dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Сергей Пожар. Одержимость музыкой

Пожар на сцене

Творческая встреча с известным музыковедом Сергеем Пожаром состоялась на днях в Еврейском Общинном доме. Она прошла в рамках культурных программ женской организации «Хава» и собрала большую и заинтересованную аудиторию самого разного возраста, представленную отнюдь не только прекрасную половину человечества.



Автор нескольких монографий и сборников, около полутора тысяч публикаций в прессе, хорошо знакомый по статьям и рецензиям читателям нашей газеты, С. Пожар оказался на редкость увлекательным собеседником. Почти два с половиной часа, пробежавших, словно одно мгновение, он рассказывал о своем общении и переписке с выдающимися артистами, о музыкальном искусстве Молдовы и острых проблемах, которые оно сейчас испытывает. Слушателей интересовало мнение музыкального критика и летописца как о самых ярких, так и о неудачных событиях филармонического и оперного сезонов. Они спрашивали, почему до сих пор не изданы «История музыкального Кишинева» и новые книги из серии «Гордость музыкальной Молдовы», написанные Сергеем, чем «дышат» сегодня творческие Союзы, активным членом которых он является, где и как поживают наши земляки, вынужденно покинувшие родной край.

Ни один из заданных вопросов не остался без внимания оратора. Он много шутил, щедро делясь занимательными случаями и байками о музыке и музыкантах, собранными (пока в рукописи) в четырехтомник. Особенно понравились всем романсы и песни Сергея Пожара, созданием которых он стал увлекаться в последние годы. Их уже исполняют М. Ивануш, Л. Бургилэ, В. Митрашевский, М. Цонина. Недавно они звучали в Органном зале на вечере, приуроченном к 300-летию Санкт-Петербурга. А в Еврейском Общинном доме он их пел сам под собственный аккомпанемент фортепиано.

Эдуард МАЙДЕНБЕРГ, член Союза художников РМ.

«Независимая Молдова», 25 июня 2003
____________

Одержимость музыкой

Когда состоявшийся профессионал, успешно занимающийся своим делом, вдруг берется покорять новые области, многие недоумевают – «зачем?». Неоднозначную реакцию вызвал и выход сборника русских романсов и песен «Кому мне счастья одолжить?»

Примечателен сам факт издания подобной работы в пространстве молдавской культурной среды, где русский романс – явление довольно редкое. Интересно еще другое. Автором музыки является Сергей Пожар. Этот человек известен как опытный музыкальный педагог и прекрасный искусствовед. Ему принадлежат десятки научных исследований, сотни публицистических статей, около полутора тысяч газетных материалов. Он всегда писал о творчестве других артистов, живо откликаясь на все новое, а теперь вот результаты его труда стали предметом пристального анализа коллег.

Назвать себя композитором Сергей Пожар не решается. Для него это, скорее, хобби. «Просто я одержим музыкой, – говорит автор. – Когда десятки лет анализируешь клавиры и партитуры, постепенно узнаешь профессиональную кухню изнутри, невольно возникают мысли сделать что-то самому. А если это находит отклик и у исполнителей, и у публики, то почему бы и не попытаться?»

Много лет назад судьба свела Сергея Пожара с замечательной русской поэтессой Валентиной Костишар. Поклонником ее поэзии он был еще до знакомства, состоявшегося в лицее им.С. Рахманинова. Там она преподавала литературу художественную, он – музыкальную. Их профессиональное общение переросло в творческий союз. Сначала Сергей просто вплетал стихи Валентины в ткань своих музыковедческих статей. Со временем этого стало недостаточно. Мелодичная поэзия требовала естественного дополнения – музыки. И музыка появлялась. Сама собой. Легкая и душевная. Вдохновение настигало Сергея Пожара даже на улице. Под аккомпанемент удивленных взглядов прохожих он расчерчивал лист бумаги и записывал ноты. Так рождались произведения.

Работа над подготовкой сборника заняла два года. Не обошлось без трудностей. Программой компьютерного набора нот в Молдове владеют не многие. Специалисты, востребованные за границей, сменяли один другого. Дата издания все переносилась и переносилась. Но при содействии Конгресса русских общин РМ и лично Валерия Клименко выпустить книгу все-таки удалось.

«Кому мне счастья одолжить?» – это собрание 65 романсов и песен. Любопытно, что все они на стихи Валентины Костишар. На хорошо известные и – совершенно новые, написанные специально для сборника. В некоторых миниатюрах Сергей Пожар комбинировал строки из разных стихотворений. Органично соединять их помогала музыка.

Прекрасно оформленный нотный альбом открывается разделом «От автора». Но это не традиционное вступительное слово. Это музыкальное послание читателям – «Я дарю вам вечерний романс». Сборник включает восемь тематических разделов. К каждому подобрана оригинальная графика известного белорусского художника Вячеслава Игнатенко. Чтобы облегчить восприятие произведений исполнителям, Сергей Пожар дополнил вокальную строку инструментальными проигрышами и цифрованными аккордами.

При безусловном единстве авторского почерка сборник стилистически и образно разнообразен. Здесь встречаешь разные тональности, лады народной музыки, переменные и смешанные размеры, необычное соотношение русских и молдавских мотивов, элементы вальса и кадрили, джазовые, рэгтаймовые и даже эстрадные композиции.

Романсы и песни Сергея Пожара и Валентины Костишар предназначены для разных по тесситуре голосов, их могут петь как самодеятельные, так и профессиональные артисты. Уже не один год их исполняют Маргарета Ивануш, Маша Цонина, Ленуца Бургилэ, Владимир Митрашевский, Ольга Чухрий и другие. Гостивший в Молдове Владимир Малинин, прослушав сыгранные Сергеем Пожаром произведения, произнес: «Да, это мой формат». И с радостью принял несколько из них в подарок.

В «Кому мне счастья одолжить?» нет утомляющей агрессии популярных музыкальных направлений. Напротив, слушая романсы, отдыхаешь. Гармония душевных мелодий и несложного аккомпанемента по восстанавливающему воздействию на психику человека вполне может конкурировать с классической музыкой.

Официальная презентация сборника состоится в конце декабря в Органном зале. Следите за анонсами.

Аксиния ГАЛКИНА

«Независимая Молдова», октябрь 2004
____________

Мой костер в тумане светит

 При слове «подвижник» представляется иссушенный фанатик с помутненным взором, готовый взойти на костер или послать на костер всех остальных. Жуткая картинка! Однако реальность, к счастью, отличается от расхожих клише. И в человеке, который целиком подпадает под определение (каждый день с радостным энтузиазмом расшибает лоб о непробиваемые стены), ничего аскетического, ничего горячечного нет.

Наоборот, эдакий добрый, физически и психически здоровый молодец с голубыми глазами и румянцем на щеках, он увлекается рыбалкой и отличается завидным чувством юмора. Если вы до сих пор не узнали этого классического положительного героя, взгляните на фотографию!

Узнали наконец? Сергей Пожар – с ударением на первый слог. Что-то в этом есть культурно-историческое. Ах да, актер Пожаров чуть не стал причиной столпотворения. Когда восхищенные зрители начали скандировать имя своего кумира (с ударением на второй слог), в задних рядах не расслышали и ломанулись к выходу, решив, что загорелся театр. Артисту пришлось взять псевдоним поспокойней, похолодней: Остужев. Под этим именем он и вошел в историю искусства. Высокий градус фамилии Сергея – пожалуй, единственное, что выдает снедающий его внутренний жар. Но самовозгорания опасаться не стоит: вся эта энергия сконцентрирована не на разрушении, а на сугубом созидании. Так что ровный и теплый огонь, гудящий в недрах нашего знакомца, можно уподобить если не путеводному маяку, то скромному костру. Тому самому, что светит в тумане. Кому-то указывая путь, а кому-то согревая сердце.

Строчка из старинного романса проникла сюда не случайно. В конце минувшего декабря в Органном зале с триумфом прошло представление новой, шестой по счету книги Сергея Пожара. На этот раз он изменил своему культуртрегерскому обычаю лоббировать интересы классиков и обнародовал примерно две трети из доброй сотни собственных романсов и песен, написанных на стихи Валентины Костишар.

Тут-то и выяснилось, насколько соскучилась публика по любимому жанру. А ведь его в свое время, скорее всего, поносили с неменьшим пылом, чем нынешнюю попсу, обвиняя в поверхностности и пошлости. Просто в те далекие годы еще не были знакомы с шедеврами типа «Жениха хотела, вот и залетела». «Мой костер» и его собратья, конечно, классом повыше. И если представить себе некую иерархическую лестницу, то окажется, что романс занимает на ней первую ступень, по которой от всяких «Муси-пуси» можно подняться к серьезной музыке.

Символично, что посвящена книга родителям автора – Геннадию Леонидовичу и Нине Александровне. Именно им будущий музыковед обязан первыми эстетическими впечатлениями: ребенка водили на лучшие оперные спектакли и концерты. У мамы, Нины Александровны, до сих пор дивный голос. Кстати, и сейчас Пожары-старшие не пропускают ни одной сколько-нибудь значительной премьеры.

Что же касается текстов, Сергей – большой ценитель поэзии и давний поклонник тонких, тихо-проникновенных, я бы даже сказала, затаенных стихов Валентины. Творческий тандем столь разных соавторов сложился в годы их совместной работы в лицее имени С. Рахманинова и в Школе Петровских. Книга «Кому мне счастья одолжить?» построена как чередование тем с вариациями. Восемь тем, восемь вариаций плюс обращение от первого лица:

Я дарю вам вечерний романс

О любви и недолгой печали...

Итого 65 чудных лирических миниатюр. Пой – не хочу! А если учесть, что это первое издание романсов на русском языке за последние несколько лет...

Песни Пожара давно и прочно вошли в репертуар таких наших признанных мастеров, как Маргарета Ивануш, Иван Кваснюк, Ольга Чухрий. Охотно исполняют их Марина Подолян, Ленуца Бургилэ, Сергей Варсанов, Галина Мушурова, Всеволод Головков, Оксана Рудкина и другие артисты. Диск с его произведениями готовится записать Маргарита Будей. И очень перспективно выглядит сотрудничество Сергея с молодыми талантами Алексеем Дигоре и Машей Цониной. Просветительскую жилку он считает главной в своем организме, все остальное – дополнение. И сотни статей в газетах и журналах, и книги. Они – всего лишь материальное следствие неистребимой страсти распространять и популяризировать знания. Дело это непростое, хлопотное, дорогостоящее. К примеру, просто найти человека, который сможет набрать ноты – уже проблема. Кто уехал, кто переквалифицировался. (Книга «Кому мне счастья одолжить?» прошла через восемь пар рук, прежде чем набор был закончен).

Не год, не два – десятки лет ушли у Пожара на создание музыкальной «Эминесчианы». Тут нет оговорки: он не собирал, а создавал. Порой из ничего или почти ничего. Рылся в архивах, и небезуспешно. Оказалось, что у Коки имеется одно известное сочинение на стихи Эминеску – «Lacul», а еще три – не известны. В черновиках Лобеля Сергей нашел незаконченный фрагмент, практически набросок. И, не будучи учеником Соломона Моисеевича, то есть не зная «кухни» маэстро, завершил его. А что делать? Здравствующих же композиторов убеждал, уговаривал, едва ли не заставлял приложиться к творчеству великого поэта. В результате собралось около 350 клавиров и партитур, где философ Владимир Биткин и лирик Геннадий Чобану мирно соседствуют с классиками Нягой и Гершфельдом.

В Петербурге, опять-таки роясь в архивах, наш герой отыскал «Литургию» Гавриила Музическу. По сути, это первое известное духовное произведение, написанное у нас. Кому только не предлагал Сергей это творение! И с изумлением обнаружил, что раритет никому не нужен. В конце концов он отвез «Литургию» в Измаил, на родину композитора, в его музей. Там реликвию приняли с благодарностью и пиететом.

Вам надо уточнить что-либо, связанное с музыкальной жизнью Кишинева, Бессарабии, Советской Молдавии или независимой Молдовы? Обращайтесь прямо к Пожару. Он даст развернутый, с подробностями и экскурсами, ответ. Радуясь, что выпала такая редкая возможность: поделиться тем, что знает сам.

Чаще всего он слышит вопрос: «Слушай, зачем это тебе надо?» Да, отвыкли мы от такого нечастого сочетания – бессребреник, лишенный честолюбия. Не надо гонорара, не надо фамилии! Лишь бы дело делалось! Сейчас Сергей подготовил к печати уникальное справочно-информационное издание об отечественных композиторах и музыковедах. Всех, а не только облеченных членством в Союзе композиторов. У Томы Алистара, например, «корочек» не было и быть не могло. Труд этот многолетний у него уже готов. Осталось найти доброхотов, готовых помочь. И еще немного побиться головой о стену. А когда на последнем издыхании он приходит домой, ставит Моцарта и отдыхает от безумного мира. Дом – это то заповедное место, где он лечится музыкой, восстанавливает силы и энергию. Что было бы невозможно без замечательной фонотеки. А также разросшихся с годами фотоархива, коллекции нот и книг.

Кроме всего прочего, у Сергея в распоряжении собрание смешных и очень смешных приколов и анекдотов. Конечно, по теме. Самый простенький из них: «Кто написал Полонез Огиньского?» Любопытно, как музыкальный слух сопрягается с чувством юмора. Не только Никита Богословский, но и многие другие композиторы были знатными острословами, в коллекцию нашего героя вошли и их «бонмо».

Живет Сергей Пожар в Кишиневе на Минской. Улица на Ботанике известна своей «музыкальной историей»: на ней жили Евгений Дога, Давид Федов, Александр Муляр... Потому, наверно, именно к этому месту привязан анекдот о госте, который по ошибке вместо четвертого этажа позвонил в квартиру на первом и услышал: «Муляр живет тремя октавами выше».

Александра ЮНКО

«Вечерний Кишинев», 9 января 2005
____________

Бесценный дар общения

Талант, говорят, словно деньги: или он есть, или - нет. Это расхожее выражение к Сергею Пожару имеет самое непосредственное отношение: и талант есть, и денег, увы, нет. Что касается первого, то Сергей - человек многогранный (музыковед, педагог, журналист, музыкант-просветитель).

Вот, например, его монография «К таинствам пианизма. Уроки жизни и творчества Людмилы Ваверко» – увлекательный рассказ об известной в Молдове артистке, видной наставнице молодежи, с чьим именем связано не одно поколение пианистов, вышедших из её класса и продолжающих творческую или педагогическую деятельность в США, Германии, Израиле, России, да и у нас в республике. В молдавском музыковедении это, пожалуй, единственное исследование подобного рода и первая работа из задуманной С. Пожаром серии «Гордость музыкальной Молдовы». На очереди – монография о кларнетисте Евгении Вербецком, которая, в сущности, готова, только нет средств на ее публикацию. Такова же судьба и других работ С. Пожара. Отказ финансировать издание об истории музыкального Кишинева потенциальные спонсоры мотивируют по-разному: в одних случаях говорят, что здесь слишком много молдавских фамилий в ущерб русским, в других упрекают автора в избытке русских фамилий в ущерб молдавским; но и те, и другие объясняют свое нежелание дать деньги преобладанием... еврейских имен. Как бы то ни было, рукописи пока лежат в письменном столе автора.

Было бы справедливым особо отметить Сергея Пожара как составителя сборников хоров и романсов на стихи М. Эминеску. Мало того, что он собрал по архивам уже существующую нототеку, тaк еще и «спровоцировал» ныне здравствующих композиторов на создание новых произведений, связанных с наследием классика. Сейчас готовится очередной том этого ценнейшего собрания.

С. Пожар является автором множества журнальных и газетных статей, количество которых измеряется сотнями. Конечно же, значительная их часть – это рецензии, творческие портреты, заметки информационного характера, но есть и серьезные критические, аналитические, проблемные материалы. Музыковед выступает то в роли своего рода летописца, то знатока истории нашей культуры.

Казалось бы, при таком круге интересов его увлечение композицией – своего рода хобби, занятие на досуге ради собственного удовольствия. Ан нет, результаты труда Сергея выходят за рамки «невинного» увлечения. Речь идет о весьма серьезном творчестве, ставшем достоянием публики и оценённом ею сполна. В 2004 году вышел сборник С. Пожара с поэтическим названием «Кому мне счастья одолжить». 65 романсов и песен на стихи Валентины Костишар составили содержание этого прекрасно оформленного альбома. Яркие, задушевные мелодии, изданы без инструментального сопровождения зато с подробным обозначением гармонии, инструментальных проигрышей и подголосков, нюансировки. В живом звучании мы слышали эти сочинения у многих певцов под фортепианный аккомпанемент автора.

Новая встреча с Сергеем Пожаром, приуроченная к 25-летию его творческой деятельности, на днях прошла в переполненном Органном зале, собрав многонациональную аудиторию поклонников. Авторский вечер, символично названный «Чарует жизнь», составили романсы, знакомые нам по предыдущим встречам, но были и совсем новые вещи – прежде всего те, в которых звучали стихи Ю. Павлова, К. Шишкана, Р.0льшевского, Б. Мариана. Самых добрых слов заслуживают исполнители, представившие музыку на высоком художественном уровне. Это хорошо нам известные М. Ивануш и И. Кваснюк, О. Чухрий и С. Варсанов, ряд других видных мастеров, являющихся друзьями и героями публикаций С. Пожара. Свежесть в подчеркнуто лирическую программу внесли те номера, что обогатили жанровую природу вокального жанра своей энергией и юмором. Здесь я бы назвал прежде всего «Городскую» и «Бабье лето», в превосходной интерпретации М. Париш, песни «Бесшабашная дорога», которую представил В. Митрашевский, проникновенную миниатюру «Пожалей меня, пожалей» на стихи О. Рудягиной, с большим чувством спетую О. Чухрий.

За роялем сидел автор, успевавший не только играть и принимать поздравления, но и комментировать всё происходящее на сцене. Реакция зала была восторженной – много цветов, горячие аплодисменты. Два с половиной часа (вместо запланированных полутора) прошли незаметно, словно на едином дыхании. Все ощутили особую атмосферу искренности, тепла, идущих от сердца к сердцу.

Еврейской публике имя Сергея Пожара хорошо известно, потому что он – частый и желанный гость в «хэсэде», в библиотеке им. И. Мангера, Дневном центре и других наших организациях, где бескорыстно выступает с лекциями, проводит концерты, просветительские беседы. Тесная связь с еврейской культурой – одна из особенностей его благородной деятельности, за что ему особая благодарность. А в целом – добрые пожелания новых творческих свершений хорошему и талантливому человеку.

Зиновий СТОЛЯР, заслуженный деятель искусств РМ

Еврейское Местечко №38 (107), октябрь 2005 

http://www.dorledor.info/magazin/index.php?mag_id=120&art_id=1496&pg_no=23
____________

Поцелуем Бога отмеченный
Юбилеи

Пока живут среди нас идеалисты и романтики, за мир можно не опасаться, с ним все будет в порядке. Своей доверчивостью, чистотой и бескорыстием они словно защищают нас от всех бед и напастей. Как дежурные ангелы-хранители. Даже злые ветры нашего прагматичного времени не могут погасить в них торжествующий огонь жизни. Среди таких неисправимых мечтателей, беспокойных и неутомимых, – Сергей ПОЖАР, музыковед, журналист, педагог, композитор, недавно отметивший полукруглый Юбилей.

На любовь свое сердце настроил с юности. Так и живет с нею – к музыке, искусству, людям. Когда ни встретишь, новое большое дело завершает. Переполнен впечатлениями, заботами, радостью. На сей раз похвастал: вот-вот выйдет из печати первый его сборник детских песен на стихи русских поэтов Молдовы «Какого цвета детство?». И впрямь, какого, и которая же это по счету его книжка? Горячо поддержала и вышло так, что благословила известный композитор Злата Ткач, за несколько дней до смерти написав в предисловии к книге: «В последнее время Пожар уверенно заявил о себе в роли композитора. Его песни свежи, мелодичны, образны, легко запоминаются. Они такие же светлые, как он сам. Его добрый мир зовет и манит». Это правда, он подкупает настоящестью, Сережин мир – словно только что умытый грозовым июньским ливнем. А в конце лета появится его второй детский сборник «Есть чудеса на свете!» на стихи Бориса Мариана, Рудольфа Ольшевского, Олеси Рудягиной, Надежды Дёминой. Понравятся ли юным его песни? Сергей на этот счет не беспокоится: многие уже полюбились детворе. Исполнялись на уроках музыки, на его авторских вечерах в Органном зале, на конкурсе «Звезда Элата», репертуара то детского сегодня почти нет. То, что он делает, в цене. И ничьей поддержки, всё за свой счет. А какой у него, преподавателя музыкальной школы, счет? Энтузиазмом своим, как вирусом, заражает других, а вот найти спонсоров не удается. И тогда написанное, открытое, собранное лежит годами, ждет своего часа.

Что поразительно никогда не унывает, даже если совсем невмоготу. Балагурит, шутит, душа любой компании. Встретить с утра Сергея в длинном коридоре Дома печати – хороший знак: день получит положительный заряд.

Прекрасно знает родной язык и как гонко чувствует слово! Евгений Дога в заметках к пожаровской «Эминесчиане», к слову, уже вошедшей в золотой фонд отечественной культуры, пошутил: неформальные беседы с ним совсем небезопасны. Подхватит нечаянно оброненный оборот, обратит в каламбур, веселую байку, и пойдет она гулять по городу. Около трех тысяч забавных коротких историй о молдавских музыкантах у него собрано – не сердитых или скабрезных, а веселых и добрых.

Педагог по призванию, считает, что все беды от невежества. Проводит интересные лекции об искусстве в Рериховском обществе, в библиотеках города, в студенческой аудитории. Организует и ведет концерты, сам много играет на рояле.

Нет, не разучился он восхищаться людьми. Открывает их, как материки, и по-детски искренне тому радуется. Автор почти полутора тысяч рецензий и статей о музыке, оперных солистах, исполнителях инструменталистах, опубликованных на страницах нашей печати. Одержим идеей сохранения и спасения музыкального наследия края. И у него это хорошо получается. Настоящий летописец культурных событий.

Уникальное это явление в нашем искусстве – Сергей Пожар. Диву даешься его разносторонности, жизнелюбию, неиссякаемым запасам энергии. Упрямо и настойчиво работает, уверенный – тратить время попусту преступно. На алтарь духа кладет он силы. Его своеобразный цветной и теплый мир сияет светом и лучится добротой.

Нелли ТОРНЯ

«Молдова», № 6/7, 2006

Читать дальше

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments