dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

«Письмо в небо»

Дмитрий Киценко



В 1999 году в Киеве трагически погибла китайская художница Мао Мао.
Она родилась в 1964 году в Китае. С трех лет обучалась каллиграфии.
Автор 24 поэтических сборников на китайском, английском и украинском языках.

Мао Мао — представитель китайской школы живописи «Го Хуа», последователь великого мастера Ци Байши. Работала в жанрах живописи, каллиграфии.
В 1990-тые годы жила и работала в Европе, Украине, России, Америке.
Была знаковой личностью в постсоветском арт-пространстве 1990-х годов. Ее приглашали к сотрудничеству художники, ставшие ныне известными именами, такие как Савадов и Сенченко, Клименко, др. Приглашали как каллиграфа-виртуоза для создания совместных работ и участия в совместных выставках. Жизнь и работа в новой среде привели Мао Мао к созданию нового стиля, в котором соединились мастерство и мироощущение китайского художника с новым взглядом авангарда.   
С 1991 по 1999 жила в Киеве, преподавала китайский язык в Университете и каллиграфию в Художественной академии.


Мао Мао родилась в необычной даже для Китая семьи потомственных каллиграфов, где с детства учат «чистоте в сердце, тишины в душе и сосредоточенности в голове».

Чтобы стать прозрачным для Неба, в этой семье из поколения в поколение не принимали у себя ничего, что засоряет душу: ни алкоголя, ни табака, ни даже кофе или чая. Только чистую воду. И с рождения учили детей делать руку послушной дыханию, а дыхание — сердцу. Для этого Мао Мао обвязывали подушками, давали в руку лисий кисточку, воду, тушь и бумагу и учили молчанию.

Тогда она еще называлась Су Цун. Это имя было предусмотрено для нее в древней родовой книге. Су Цун — умная и быстрая. Когда она родилась, отца за древнее искусство отправили на перевоспитание в лагеря — перекапывать землю. И она увидела его только через три года. Умная — быстро выучила первые три тысячи иероглифов, необходимые для средней школы, затем еще восемь тысяч в Пекинском университете, играючи выучила русский. А закончив университетский курс каллиграфии, Су Цун получила от своего учителя новое имя — Мао Мао, что означает «вечный ребенок». (Газета «День» за 6 марта 1998 г.)

В 1991 году в Киеве на Майдане Нэзалэжности Мао Мао попался на глаза флажок сине-жёлтой раскраски. Ей тогда объяснили, что вот таким скоро станет государственный флаг независимой Украины.

Будучи знакомой с законами геральдики, китаянка пришла в ужас: «В таком виде, как сейчас, ваш флаг принесёт только несчастье, хаос, упадок. «Великое отойдёт, а малое придёт», — такой афоризм соответствует триграмме из древнекитайской «Книги перемен», если рассчитать по ней ваш сине-жёлтый символ», — с горечью констатирует Мао Мао...

Флаг как государственный символ воздействует на психику людей, потому что от него исходят вибрации энергии. Эта энергия влияет на человека, на его мышление, на образ жизни. Древние китайцы говорили, что «любая вещь имеет мысль». Когда я впервые увидела ваш флаг, то даже испугалась. Я ведь все триграммы знаю с детства наизусть, китайцы «Книгу перемен» учат как букварь». (Газета «Киевские ведомости» за 18 июля 1998 г.)

Но если перевернуть флаг, то получится знак «Тай» с прямо противоположным значением: «Расцвет. Малое отходит, большое приходит. Счастье, развитие». С тех пор Мао Мао, «вечный ребенок», пыталась доказать, что все в Украине будет хорошо, стоит только перевернуть флаг. «Ваша страна размещена очень удачно, между Востоком и Западом. Наша древняя наука «Фэн-Шуй» говорит, что здесь очень хорошо жить людям. Правильно размещены море, реки, лучшая в Европе земля. И в людях должна быть гармония. Но флаг — неправильный». На ее взгляд, это очень важно — неправильный символ определяет уродливость бытия.

Однажды на выставке в Доме ученых, куда пришел тогдашний президент Украины Леонид Кравчук, Мао Мао, проигнорировав его охранников и свиту, очень темпераментно и требовательно стала доказывать, что «флаг неправильный»  и под таким флагом, как сейчас, Украина обречена на деградацию. Художница очень серьезно утверждала: «Символика украинского флага — небо-мужчина наверху, земля-женщина снизу — по китайским понятиям неестественно, ведь женщина слабая и не может удержать мужчину — соответствует одной из самых плохих шестиграмм "Книги перемен" — "Пи", которая вещает предательство и упадок. Переверните флаг, — настойчиво объясняла китаянка, — создайте знак "Тай" (желтое сверху, синее внизу). В книге "И-Цзин" он расшифровывается чудесной оптимистической фразой "Расцвет. Малое отходит. Большое приходит. Счастье. Развитие". У вас такая богатая и чудесная страна, но под таким флагом у нее нет перспектив!"

Кравчук дипломатично отшутился: что полезно, мол, для китайца, то для украинца — смерть, и наоборот, мол, «Книга перемен» — это не украинская книга и к нашему флагу никакого отношения не имеет.

... В 1999 году, вернувшись из отпусков, киевская богема была потрясена известием о трагической гибели Мао Мао под колесами автомобиля. Большинству ее имя стало известно после первого артфестиваля. На втором она была признана "Художником года". По словам Виктора Хаматова, Мао была для него удивительным явлением: "В ней была неумная жажда ничего не пропустить, участвовать во всем, и с полной отдачей. Она первая из женщин приняла участие в футбольном матче артфестиваля, и это сразу преобразило игру: жесткий, мужской вид спорта превратился в художественную акцию. В ее поступках не было рационального. Мао Мао жила духовными потребностями, как бы руководствуясь пословицей: "Довольствуйся малым и будешь счастлив". С ее смертью у всех, кто ее знал, не стало одной светлой краски в жизни".


Китайская художница Мао-Мао и фотограф Николай Трох / Foto by V.M.    
                                                   

Может быть, последними киевскими друзьями, с кем общалась Мао, были художник Антон Лобанов и его жена Лена. Еще 16 августа они гуляли по городу, веселились, секретничали (18-го Мао попала в то самое ДТП). Тогда Мао ужасно радовалась, что истек срок ее десятилетнего контракта, и теперь она, наконец, имеет право выйти замуж и рожать детей. Она их обожала. "У нее дома, — говорит Лена Лобанова, — на стене висела доска с фотографиями детей ее друзей. Всех их она называла своими: "Вот мой сын, моя дочка..."

Удивительные иероглифы Мао (недаром она была потомственным каллиграфом) украшали стены друзей и платья изысканных дам. Мао писала добрые пожелания и обещала, что они непременно сбудутся. Узнав об этом, одна известная киевская актриса "загорелась" : "Мао, напишите, чтобы у меня всегда был полный холодильник!" Мао потупилась: "Извините, но таких пожеланий я не пишу..."

Последняя акция, в которой принимала участие Мао — "Письмо в небо". Она расписала огромные полотнища, одевшие водонапорную башню в Центральном парке. На вопрос журналиста, что означают эти иероглифы, Мао сказала, что у каждого свое письмо в небо. И умчалась на малиновых роликах.

Картины Мао Мао можно посмотреть по ссылке: http://paintfoto.gallery.ru/                                                                
 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments