dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

К истории Молдавской консерватории

Дмитрий Киценко

25-26 ноября 2015 г. в Кишинёве, в Академии музыки, театра и изобразительных искусств,
состоялась международная научная конференция  "Художественное образование: историческое наследие и вызовы современности". Конференция была посвящена 75-летию  создания Молдавской консерватории.

Среди приглашенных к участию в конференции была Изольда Борисовна Милютина, известный молдавский и израильский музыковед. По некоторым обстоятельствам она не смогла приехать в Кишинев, поэтому прислала текст своего выступления, который был зачитан ее коллегой Галиной Вартановной Кочаровой.

На мой взгляд, текст представляет несомненный интерес для исследователей истории Молдавской консерватории, поэтому привожу его полностью.


Дорогие друзья, коллеги!

Я рада присоединиться к  приветствиям и поздравлениям в адрес  профессорско-преподавательского и студенческого коллектива Академии, посвящённых  нынешней юбилейной дате.  Делаю это с тем большим удовольствием и от всей души, так как  во всей своей, уже довольно продолжительной жизни имела к бывшей консерватории, ( а потом к Институту искусств, а потом к  Академии).самое прямое отношение. Весьма сожалею,  что сейчас лишена возможности лично высказать мысли, которые возникают в связи с  нынешним юбилеем. Но очень рассчитываю на то, что они, по моей просьбе, всё же прозвучат для присутствующих.

Сейчас  мы отмечаем 75-тилетие консерватории, начавшей своё существование  в Кишинёве в 1940-м году.  Но, конечно же, за этим мыслится  вообще юбилей ВУЗа -  нынешней Академии музыки, театра и изобразительных искусств. Иными словами  -  не ускользает от внимания весь, пройденный за эти годы  непростой путь  обретения Академией нынешнего статуса солидного художественного вуза, объединяющего разные, многие специальности. В своей  книге "Между прошлым и будущим"(изд.2004 г.)  я написала :  "Жизнь консерватории в лицах способна заполнить важнейшие страницы истории музыкальной культуры края" . Однако с тех пор, когда это  было   написано, прошло уже ещё одно десятилетие. Очень хочется  думать, что оно отмечено новыми достижениями в области высшего художественного (в том числе и музыкального) образования.  Понятно, что нынешняя Академия  играет в этих процессах  роль, которую трудно переоценить.

Предтечей Академии, действительно, была та Молдавская консерватория, которая открылась в 1940 –м году, и порог которой  я, вчерашняя школьница, переступила в 1949 году. С тех пор  на долгие годы (на полвека) моя жизнь оказалась с нею связанной.  Глубокое удовлетворение приносит мысль, что и после того, как мы – я и моя дочь Ирина Сергеевна Лункевич ,учившаяся так же, как и я, и работавшая, как и я, в этих стенах, -  покинули Кишинёв, не прервалась наша так давно возникшая связь с  Альма Матер. Это и позволяет  сегодня считать себя причастными к нынешним юбилейным  торжествам.

Разумеется,  юбилей этот – явление  общественное, заслуживающее громкий общественный резонанс. Но для меня это ещё и нечто сугубо личное. Поневоле  углубляешься в сферу воспоминаний…. О давнем времени, о молодости, а также о  многих людях – о тех,  кто меня (нас) учил,  о тех, кто со мной учился, а также и о тех, кого, став педагогом, уже  учила я сама….   Всё вместе это как раз и относится к жизни консерватории (Академии)  Другими словами – к  нынешнему юбилею. Всё помнится и помнЯтся все…Мне бы хотелось сказать хотя бы несколько слов и об одних, и о других, и о третьих. Но, увы, приходится признаться в том, что  давно поселилось в мыслях: иных уж нет, а те далече….  До сих пор мне, к примеру, с горечью вспоминается тот злосчастный 1993 год, когда один за другим ушли из жизни наши ведущие консерваторские профессора –  А. Л. Соковнин -  в апреле,  Л. С. Гуров -  в июне и мой отец -  в сентябре…). Первые двое были и моими учителями.

Позволю себе назвать некоторые имена, особо почитая Память  тех, кого уже поглотила вечность…

Для меня, как, я думаю, и для многих других, история полнится личностями. Прежде всего не забылись те, кто учил нас, выводил на жизненную дорогу, прививал любовь к профессии.  В памяти 50-е годы прошлого века – время моей учёбы и начальные этапы педагогической работы в консерватории.  Тогда, со временем солидные и многоуважаемые профессора, на моей памяти были  относительно молодыми, в крайнем случае – среднего возраста.  Назову  в этой связи пианистов А. Л. Соковнина, В. В. Левинзона, Л. В. Ваверко,  теоретиков и композиторов Л. С. Гурова, С. М. Лобеля, историков А. В. Абрамовича, Л. А. Аксёнову, А. С. Бейлину… Естественно, этот ряд можно продолжить...

Даже не верится, что Академия уже отметила ни много, ни мало –  100-летие со дня рождения иных крупнейших педагогов. – Соковнина, Гурова, Лобеля, Войцеховской, Милютина….  Панорама жизни, которая нас окружает, в конечном счёте, складывается из личных судеб. И каждая из них вписывает всё  новые страницы в КНИГУ ЖИЗНИ. Об этом задумываешься, когда отмерянный судьбой отрезок твоей жизни уже достаточно велик…

Разворошив копилку Памяти, обнаружила, что на нынешний год приходится ещё одна довольно  солидная (для меня, по крайней мере)  дата из многих значимых,  относящихся к   истории консерватории.  Я думаю, все поймут,  почему  мне хочется об этой дате говорить  особо.
    В этом году исполнилось ровно 60 лет, как состоялся выпуск моего курса.  Все и всё вспоминается с душевной теплотой, Но, к сожалению, многих уже нет в живых. Назову лишь некоторых . Перечень имён скажет сам за себя .…

Это -  ставшие замечательными оперными певцами в Молдавской опере  Игорь Гейль и Костя Крамарчук (использую студенческие имена), Вася Диденко, Лида Чеченева (они работали потом за пределами Молдовы), теоретик и поэтически одарённый, любимец курса Юрий Богдзевич, Лёва Гаврилов, обучавшийся как скрипач,  потом был известен как дирижёр оперного театра;  пианистки Таня Харейн и Юля Склярова, виолончелисты Коля Кондратенко и Наташа Журбенко; дружные наши ребята – духовики: Виктор Матура (староста курса), Ваня Добрунов; ушедший в джаз Шико Аранова скрипач Мока Кожушнер,  разбитная весёлая Софа Ройтенберг (потом пела в "Дойне) -   все в моей памяти. Милейшая Анечка Вечкутова по окончании консерватории осталась в родном вузе и многие годы возглавляла учебную часть консерватории. До недавнего времени работала на хоровой кафедре неожиданно покинувшая нас Ира Попова, моя студенческая подруга . Её все знали как ведущего педагога Академии музыки Ирину Петровну Стрезеву.  С того давнего  времени (с1955 года) за полвека  успела  сложиться своеобразная традиция -  отмечать всем курсом (во всяком случае теми, кто мог в этом участвовать) каждое десятилетие окончания консерватории.  Неизменным инициатором наших сборов всегда была обучающаяся прежде на вокальном отделении Евдокия Лика – впоследствии проявившая себя как неутомимая энтузиастка  в объединении ветеранов театральной сцены.

20 лет… 30 лет… 40 лет…  Это были встречи – сборы уже далеко не молодых людей,  сохранивших верность студенческой дружбе…Я знаю, что эти наши встречи неизменно привлекали к себе внимание. В своё время это даже получило отражение в прессе  ("Кишинёвские новости" 1994 года 15 октября…) Все эти наши сборы (обычно они происходили на природе) запечатлены на  сохранившихся прекрасных фотографиях, которые делал светлой памяти  нелепо  погибший относительно недавно Витя Рахманов, тоже мой сокурсник.  Всем известно,  что он, будучи прекрасным музыкантом, прославился и своим фотоискусством.  Несколько слов о нашем курсе, иллюстрированные этими фото, зафиксированы  в посвящённой Виктору подборке материалов, которую поместил в своём интернет-журнале живущий в Канаде Дмитрий Киценко, принадлежащий к тому же племени выпускников консерватории (тогда Института искусств), в  своё время также проведший в Кишинёвской консерватории –   (Институте искусств) не одно десятилетие (сначала как студент, затем как педагог теоретической кафедры.

Моя мысленная  память удерживает долгие годы собственной педагогической деятельности и соответственно целую нескончаемую вереницу  лиц тех, кто проходил перед моими глазами в студенческой аудитории… Некоторые  из них стали  теперь  видными фигурами в общественной и культурной жизни Молдовы. Из боязни упустить кого-нибудь не буду называть имена. Перечислить всех всё равно невозможно. Но как не помянуть добрым словом те яркие  личности, которые стали гордостью  Молдовы, тех выпускников консерватории – Академии, кого уже нет с нами , которые, став маститыми мастерами, оставили неизгладимый след в отечественной  культуре.?! Мария Биешу, Сергей Лункевич, Вероника Гарштя, Злата.Ткач, Евгений Вербецкий, Владимир Ротарь… - их невозможно забыть! Они и поступали в консерваторию на моих глазах…  Храню свои записи о каждом из них.. Кое-что из написанного в этом плане мне даже удалось   опубликовать или поместить в интернет.

О многом ещё можно было бы рассказать нынешним молодым, что может расширить представление об истории ВУЗА, где они учатся или работают в настоящее время.. Замечательное явление – человеческая Память –  дар природы! Используя её  бесценные ресурсы, можно многое из прошедшего сделать достоянием новых поколений.  Приходится признать, однако, что невозможно объять необъятное, как бы ни хотелось того…

В заключение я хотела бы сказать следующее.  Кишинёвская  консерватория (с её меняющимися названиями – Институт искусств, Академия…)  была во все эти долгие годы (75 лет!)  родным домом не для меня одной в нашей семье. – но в трёх её поколениях.

Главной фигурой здесь был, конечно, мой отец   – проф. Милютин Борис  Семёнович, который самоотверженно трудился на ниве молдавской культуры и принёс здесь немало пользы. Может быть, кстати вспомнить, что Б. С. пришёл   в Кишинёвскую консерваторию совсем молодым в качестве педагога - именно  в момент  открытия консерватории (ему было в ту пору 35 лет!) и проработал в ней до конца дней своих.

Я посчитала своим дочерним долгом в связи с нынешней его датой -  110-летием со дня его рождения подготовить и издать  книгу, которая будет здесь представлена. Хочу подчеркнуть, что в неё вошло, в первую очередь  переиздание монографии об отце, написанной в своё время Г. В. Кочаровой.  Содержит эта новая книга и разного рода воспоминания….

Всё, что я хотела сказать и представить в этой книге,  интересующиеся найдут на её страницах.
                                   
                                      *     *     *
По местным правилам Тель - Авивского издательства два экземпляра книги "Борис Милютин" уже поступили в Русскую  библиотеку в Иерусалиме. (The National Library of Izrael Ltd)., где предполагается провести её презентацию. Книга передана также в библиотеки Иерусалимской Академии музыки и Академии музыки в Тель-Авиве. Однако  своё основное место она, конечно же, должна занять в библиотеке Кишинёвской Академии музыки, театра и изобразительных искусств, с которой отец некогда связал свою жизнь, где обучил и  воспитал многих и многих.
  Надеюсь, что электронная версия книги станет доступной и более широкому читателю.

Изольда МИЛЮТИНА
Израиль, 2015 год  22 ноября                                                              

 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments