dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Соломон Моисеевич Лобель. 106 лет со дня рождения





Сегодня  исполняется 106 лет со дня рождения Соломона Моисеевича Лобеля — молдавского советского композитора и педагога, заслуженного деятеля искусств Молдавии.

Соломон Мойсеевич Лобель родился 27 января 1910 года в румынском городе Яссы, в семье служащих. Мальчику было семь лет, когда на одном из фронтов первой мировой войны был убит его отец. Заботы о детях — а их было четверо — легли на плечи матери. Плата за ее службу в частной конторе вместе с небольшим государственным пособием за погибшего мужа могла обеспечить семье лишь весьма скромное существование. Тем не менее она приложила все усилия, чтобы дать детям образование. Лобель учился в начальной школе и гимназии, а затем поступил на юридический факультет Ясского университета.

Одновременно он занимался музыкой: сначала дома, а с 15 лет — в консерватории, где его преподавателями были И. Сибиану и А. Бурада по фортепиано и Константин Джорджеску по теоретическим дисциплинам. Но основное место в жизни Лобеля занимали тогда не университет и не музыка.


...Сложностью и остротой противоречий отличалась общественная жизнь королевской Румынии тех лет. Непрекращающийся экономический кризис, насильственная «румынизация» оккупированных в 1918 году территорий, воинственность создававшихся при поддержке правительства фашистских организаций и открытый террор против коммунистов — все это обусловливало неослабевающий накал революционной и политической борьбы.

Захваченный волной революционного движения, Лобель рано сумел разобраться в его движущих силах, классовой сущности. Симпатии юноши были полностью на стороне загнанной в подполье Коммунистической партии. Он предоставляет свою квартиру для конспиративной почты и хранения нелегальных материалов, а вскоре переходит к более активной политической деятельности. В 17 лет он вступает в комсомольскую ячейку рабочих железнодорожных мастерских, в 19 — становится членом Компартии Румынии.

Лобель составляет листовки, воззвания, обращенные к населению Ясс, редактирует и печатает иа ротаторе местную подпольную газету. Избранный в Областной комитет Компартии Молдовы, он возглавляет его технический аппарат: ведает подпольной типографией, хранением конспиративных материалов, связями с другими населенными пунктами и центром — Бухарестской партийной организацией.

Совмещать учебу в консерватории и университете с активной подпольной работой Лобелю удавалось вплоть до 1931 года, пока полиция не узнала о его нелегальной деятельности. Скрываясь от преследований, он по решению партийной организации переезжает в Бухарест. На семь лет прерываются занятия музыкой: Лобель становится профессиональным революционером. Он руководит центральным техническим аппаратом партии, выполняет ряд ответственных поручений Центрального Комитета. В 1934–1935 годах он принимает участие в организации дерзкого побега из тюрьмы в Крайове руководителей крупной забастовки железнодорожников, обеспечивает участникам побега выезд за пределы страны.

В 1937 году Лобель был арестован. Его задержали на явочной квартире у одного из сотрудников типографии, у которого полиция нашла перед этим листовки и незаполненные матрицы. И хотя, кроме самого факта прихода на эту квартиру и давних подозрений полиция не имела прямых улик, его держат в течение трех недель в сигуранце (политическая полиция в старой Румынии — Д. К.), а затем переводят в военно-политическую тюрьму «Жилава», одно название которой вызывало в то время ужас. Сила убеждения и стойкость духа молодого коммуниста были настолько высоки, что ни еженощные допросы, ни зверские побои не смогли вырвать у него каких-либо показаний на товарищей. И спустя пять месяцев «за неимением улик» Лобеля были вынуждены освободить.

Между тем политическая обстановка в стране становилась все более напряженной. С помощью армии король Кароль II установил самодержавный режим, распустил все партии и демократические организации, узаконил неограниченный произвол сигуранцы. В условиях нарастающего террора Центральный Комитет принимает решение о необходимости для каждого ответственного члена партии найти себе какую-то официальную работу, легальное положение, маскирующее его подпольную деятельность. И Лобель, решив продолжить занятия музыкой, поступил в Бухарестскую музыкальную академию.

Здесь он учится по классу фортепиано у Флорики Музическу (дочери Гавриила Музическу) и одновременно интенсивно занимается композицией под руководством профессора Михаила Жоры. У него же он проходит и контрапункт.

Окончил Бухарестскую музыкальную академию как теоретик, композиторского образования он завершить не успел. 16 июня 1940 года состоялся концерт класса композиции профессора М. Жоры, в программе которого стояло несколько сочинений Лобеля (скрипичные «Вариации», три романса, Рондо и Каприччио для фортепиано), а на следующий день его вновь арестовывают и определяют в пограничный штрафной батальон.

Здесь он узнал об освобождении Бессарабии. С этим знаменательным событием связаны последние страниць подпольной деятельности Лобеля. Многие солдаты из его части были родом из Бессарабии. Румынские офицеры запугивали их, убеждали не возвращаться на родину, Лобель, как коммунист, считал своим долгом разоблачать эту пропаганду. Кое-какие сведения о его агитации среда бессарабцев просочились в офицерские круги. Началось расследование, но ему удалось скрыться от охраны. Некоторое время он находился на нелегальном положении, а в ноябре того же 1940 года с помощью друзей по партии перебрался в Советский Союз.

Получение советского гражданства ознаменовало начало нового этапа в жизни и творчестве Лобеля. Впервые за много лет он почувствовал себя в физической безопасности, вне преследования полицией, постоянной угрозы ареста. И вполне естественно, что ощущение личной свободы, ясности перспективы порождало восторженные надежды, большие творческие планы. Прежде всего Лобель стремится завершить композиторское образование. Он поступает в только что открывшуюся Молдавскую государственную консерваторию в класс Штефана Няги. Окончить консерваторию, однако, ему не удалось.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Как и многие деятели искусства, Лобель с самого начала войны был призван в ряды Красной Армии. Первые полтора года он служил в различных воинских частях, а в начале 1943 года его перевели в большой ансамбль красноармейской самодеятельности ГУАС (Государственного управления авиационным строительством). Наряду с концертами для воинов Советской Армии, этот коллектив часто выступал в различных городах Советского Союза: Ростове, Астрахани, Саратове и др. Лобель становится музыкальным руководителем ансамбля. Он дирижирует хором, насчитывавшим 120 человек, в репертуаре которого наряду с народными и массовыми песнями были и хоры Брамса, Вагнера, Танеева, народным и духовым оркестрами, выступает в качестве пианиста в камерных концертах. Нередко ему удавалось записывать по слуху с первого исполнения по радио новые песни советских композиторов и затем, аранжировав их, в тот же день разучивать с хором. Так были оперативно «озвучены» многие песни В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, В. Г. Захарова.

Демобилизовался Лобель спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, в начале 1946 года. 36-летним человеком, имевшим за плечами немалый и нелегкий жизненный опыт, возвратился он в Кишинев. И первой его мыслью было возобновление столько раз уже прерываемой учебы в консерватории. Сразу после приезда явился он к заведующему кафедрой теории и композиции Л. С. Гурову и после небольшого вступительного испытания был зачислен на старший тогда в консерватории второй курс.

В класс композиции Л. С. Гурова он пришел, yже имея практический опыт, владея многими приемами профессионального письма. В годы учебы в консерватории Лобель работал упорно и целеустремленно. В классе полифонии Н. С. Пономаренко он осваивает мало знакомый ему до тех пор строгий стиль (искусство контрапункта XV—XVI столетий) и в то же время пишет фуги в современном стиле. Некоторые из них — на молдавской тематике. В числе его сочинений тех лет — песни и романсы, множество фортепианных произведений (среди них Первая соната, два Скерцо (одно — для симфонического оркестра, другое — для струнного квартета) и, наконец, дипломная работа композитора — его Первая симфония.

В 1947 году Лобель был принят в Союз композиторов Молдавии, а год спустя, еще студентом вуза, был приглашен на работу в консерваторию ассистентом Н. С. Пономаренко по классу специальной гармонии. С тех пор совмещал композиторское творчество с педагогической деятельностью: вел классы сочинения, анализа музыкальных произведений, гармонии, полифонии на кафедре теории и композиции, являлся научным руководителем многих дипломантов-музыковедов.

... Погиб вместе с женой во время пожара в ночь с 1 на 2 апреля 1981 в Кишинёве.

Источник: Е. С. Клетинич. Соломон Лобель. С нотами. М.: Советский композитор, 1973.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments