dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Categories:

Cергей Пожар. Страницы истории – Бессарабская опера – Кишиневский театр

Яркий луч бессарабской оперы

В начале XX века она по праву считалась одной из звезд европейской оперы, заставив весь мир говорить о бессарабской певческой школе. Ее красота и обаяние восхищали, голос завораживал. К ней не прилипали никакие шаблоны и модные веяния в трактовке образов. Да и само имя обязывало – Евгения Лучезарская!

Она родилась 27 ноября 1881 года в придунайском городке Килия Измаильского уезда в семье нотариуса. Переехав с родителями в Кишинев, являвшимся тогда одним из крупнейших культурных и торговых центров России, пятым по величине в империи, Женя занимается одновременно в женской гимназии княгини Н. Дадиани (1891-1901) и в частной музыкальной школе В. Гутора. Ее преподавателем был выпускник Петербургской консерватории В. Анненков, который вскоре включил ее в свои сольные и классные вечера. Отличные природные данные начинающей певицы отметили гастролировавшие 16 и 17 октября 1901 года в Кишиневе виолончелист А. Вержбилович и пианист бессарабского происхождения А. Зилоти. Посетив школу В. Гутора и познакомившись с ее творческим потенциалом, они особо оценили квартет из оперы «Риголетто» Дж. Верди в интерпретации будущих известных артистов Е. Луч, О. Тимофеевой, И. Мадана и А. Фрунзе. Эта сцена настолько понравилась гостям, что Зилоти сам сел за рояль и попросил повторить ее, с воодушевлением аккомпанируя ансамблю. Отметим также участие Е. Луч в благотворительной акции в пользу фонда на сооружение памятника М. Глинке, данной воспитанниками школы.

В 1902-1906 гг. девушка из бессарабской глубинки обучается вокалу в Петербургской консерватории у профессора Н. Ирецкой. Вскоре состоялся ее дебют в оперном театре Народного дома императора Николая II в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Чуть позже она, взявшая уже сценический псевдоним Лучезарская, появляется в коронной для себя роли Кармен. Ее не раз упрекали за изящность характера героини, от которой исходил не демонизм, но особый шарм. Сама же артистка считала, что иначе Кармен не пользовалась бы таким успехом у мужчин. Одновременно она не без успеха выступает в Петербургском театре оперетты, записывает на граммофонные пластинки произведения В. Ребикова, с которым познакомилась еще в Кишиневе. А 1 сентября 1912 года становится солисткой Большого театра, где сотрудничает почти со всеми звездами русской оперы.

Ее имя не сходило с афиш, магически зазывая публику. Пела она почти весь репертуар высокого меццо-сопрано, хотя доверяли ей иногда и партии драматического сопрано. Особенно хороша была в партиях из русских опер: Ольга в «Евгении Онегине», Полина и Миловзор в «Пиковой даме» П. Чайковского, княгиня в «Русалке» А. Даргомыжского, Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина, Марфа в «Хованщине» М. Мусоргского. Дабы постичь сложную вагнеровскую стилистику, она специально едет в Германию, слушает тетралогию «Кольцо Нибелунга» в знаменитом Байрейтском театре, готовит роль Брунгильды с труппой Королевской оперы. В противовес общепринятой трактовке, отличающейся дикой воинственностью, в ее исполнении преобладала мягкая, почти меланхолическая нежность.

Более полутора десятилетий Лучезарская являлась одной из прим столичных сцен. Статус истинно русской актрисы с отличной вокальной школой и самобытным взглядом на традиционные интерпретации она поддерживала позднее и в Одессе, и в неаполитанском театре «Сан-Карло», куда в 1917 году была приглашена на несколько сезонов. Во время премьерного исполнения партии Азучены на родине автора оперы восхищенные итальянцы выпустили в зал стаю белых голубей. Так здесь приветствовали только мировых звезд.

Октябрьская революция и гражданская война не позволили певице, находящейся на пике карьеры, вернуться в Россию. Пару сезонов она поет в «Бессарабской опере», успев выступить до ее распада в ряде ярких постановок. Затем перешла в труппу Е. Массини, тоже не выдержавшей финансовых трудностей. Оба коллектива включали немало ярких личностей, собравшихся в междуречье Прута и Днестра со всей бушующей огнем России. Однако явная провинциализация края, устроенная властями королевской Румынии, содействовала постепенному их оттоку. Культурный подъем сменился спадом, безработицей, отсутствием перспективы. Не желая прозябать в нищете и безвестности, Евгения Владимировна ищет новые подмостки. Поначалу она на первых ролях в Клужской, потом – в Бухарестской операх. А в непростой предвоенный период становится солисткой капеллы Общества румынских певцов. Покинув театральную сцену, не забывала концертную, регулярно появлялась там с камерными программами. Уделяла внимание и педагогике.

О последних годах жизни артистки достоверных сведений не имеется. По одним данным, она вернулась после Второй мировой войны в разрушенный Кишинев, возглавив вокальную кафедру в консерватории, начавшей функционировать сразу по освобождении города. Другие данные говорят, будто она осталась в Бухаресте, где и скончалась в безвестности. Дата смерти и место захоронения певицы вообще неизвестны.

Долг потомков – не только восполнить пробелы в биографии оперной звезды, чей яркий свет не рассеялся в тумане времени, но и определить ее истинно высокое место в истории отечественной культуры.

Сергей Пожар, музыковед

Rev. Moldova, nr. 6, 2008, P. 34-35.

http://chisinaul.blogspot.ca/2012/02/personalitati-eugenia-lucezarski.html
____________

Страницы истории

Сергей ПОЖАР

Родился 22 апреля 1961 г. Выпускник музыкального училища им. Шт. Няги, Молдавской государственной консерватории им. Г. Музическу (кафедра теории музыки и композиции), Университета марксизма-ленинизма (факультет этики и эстетики). Докторант Института культурного наследия Академии наук РМ. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано Школы искусств им. В. Полякова. Автор монографической серии «Гордость музыкальной Молдовы», нотных альбомов, книг «История музыкального Кишинева», «Лучафэра таинственный полет», «Плоды одного древа» (совместно с К. Шишканом) и др. Опубликовал свыше 1500 газетных и 150 журнальных материалов, научных и энциклопедических статей. Член Союза композиторов и музыковедов, Союза музыкальных деятелей, Союза журналистов, Союза театральных деятелей.

Самая лучшая эпоха Кишиневского театра…

Когда называешь фамилию «Гагарин», невольно вспоминаешь первого космонавта планеты Земля. Истории же известен еще один первопроходец – уже в театральной сфере, сделавший немало, в частности, для бессарабского искусства. Именно с него начинается Кишиневский театр.

Павел Иванович Гагарин – меценат, антрепренер… Принадлежит к старинной династии дворян, подарившей русской истории и культуре ряд видных фигур. На свет появился в родовом поместье, расположенном в деревеньке Сасово Тамбовской губернии. Его современник Э. С. Андреевский в своих записках фиксирует: «Отец кн. Александра, Дмитрия и Павла Гагариных был очень богатый человек, но промотал свое состояние с знаменитой актрисой Семеновою...». Именно от мачехи Екатерины Семеновны Семеновой (1786–1849), блиставшей в первой четверти века на петербургской сцене, унаследовал безграничную любовь к театру юный Павел. Подробные и точные данные его биографии не сохранились. Известно только, что в детстве он занимался музыкой и языками и по окончании Пажеского корпуса успешно учился в Московском университете. Затем уехал в Америку и провел четыре года в Филадельфии. Любознательность и страсть к искусству сохранил до конца своих дней.

«Я помню, когда семейство Гагариных переехало на юг.., – пишет Э. С. Андреевский, – Александр поступил к графу Воронцову адъютантом и перетянул в Одессу своих братьев Дмитрия и Павла... Павел прибыл в Одессу со своими актерами и оркестром из крепостных людей и устроил здесь разные увеселительные для публики заведения, между прочим и театр, который слыл у иностранцев «il teatrino Gagarini».

Среди провинциальных трупп гагаринская являлась одной из наиболее передовых и стабильных. В числе немногих других она дает начало славной истории Одесского театра. Первое свидетельство о ней мы находим в «Одесском вестнике» за 8 апреля 1839 г., где упоминается княжеский оркестр крепостных, участвующий в концерте солистов итальянской оперы в Одессе. П. Гагарин основал специальную драматическую школу из 24 питомцев (поровну обоего пола). В ней преподавались драматическое искусство, танцы, музыка, французский язык и другие дисциплины, давались учебные спектакли, которые ставили опытные мастера. Готовясь к открытию собственного театра, здание которого строил князь, он вызвал из Москвы молодых актеров – недавних выпускников тамошней театральной школы. Публичные представления начались осенью 1845 г., привлекая значительное число посетителей.

Актер А. А. Алексеев, одно время игравший здесь, ставит в пример гагаринскую антрепризу всем последующим чисто коммерческим предприятиям. В мемуарах он вспоминает о своем хозяине: «Дела его были очень недурны, артистам жалование выплачивал не скупо, впрочем и антрепренерствовал-то он не из-за барышей, а просто из любви к искусству. В старое время таких меценатов было много. Баре не гнушались инициативой театрального дела, и провинциальная сцена тогда выглядела как-то благороднее, порядочнее, опрятнее». По его словам, князь недовольствовался одной Одессой и периодически приезжал в Кишинев.

В Южной Пальмире в ту пору действовала еще одна передовая труппа, прибывшая в 1843 г. из Киева и возглавляемая И.Л. Мочаловым. Поскольку их параллельное существование стало нерентабельным, в январе 1848 г. они по обоюдному согласию слились в одну, ставшую крупнейшей на юге России. Объединились не только артисты, режиссеры, но и «все лучшие сюжеты обеих трупп». Однако после трагической гибели И. Л. Мочалова, дав всего шесть водевилей, П.И. Гагарин перевозит коллектив в Кишинев. Вместе с ним переезжает драматическая школа, подпитывающая его молодыми кадрами. Именно с того времени, по заявлению учителя Первой мужской гимназии И. Танского, театр «сделался необходимостью, вызвав уместного населения не только любовь, но и страсть к театру». Пребывание здесь новой труппы он называет «самою лучшею эпохой кишиневского театра».

Столица Бессарабии середины ХIХ в. не располагала собственным стационарным театром. Мало приспособленные для лицедейства подмостки осаждали странствующие польские и малороссийские антрепризы, задерживающиеся совсем ненадолго. Гагаринская же труппа продержалась с 1845 по 1849 г. – значительно дольше других. Она располагалась в известном доме помещика Т. Крупенского на углу улиц Архиерейской и Каушанской (ныне Пушкина и Колумны), где прежде не раз гостил и великий русский поэт. П. Гагарин пользовался поддержкой местного чиновничества, лично дружил с губернатором Федотовым, но финансировал смелый проект исключительно сам, если не считать сравнительно небольшой платы за входные билеты.

В театре П. Гагарина работали многие известные русские артисты того времени: К. Полтавцев, Н. Иванова, П. Микульский, М. Максимов и др. Основу репертуара составляли преимущественно водевили – небольшие комедии на анекдотической завязке, перемежаемые вставными музыкальными номерами куплетного склада. Таков фантастический водевиль «Волшебный нос, или Талисман и финики», созданный еще в середине 20-х гг. А. Писаревым и восторженно принимаемый новым поколением театралов. Назовем также пьесы «Новички в любви» и «Его превосходительство, или Средство нравиться» Н. Коровкина, «Федор Григорьевич Волков, или День рождения русского театра» А. Шаховского, «Параша Сибирячка» Н. Полевого. Успехом пользовались переводные водевили, переделанные на русские нравы, с мелодраматическими эффектами и нечаянной радостью под занавес. Как отмечает театровед И. Рожковская в монографии «Театральная жизнь Кишинева XIX – начала ХХ в.», многие из перелицованных водевилей «номинально еще числятся переводными, но по русскому колориту, живому сочному разговорному языку ничего общего не имеют с иностранными первоисточниками. Это были самые любимые зрителями и наиболее репертуарные водевили гагаринского театра…».

Таким образом, именно с гагаринской труппой связан расцвет русского водевиля в Кишиневе. С ее отъездом интерес к жанру значительно снижается. Ставилась здесь, правда, куда менее качественно и мировая классика: «Коварство и любовь» и «Разбойники» Ф. Шиллера, «Гамлет» В. Шекспира. Особенно интересно, что коллектив, имеющий в своем распоряжении голосистых артистов, впервые познакомил местных меломанов с русскими операми (в частности, «Громобой» и «Аскольдова могила», принадлежавшими перу А. Верстовского).

Гражданской женой П.Гагарина являлась примадонна одесской итальянской оперы Вервициотти. В их дружной семье в октябре 1847 г. родился сын – впоследствии выдающийся драматический актер и режиссер Малого театра Александр Ленский. Долгое время он носит фамилию матери, а выступает под звучным псевдонимом.

Первая стационарная русская драматическая труппа продержалась в южном губернском центре до 1849 г., пока ее расточительный хозяин совсем не разорился. На вопрос, почему это произошло, подробно отвечает Н. Рожковская. «Театральное начинание в городе поначалу привлекало "всю" театральную публику, потом же прелесть новизны проходила, часть публики отсеивалась, оставался небольшой кружок постоянных посетителей театральных представлений, у итальянской оперы – свой, свой – у драмы и свой – у водевиля. Главное же в том, что ни одна из этих групп не была достаточно многочисленной, чтобы оказать влияние на ход театрального дела, а тем более поддержать театр материально».

Ближайшие родственники были безжалостны к одержимому идеей князю, пустившему на ветер все свое некогда солидное состояние. Они добиваются опеки над ним. Павел Иванович с женой и малолетним сыном, уже практически нищий, переезжает в родную деревню Сасово на Тамбовщине.

Щедрый меценат и толковый организатор театрального дела, П. Гагарин скончался в Москве в 1853 г. Его в будущем знаменитый сын А. Ленский вырос в семье актера гагаринской труппы К. Н. Полтавцева, перешедшего после ее распада на престижную сцену столичного Малого театра.

© «Наше поколение», № 9 (19), сентябрь 2009. С. 6-8.

Читать дальше

Tags: Бессарабская опера, Кишинев, Кишиневский театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments