
18 июля 2015