dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Сергей Пожар. Пиршество звуков

Пиршество звуков

Вы слышали что-либо о пекторале? Об этом шикарном украшении древних женщин, облегающем грудь и плечи? Самое ценное из них, представляющее собой тройное колье из золота высшей пробы, весит более двух килограммов и обнаружено на территории Киева.

А знаете ли, что «musical feast» – английское выражение, означающее «музыкальное пиршество»? Ныне оно на слуху и в Кишиневе.

В чем связь между данными понятиями? Никогда не догадаетесь, потому что «Пектораль» и «Musical feast» – это самобытные камерные хоры.

Они мало похожи на своих собратьев. Оба молоды как по времени существования, так и по возрасту артистов. Оба – лауреаты международных конкурсов, участники крупных музыкальных форумов Их гастроли пролегают через разные утолки Европы. Зато пересекаются в столицах Украины и Молдовы, где они гостят друг у друга, совершая блистательные концертные турне по округе.

Один из первопроходцев ансамблевого джазового пения, кишиневский «Musical feast» покорил Киев еще в 1994 году в «Осеннем джазовом марафоне». Потому-то в 2000-м и был приглашен сюда вновь – на 10-летний юбилей фестиваля. Жили хористы в семьях из «Пекторали», выступали в лучших залах красавца-города. Руководитель хора Евгения Енаки, чьи ученики по консерватории составили его костяк, с благодарностью вспоминает пылкую и одновременно чуткую тамошнюю публику. Сердца ее бились чуть ли не в такт с прихотливыми ритмами негритянских спиричуэлс и зажигательных молдавских мелодий, советских «старых песен о главном» и немеркнущих с годами тем Оскара Питерсона и Гленна Миллера. Львиную долю обработок столь оригинального репертуара коллектива «енакомыслящих» выполнила доктор искусствоведения Татьяна Березовикова – участница инструментальной «группы поддержки» .

Эти коллективы давно и тесно дружат, обмениваются нотами и репертуаром, вместе выступают, На ближайшее время запланированы обменные гастроли – соответственно по Молдове и Украине.

Спустя два года, когда на весенних мэрцишоровских афишах появился малоизвестная здесь «Пектораль», невольно подумалось – не затерялась бы она среди гигантов-сородичей. Ведь по соседству свое искусство демонстрировали прославленные академические «Дойна» и Воронежский русский народный хор, капеллы «Молдова», «Кредо» и «Ренессанс», представляющие соответственно Телерадиокомпанию, Министерство внутренних дел и Университет искусств страны садов и виноградников. Тот же «Musical feast», имеющий свою преданную аудиторию, выступал рядом, не говоря уже о представителях многих других жанров музыки.

Опасения оказались напрасными. Ребята и девушки из Киевского городского Дома учителя и концертов дали больше всех, и слушателей собрали немало, и программы представили такой сложности и слаженности, что видавшие виды профессора только развели руками: класс есть класс.

Невольно вспомнился рассказ киевлян о посадке в Норвегию. Снисходительное любопытство публики вскоре сменилось там ажиотажем и новыми незапланированными выходами на сцену. Тысячи экземпляров собственных компакт-дисков, прихваченных на всякий случай, хватило далеко не всем желающим его приобрести.

В Молдове, увы, с ее поголовной нищетой, у них вряд ли бы что-нибудь купили. Зато с первого же вечера залы буквально ломились от народа (благо, вход почти везде сделали бесплатным) и сотрясались от аплодисментов. Так принимали «Пектораль» в Сороках, Тирасполе, Бендерах и дважды в Кишиневе.

14 красивейших голосов, включая тенор молодого энергичного руководителя Андрея Карпинца, то полифонически разбивались на группы, то сливались в единый многокрасочный ансамбль, то просто чутко аккомпанировали возникшему словно ниоткуда соло неподражаемой глубины. Что исполняли? Западно-европейскую классику от аскетичного XVI до пестрого XX века. Редкие высокохудожественные образцы украинской и русской духовной культуры. А под венец, сменив строгие костюмы на пестрые народные, непременно запускали хит-парад украинского фольклора. Шуточные «Ой, дуб, дуб», «Соседка», «Дрымба», лирические «Цвіте терен», «Чарівна скрипка» и другие никого не оставили равнодушными.

Большой вечер в Органном зале «Пектораль» провела сама, остальные – вместе с «Musical feast» и киевским ансамблем ударных инструментов «Ars nova». Какое разнообразие стилей, жанров, средств выразительности возникало тогда! Как слаженно и непринужденно импровизировали «енакомыслящие», заражая остальных азартом джаза и свинга! Настоящее пиршество звуков!

А еще сборные концерты превращались в спектакли, в которых каждое произведение было театрализировано и воспринималось, словно законченная сценка. Раскованность коллективов всегда естественно дополнена хорошо продуманными движениями, жестами, мимикой. Потому-то и дирижеров в привычном понимании тут нет – они тоже артисты.

Что запомнилось еще? Совместное пение спиричуэлс и колумбийской «Prende la vera». Концерт в Сорокской крепости, стихийно родившийся из желания опробовать акустические возможности древних стен. Не роскошные, по очень теплые приемы в честь гостей и хозяев, которые в «ответном слове» дружно затягивали здравицы и застольные.

Сергей ПОЖАР, музыковед

«Независимая Молдова», 19 апреля 2002
____________

«Кредо» хвалил Господа, болгары хвалили «Кредо»

Когда «Кредо» в сжатые сроки собирался в Софию но международный фестиваль духовного искусства, многие размышляли о целесообразности данной поездки. Ведь накануне у него одно за другим прошло множество ответственных, непохожих друг на друга выступлений. На афишах хора, созданного по инициативе МВД РМ, как всегда значились военно-патриотические, фольклорные, джазовые и классические произведения. Звучали они то в филармонии, то в посольствах разных стран, то перед курсантами Полицейской академии или личным составом министерства.

Чего стоят, к примеру, памятные вечера в Национальном драмтеатре и Органном зале с малоизвестной западно-европейской музыкой XVI1I-X1X вв., в том числе со сложнейшей Мессой Р. Шумана! Или проникновенное исполнение изысканного Реквиема Г. Форе с французским режиссером Пьером Мигаром!

Мыслимо ли при подобной нагрузке достойно подойти к важному для себя форуму в болгарской столице? Сомневавшихся в том нашлось действительно немало, только не среди самих участников «Кредо». За семь лет существования они привыкли к каждодневному творческому труду, к насыщенной концертной жизни. Под руководством многоопытного хормейстера, мастера искусств Валентины Болдурат выигрывали подряд пять престижных конкурсов в Германии, Польше, Австрии и Бельгии.

Жюри порой удивлялось: как это артисты из маленькой православной республики, не имеющей давних народно-хоровых традиций, так здорово справляются с католическим многоголосьем? Что будет, ежели всерьез возьмутся за свою культуру? Они же ее исподволь штудировали, расширяя и постоянно обкатывая новый репертуар дома. Ждали лишь случая, чтобы во всем блеске продемонстрировать накопившееся мастерство.

И случай такой недавно представился. На V Международном фестивале православной музыки «Хвалите Господа» молдавские артисты предстали поистине триумфаторами. Среди 15 коллективов из России, Греции, Украины и других стран они выделялись ансамблевой слаженностью, точностью интонации, выверенностью нюансов и красотой тембров. Неслучайно глава оргкомитета, профессор Валентин Бобевский сказал, что давно не слышал такого качественного и чуткого прочтения церковных партитур. Председатель конкурсного жюри, профессор Христо Арицимов, возглавляющий Болгарский хоровой союз, после первой же встречи поинтересовался, не специализируются ли кишиневцы на православном наследии.

Один из лучших на Балканах симфонических дирижеров Иосиф Герджиков выразил, в свою очередь, желание музицировать вместе с ними. Видный композитор Божидар Гатев подарил капелле множество своих нот с надеждой услышать их, для чего готов специально приехать в Молдову за свой счет. А представители Норвегии и Англии из международной организации хорового искусства «Европа-контакт» обещали содействие в оказании приема. Такое признание тем весомее, что выступали наши на древней славянской земле, среди несчетного количества маленьких святилищ и огромных соборов, откуда собственно и пришла к нам религия. Что стояли на концертах бок о бок с сильными болгарскими коллективами, чьи биографии исчисляются десятками лет. Скажем, смешанный хор имени Лидии Душек из Варны, созданный аж в 1947 году, – шестикратный лауреат международных конкурсов!

Пели же молдавские артисты так, что у всех присутствовавших мурашки пробегали по коже. В красивейшей церкви Св. Параскивы, где разворачивались основные празднества, величественно и благочестиво звучали фрагменты Литургий С. Рахманинова и А. Гречанинова, «Блажен муж» П. Чеснокова, «Господи, спаси благочестивых» К. Шведова. Вкладывая всю свою душу, хористы добивались согласия певческих партий, гибкого переплетения голосов, отточенности звуковедения. «Кредо» предоставили почетное право завершать финальную часть форума, объединившую всех его участников и шедшую по нарастающей. Представьте только: после торжественного объявления каждый коллектив входил в храм и занимал заранее отведенное место снизу либо на двух верхних этажах, расположенных полукругом. Оттуда и выступали. То ли особое гостеприимство сказалось, то ли своеобразная иерархия популярности у публики, но нашим предложили расположиться в самом центре у алтаря.

Эффект был вообще потрясающим, когда 15 больших капелл под управлением маэстро Бобевского затянули «Тебе поем» и «Гимн Св. Кириллу и Мефодию» болгарских композиторов Д. Христова и П. Пипкова, «Многая лета» россиянина Д. Бортнянского. Сотни голосов сплелись воедино и, казалось, неслись в унисон с пением Святых, нарисованных на древних стенах.

«Кредо» – единственный, ктo показал внеконкурсную фольклорную программу, которую тепло принимали зрители одного из Домов культуры центра Софии. А в монументальном соборе Св. Александра Невского, возведенного после освободительной русско-турецкой войны на добровольные пожертвования болгарского народа, состоялся вообще незапланированный концерт, вызвавший слезы радости и умиления у всех прихожан. Его попросил дать сам настоятель, случайно узнав в экскурсантах так понравившихся ему кишиневцев. С особым подъемом (откуда только силы брались?), отрешившись от житейской суеты, выводили они все новые и новые произведения, заставляя всех – и молящихся, и случайных прохожих, заходящих на зов чарующих звуков, – замирать в трепетном восторге. Надо было видеть, как жадно внимали они «Херувимской» Г. Львовского (кстати, уроженца Бессарабии, 40 лет прослужившего регентом в Исаакиевском соборе и одновременно в Алсксандро-Невской Лавре Санкт-Петербурга), многим другим произведениям! Слышать, с какой естественностью и полнотой возносились аккорды к высоченному куполу и еще долго парили там, словно сами ангелы подхватывали их.

Автор данных строк, ставший объективным очевидцем всех этих фактов, не может обойти вниманием еще два любопытных случая, характеризующих атмосферу форума. Сначала мэр курортного городка Банке, где в гостиницах расположились гости фестиваля, дал в их честь банкет. В благодарность кишиневцы много и, с удовольствием, пели прямо за столом. Причем, выступали без своей руководительницы, находящейся на официальном приеме, что говорит о высокой организованности. Тогда же наша хористка Светлана Городенская неожиданно для всех дирижировала незнакомыми ей детьми из крепкого питерского хора «Легенда», также временно оставшегося без наставников

Наконец, перед самым отъездом, когда молдавские музыканты заходили в ресторан на прощальный ужин, каждого из них овациями встречали все посетители. Особенно много аплодисментов досталось обаятельной и строгой Валентине Болдурат, признанной в числе лучших хормейстеров, а также солисту Владимиру Митрашевскому, чей великолепный баритон украшал не один номер фестиваля.

Что поразило еще? Красота и чистота Софии. Заведомо дружеское расположение ее жителей к молдаванам и русским, составляющим костяк «Кредо», хорошее знание истории и современного бытия соседних братских народов. Центр столицы украшает величественная скульптура российскому царю-освободителю Александру II. Она всегда убрана цветами благодарности, и сносить ее тем более никто не собирается. Хотя нынешнее правительство страны поглядывает в сторону НАТО. Языковых барьеров в общении практически не возникало: все прекрасно понимали друг друга, хотя-таки трудно привыкнуть к местному «нет» с кивком головы вниз-вверх или «да» с поворотом головы слева направо. Огорчила общая дороговизна жизни, отсутствие газа, высокие цены на товары и услуги, в 2-3 раза превышающие кишиневские при близких зарплатах.

Зато порадовало отношение официальных властей к культуре. В такой же нищей на сегодняшний день стране, как Молдова, испытывающей те же постсоциалистические проблемы, ежегодно издается до 200(!) музыкальных новинок, поддерживаются профессиональные и самодеятельные коллективы, солисты, авторы, проводятся многочисленные конкурсы и фестивали. В частности, рецензируемый форум «Хвалите Господа» шел под патронажем мэра города. Помимо высших клерикальных кругов, помощь ему оказывали Союз композиторов, Союз музыкальных и танцевальных деятелей, Хоровой союз, Национальный фонд «Культура», общество «А камертон», Болгарское радио, различные столичные общины. Каждый концерт активно рекламировался и широко освещался в СМИ. Приходилось постоянно давать интервью, рассказывая о себе и своих впечатлениях, которых, как видим, накопилось великое множество.

После таких встреч, признаемся, хочется творить с утроенной энергией. Это очень важно для поющих профессионалов с полицейскими чинами, вышедших на передовые позиции в хоровом деле Молдовы. Ведь они несут ответственную воспитательно-просветительную миссию. Едва переведя после поездки дух, дружный коллектив из Министерства внутренних дел вновь активно включился в филармоническую жизнь республики. И параллельно готовится к большим июльским гастролям по Великобритании.

Новых успехов тебе, «Кредо»!

Сергей Пожар, музыковед

Stil-info, 26 июля 2002
____________

Хоровым праздникам в Кишиневе – жить!

40 лет назад выпускник Кишиневской консерватории Виктор Крянгэ побывал в Таллинне на знаменитом Певческом поле, где в свое удовольствие пели несколько тысяч горожан, а число слушателей доходило до полумиллиона. Потрясенный увиденным, он понял, что поднятию общей культуры эстонцев во многом содействовало именно хоровое пение – самое массовое и самое демократичное из всех искусств.

Маэстро посвятил свою жизнь благородной и не всегда бросающейся в глаза работе с детьми и самодеятельностью, заразившись идеей перенести давнюю традицию прибалтийцев на молдавскую землю, издревле пропитанную одноголосным интонированием и только развивающую певческое многоголосие. В 1980 и 1990 годах он организует хоровые фестивали для взрослых и убеждает власти построить собственное Певческое поле. В крайнем случае, предлагалось реконструировать пришедший в запустение Зеленый театр. Идеи эти, так и оставшиеся нереализованными, не дают маэстро покоя по сей день.

Два года назад по инициативе В. Крянгэ и при содействии столичной примэрии все-таки состоялся первый хоровой праздник, вписавший яркую страницу в культурную летопись Кишинева. Впервые наши дети массово вышли на улицу петь, а не бастовать и протестовать, чему в недавние времена мы были свидетелями. Впервые ведущие детские хоровые коллективы появились на пленэре, покинув стены концертных залов и учебных заведений и объединившись в гигантский певческий коллектив, чьей слаженности могли позавидовать даже профессионалы. Исполнили они цельную развернутую программу, отличающуюся разнообразием различных настроений, действительно близких детворе.

И вот, накануне Международного дня защиты детей, праздник во второй раз собрал под свои знамена тех, кто не ставит пока музыку на главное место в своей жизни, не видит в дальнейшем ее в качестве основной профессии. Две с половиной тысячи ребят, объединенных в сводный хор, представили около 40 коллективов, действующих при обыкновенных школах и лицеях, при музыкально-хоровых студиях средних учебных заведений самой разной направленности. Среди них, например, капеллы «Унисон», «Сонор», «Каприччио», «Кантилена», «Дойница», «Трисон», «Лакримоза» и др. Стараниями их руководителей высоко поднятая планка молдавского массового искусства, завоеваны награды на престижных международных конкурсах и фестивалях.

Праздник вновь украсили шествие по главному проспекту столицы от примэрии к памятнику Штефану чел Маре и возложение цветов к его подножию. Большую колонну возглавил ребячий духовой оркестр; в ней находились сверстники юных артистов из Бреста, приехавшие в гости с ответным визитом. Импровизированной сценой стали для всех ступеньки широкой парадной лестницы Оперного театра, венчаемые монументальными колоннами, а зрительным залом – близлежащий сквер, не раз собиравший громадную аудиторию. Зрелище поистине впечатляющее.

Начался хоровой марафон коллективным исполнением Государственного гимна «Limba noastră» – важный нюанс патриотического воспитания.

После пьесы К. Глюка «Праздник хора», чье содержание точно передает саму идею данного события, прозвучали в основном широко известные произведения. Сводный хор, по очереди управляемый Шт. Каранфилом, А. Присэкару, В.Крянгэ, А. Бадера, Е. Мариан, Г. Головко и другими мастерами жанра, то «разбивался» на отдельные составляющие по возрасту участников (отдыхающие присаживаются на ступеньки), то вновь объединялся в звонком, мощном, но порой не всегда чистом звучании. Легко откликаясь на жесты и мимику опытных хормейстеров, он не достигал той впечатляющей тембровой красочности и нюансировки, что так порадовала в прошлый раз – целый ряд произведений повторялись, и сравнить было с чем.

Фанфары трубачей, антифонно расположившихся прямо на лестничных перилах и сыгравших позывные Кишинева на музыку Е. Доги, возвестили о финале почти трехчасового концерта под открытым небом.

Хочется остановиться еще на одном важном моменте. Наши музыканты, в том числе хоровики, давно сидят на голодном репертуарном пайке, исполняя в основном одно и то же, зачастую написанное несколько десятилетий назад. Если благодаря энтузиазму отдельных руководителей и появлялось нечто новое, то за пределы одного коллектива оно распространялось медленно. Естественно, ни о какой массовости речь тут идти не могла. Это давно поняли в той же Прибалтике, издавая перед каждый очередным праздником песни свежий нотный сборник. В Латвии, к примеру, они появляются уже к концу 70-х годов XIX века, вытесняя из обихода дешевые поделки третьестепенных зарубежных композиторов, господствовавшие тогда и тормозившие развитие национальных традиций.

Вот почему В. Крянгэ так настоятельно хлопотал о выходе в свет альбома, вобравшего в себя все лучшее из программы предыдущего праздника. К нынешнему он подоспел в срок и явился отличным подарком не только участникам, но и тем, кто мечтает о подобном мероприятии в других местах.

Праздникам песни пора уже обрести свой гимн и постоянную эмблему (прошлая, более удачная, на наш взгляд, была почему-то заменена). Ведь участники, их родители и зрители должны привыкнуть к символам события, легко отличать их, дабы они вызывали у всех определенные эмоции и ожидания. Хотелось бы большего внимания в организационной части, что, согласитесь, весьма проблематично с таким количеством непосед. Элементарные буфеты (жарко ведь!) и, простите, туалеты не должны стать загвоздкой. Необходимы телевизионные и радиотрансляции, как это принято в цивилизованных странах. И, конечно же, реконструкция пустующего Зеленого театра с учетом особенностей хоровых праздников, которые намечено и впредь проводить через год.

Великий Роберт Шуман настоятельно призывал детей и юношество усердно петь в хоре, что разовьет музыкальность, поможет понять и полюбить искусство, постичь его природу и красоту, увлечься им. Коллективное музицирование развивает коммуникабельность, общительность, доброту и внимание к ближнему, повышает общий уровень культуры, приобщает людей к художественному процессу, позволяя находить в нем источник радости. С этой точки зрения, хоровой праздник детворы выходит далеко за рамки чисто певческих задач и приобретает поистине государственное значение. Школы эстетического воспитания, которыми по сути являются детские хоры, непременно принесут вскоре свои плоды в массовом сознании молдавского народа, чья изначальная музыкальность неоспорима и высоко ценится во всем мире. Хоровой праздник – один из первых шагов к двери в Европу, закрытой пока для нас, но куда мы так настойчиво стремимся.

Сергей ПОЖАР, музыковед

Capitala – Столица, 28 мая 2005

Читать дальше

Tags: Виктор Крянгэ, Молдавия, Сергей Пожар, хор «Кредо», хор «Пектораль»
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments