Галина Кочарова | Борис Милютин, его музыкальная династия и память о нем в Молдове

Статья написана к 75-летнему юбилею Молдавской государственной консерватории (ныне Академии музыки, театра и изобразительных искусств Республики Молдова) и посвящена памяти одного из старейших ее профессоров – дирижера Бориса Милютина, основателя музыкальной династии, представленной, кроме него самого, именами  его дочери и внучки – музыковеда Изольды Милютиной и пианистки Ирины Лункевич.



2015 год, став юбилейным в судьбе Академии музыки, театра и изобразительных искусств, отметившей 75 лет со дня создания первой в Молдове государственной консерватории, по-новому поставил и вопрос о вкладе отдельных личностей в историю музыкальной культуры республики и в ее историю музыкального образования. Среди них был и профессор Борис Семенович Милютин – воспитанник Ленинградской консерватории, стоявший у колыбели первого в Молдавии симфонического оркестра, организованного еще в Тирасполе, а затем, за исключением военных лет, когда он служил в армии, пройдя трудный путь от Заполярья до Львова, всю остальную жизнь отдавший служению музам в ставшем для него родным Кишиневе.

Именно здесь его труд в качестве главного дирижера симфонического оркестра филармонии и оперного театра, профессора консерватории, руководителя ее оперной студии заслужил всеобщее признание, здесь он сам был отмечен орденами и почетными  званиями, удостоившись, в том числе, и звания народного артиста – самой высшей награды в республике. Он стоял у самых истоков существования нашего вуза, где, воспитав ярких музыкантов – оперных певцов и дирижеров, многим дал возможность подняться до настоящих высот  в искусстве. Он обучал оперному мастерству, тайнам управления оркестром, а кого-то – и теоретическим предметам. Среди прошедших его школу назовем Марию Биешу и Михаила Мунтяна, Тамару Чебан, Валентину Савицкую  и Александра Огнивцева, Полину Ботезат и Людмилу Алешину, Бориса Раисова, Владимира Закликовского и Валерия Кожокару, Валерия Вдовиченко и Андрея Доноса, Елену Герман и Бориса Материнко и многих, многих других солистов – представителей не одного поколения, окончивших Молдавскую государственную консерваторию (как бы она ни именовалась в разные годы). У дирижерского пульта особого успеха в своей профессии добились такие его выпускники, как Сергей Лункевич и Тимофей Гуртовой,  каждый в своем жанре.

С именем Сергея Лункевича тесно оказалась связанной и история семьи Бориса Милютина, где в эти же годы сложилась и идущая от него музыкальная династия. Члены ее – дочь Изольда Милютина и внучка Ирина Лункевич – вписали собственные страницы в анналы культурной жизни родной страны. Изольда Борисовна – видный музыковед (ее пианистическую карьеру прервала жесточайшая авария, едва не лишившая ее жизни), кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств – проработала многие годы в нашем вузе. В разные годы она вела гармонию, курсы музыкально-теоретических систем, оперной драматургии, анализа музыкальных форм, руководила дипломными работами (выпустив 14 музыковедов, начиная с 1968 года), курсовыми и рефератами по линии Студенческого научного общества. Приходилось ей выполнять и административные обязанности в качестве заведующей кафедрой, и обязанности общественные. В частности, немало дел ее всегда ждало в Союзе композиторов, где она руководила музыковедческой секцией, организуя творческие собрания, дискуссии, конференции, круглые столы. Позже ей довелось хлопотать об организации сектора музыки в Академии наук, где она первой возглавила исследовательскую работу ученых-музыковедов. Ее перу принадлежит немало статей, опубликованных в научных сборниках и журналах, в республиканской и общесоюзной прессе. Они позволяют судить о том, что особое место в кругу ее интересов занимали проблемы национального стиля, жанра камерно-инструментальной музыки.

Покинув в 1999 году Молдову после смерти родителей, Изольда Борисовна с дочерью Ирой и внучкой Машей обосновалась в Израиле, где начала работать в архиве израильской музыки Тель-Авивского университета. В то же время  она продолжает сохранять связи с родным вузом, живо откликаясь на приглашения заочно участвовать в конференциях, в рецензировании научных работ как своих бывших коллег, так и студентов, мастерантов и докторантов. В Израиле она ведет плодотворную исследовательскую деятельность, чему свидетельством являются такие ее труды, как опубликованная в 2004 году книга Между прошлым и будущим, собравшая под одной обложкой наиболее важные эссе (в том числе и о деятелях молдавской культуры) [1], глава под названием Времен связующая нить в книге Израиль: русские корни [2, с.557-578], статьи в газетах Еврейский камертон, Новости недели  (Израиль), Форвертс, Davidsongazeta (США, Нью-Йорк), в Интернете, а также материалы, вышедшие в Молдове или по молдавской тематике –  Люди. Время (к вопросу о традициях) [3], Лирический очерк – к 80-летию народной артистки Молдовы Л. Алешиной [4], Жрица храма высокого искусства (о Марии Биешу) [5], Воспоминания о коллеге и друге (о В.Г. Загорском) [6], Михаил Мунтян: художественное «Я» артиста: грани Личности [7], etc. В контакте с композитором Дмитрием Киценко (ныне живущим в Канаде) ей удалось на страничках его Живого Журнала в Интернете опубликовать немало очерков, среди которых и имеющие научную ценность материалы, и окрашенные глубоко личным отношением воспоминания – в том числе о таких личностях, как ее отец или ее ученица и подруга Мария Биешу, как Леонид  Гуров, Соломон Лобель, Злата Ткач, Василий Загорский и, наконец, Сергей Лункевич и Одиссей Димитриади [8].

Еще одной заботой стало для нее сохранение вех нашей памяти о Борисе Семеновиче. Тот же 2015 год оказался важным событием не только в жизни нашей Академии, отмечающей свой юбилей, но и в биографии его рода: появившемуся на свет на Украине в 1905 году, в самом начале ХХ века, Милютину исполнилось бы к этому времени 110 лет. Уйдя из жизни  в 1993 году, он не был забыт ни своей семьей, ни его учениками, ни родным вузом – как не можем мы забыть поколение наших отцов и дедов, тех, кому многие из нас обязаны не только фактом своего рождения, но и профессией, образованием  и всей судьбой. А став родоначальником семейной династии, он вместе с дочерью поставил на музыкальную стезю и свою внучку Ирину. Соединив в своей крови гены таких музыкантов, как Сергей Лункевич и Изольда Милютина, та выбрала для себя профессию пианистки. Еще студенткой класса А. Соковнина Ира занимала призовые места на Республиканском и межзональных конкурсах, а закончив обучение (уже в  Ленинградской консерватории), органично вошла в педагогический состав нашего вуза в качестве концертмейстера. Более двадцати лет она работала в скрипичном классе А.Каушанского, приняв участие с его учениками в том числе и в международных конкурсах в Швейцарии и Франции. В 80-е годы Ирина выступала и соло, а также публиковала статьи в местной прессе  и в  журнале Советская музыка. Ее деятельность в Кишиневе, где она пользовалась серьезным авторитетом,  продолжалась до 1999 года.

А с 2000 года, после отъезда в Израиль, она начала свою работу в Иерусалимской Академии музыки и танца имени Рубина, где и по сей день выполняет не менее ответственные обязанности главного концертмейстера Камерного хора Академии – ведущего хорового коллектива Израиля, руководимого живущим в Израиле американским дирижером Стенли Спербером. Напряженная работа с хором по разучиванию и представлению слушателям самых разных произведений израильских авторов и представителей мировой классики – от Свадебки Стравинского и Реквиема Моцарта до Колоколов Рахманинова и Польского Реквиема Пендерецкого  или Немецкого реквиема Брамса и т. д. – сочетается с участием в гастролях хора по городам США и в Германии. 

Обе продолжательницы дела Бориса Милютина убедительно подтверждают высокий потенциал творческих и педагогических традиций своей семьи. Бережное сохранение их доказывает и тот факт, что на юбилейной конференции по случаю 75-летия Академии, отмечавшегося 25-26 ноября 2015 года,  автору этих строк довелось представить вниманию аудитории  только что вышедшую из печати в Тель-Авиве (Израиль), благодаря заботам Изольды Борисовны, книгу Борис Милютин: к 110-летию со дня рождения [9]. Ее открывает моя монография о Борисе Семеновиче, хотя и получившая несколько иной облик за счет нового оформления и дополнительных иллюстраций, но, тем не менее, уже увидевшая свет еще при жизни Бориса Семеновича, в 1987 году [10].

Тогда рукопись, представленную мной в издательство Литература артистикэ, я назвала Борис Милютин: Мир жизненных впечатлений. Воспоминания. Творчество, желая раскрыть перед читателем всю глубину и многогранность личности моего героя.  Мой энтузиазм, однако, не вызвал нужного отклика, и издание приняло вид  книжки небольшого формата, в мягкой обложке, напечатанной на плохой бумаге, с невыразительно скопированными фотографиями и сокращенным заголовком.
Многие годы дочь Бориса Семеновича, Изольда Милютина, мечтала подготовить к печати и опубликовать эту монографию  в виде, достойном памяти ее отца – тем более, что за это время  она бережно собирала воспоминания о нем, не раз перебирала фотографии, афиши из семейного архива, вела личные записи, которые позволили бы еще раз прикоснуться к его жизненному и творческому наследию. В новом издании, предпринятом на ее собственные средства, это стремление отразилось в содержании добавленных ею материалов.  В результате книга получилась не просто более объемной и солидной по оформлению, но привнесла в наши представления о судьбе Бориса Семеновича новые, неизвестные детали.

Так, особое внимание в ней привлекает второй раздел, который  кратко и емко озаглавлен словом Память… и включает в себя два очерка: История не терпит равнодушия и Недостающее звено. Подготовленный И. Милютиной, раздел этот посвящен в том числе, по выражению самой Изольды Борисовны, «раскрытию некоторых скобок» и уточнению кое-каких обстоятельств, омрачавших последние годы жизни Б.Милютина. Таким образом, здесь, помимо светлых страниц, в череде всплывающих в ее памяти воспоминаний пробуждаются и омрачающие их мысли. С горечью говорит Изольда Борисовна о фактах предательства, которые они всей семьей переживали в прошлом, о незаслуженном забвении некоторых достижений отца. При этом она, однако, не конкретизирует имена (впрочем, легко угадываемые…).

Есть в этой главе и уточнения, полезные для тех, кто увлечен историей становления музыкальных коллективов Молдовы. Подобные свидетельства очевидца прошлых событий, безусловно, очень важны для всякого любопытного человека, обращающегося к изучению музыкальной культуры Молдовы. Восстановление правды, точное описание событий, увиденных изнутри  - вот чем радует эта книга. Наблюдения и соображения автора при этом подкреплены ссылками на документы из архива семьи Милютиных, на сведения из хранящихся в нем газетных вырезок, из воспоминаний самого Бориса Семеновича, писем Одиссея Димитриади – известного дирижера, в свое время вместе с  Борисом Милютиным прошедшего класс оперного и симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории у А. Гаука, а в конце – у И. Мусина.
Возвращает книга внимание читателя и к периоду, когда произошло возрождение в нашем вузе оперной студии, и к тому, что препятствовало ее сохранению. В очерке Недостающее звено приведено открытое письмо самого Б. Милютина о трудностях с подготовкой кадров оперных певцов в связи с отсутствием в консерватории (тогда – Институте искусств) такой студии, столь необходимой, по его мнению, и студентам других специальностей – оркестрантам, пианистам, хормейстерам, оркестровым дирижерам и даже музыковедам. Опубликованное в газете Литература ши арта в 1983 году, письмо это дышит горячей заинтересованностью его автора и в результатах собственной педагогической деятельности, и в творческой судьбе выпускников нашего вуза.

В том же очерке И. Милютина повествует о событиях, происходивших в годы жизни Бориса Семеновича уже после выхода в свет первой монографии о нем – о праздновании юбилеев и других знаменательных дат, сопровождавшихся концертами, о встречах друзей Милютина и выпускников его класса. А позже она говорит о многочисленных публикациях в прессе, которые появлялись в честь Бориса Семеновича на высоком пороге его жизни, а также возвращают и к тем датам, которые отмечались уже без него (автор этих строк и сама писала о нем не раз, и до, и после выхода в свет своей монографии – в газетах, в журнале Советская музыка, в адресованном широкому читателю выпуске под названием Вехи памяти, из серии Ларец). Рассказывает Изольда Борисовна и об откликах на его уход и о памятных акциях In memoriam: одна из них состоялась в стенах Исторического музея по случаю открытия выставки, посвященной 100-летию со дня рождения Б. Милютина, были и творческие – в Театре оперы и балета, в Органном зале.

Третий раздел новой книги, названный Друзья. Коллеги. Ученики: из воспоминаний, собрал под одной обложкой высказывания о Борисе Семеновиче, убеждающие в том, что он пользовался огромным уважением и любовью всех, кто у него учился, кто работал рядом с ним. В этой подборке мы встречаем имена и тех, кто уже ушел из жизни, и живых свидетелей – тех, кто и сегодня рядом с нами. Если перечислить их в том порядке, в каком они выступают со своим словом о Милютине в новой книге о нем, то список получится весьма показательным: со страниц книги словно встают перед нами, рядом с Лидией Валерьяновной Аксеновой, Алексеем Амвросовым, Серго Бенгельсдорфом, Марией Биешу, Ефимом Богдановским, Валерием Вдовиченко, Ириной Виноградовой и Вероникой Гарштя – Георгий Геловани, Владимир Закликовский, Наталья Катасонова, Иван Кваснюк, Дмитрий Киценко, Элеонора Константинова, Сергей Лункевич, Михаил Мунтян, Ион Павленко, Зиновий Столяр, Злата Ткач, Гарри Ширман, Ольга Янку… Хронологическая последовательность для автора подборки оказалось несущественной, она расположила эти фамилии по алфавиту, невзирая на звания или возраст, а, по сути,  уравняв всех как членов одной семьи – сообщества друзей и единомышленников, рисующих в своих воспоминаниях собирательный портрет столь дорогого для них всех друга, учителя, коллеги.

Присутствует на страницах книги и Виктор Рахманов – своими прекрасными фотографиями, запечатлевшими Б.С. Милютина в минуты его вдохновения при управлении оркестром. Впечатляет своей разносторонностью и выбор других фотографий, представленных на вкладке. Она наглядно показывает, насколько широк и ярок был круг тех гастролеров, кто выступал в разные годы в Кишиневе в концертах, проводимых филармоническим оркестром под управлением Б. Милютина, а также то, как отмечали памятные даты после его ухода из жизни его ученики, каких высот они достигли, став знаковыми фигурами в искусстве, известными не только в  Молдове, но и за ее пределами.

Новая книга о Б. Милютине, представленная мною на юбилейной конференции в нашей Академии,  была от имени обеих авторов преподнесена в дар библиотеке – пока в единственном экземпляре, для читального зала, но она, без сомнения, поможет сохранить память об одном из самых видных и авторитетных музыкантов Молдовы и в среде нового поколения студентов. Узнают они и о таланте быть преданной дочерью любимого отца, которым покоряет И. Милютина, со всей теплотой своей души рассказавшая о человеке, ставшем для нее не только надежной опорой в обыденной жизни и своей любовью и уходом однажды спасшем ей жизнь, но и тем, кто сформировал ее характер, кто заложил в ее натуре зачатки истинной интеллигентности и подарил ей широкий кругозор и любовь к профессии музыканта. Раскрывая черты его облика, определившие ведущую роль Бориса Семеновича в его семье, она посвящает свое слово и маме – ведь они обе, по ее словам, «сияли отраженным светом отца»…

Завершить свою статью мне хотелось бы несколькими цитатами из присланного мне по Интернету того обращения Изольды Борисовны к друзьям и бывшим коллегам по Академии, которое было мною зачитано на конференции по случаю юбилейных празднований: «Кишиневская консерватория (с ее меняющимися названиями – Институт искусств, Академия…) была во все эти долгие годы (75 лет) родным домом не для меня одной в нашей семье, – в но в трех ее поколениях. Главной фигурой здесь был, конечно, мой отец – проф. Милютин Борис Семенович, который самоотверженно трудился на ниве молдавской культуры и принес здесь немало пользы. Может быть, кстати будет вспомнить, что Б.С. пришел в Кишиневскую консерваторию совсем молодым в качестве педагога  - именно в момент открытия консерватории (ему было в ту пору 35 лет!) и проработал в ней до конца дней своих». Еще несколько слов  из этого ее обращения заставляют задуматься и о быстротечности времени: «Даже не верится, что Академия уже отметила ни много, ни мало – 100-летие со дня рождения крупнейших педагогов – Соковнина, Гурова, Лобеля, Войцеховской, Милютина… Панорама жизни, которая нас окружает, в конечном счете складывается из личных судеб. И каждая из них вписывает все новые страницы в КНИГУ ЖИЗНИ. Об этом задумываешься, когда отмерянный судьбой отрезок твоей жизни уже достаточно велик…». Созвучны им и заключительные строки этого послания, где мы читаем: «О многом  еще можно было бы рассказать нынешним молодым, что может расширить представление об истории ВУЗА, где они учатся или работают в настоящее время… Замечательное явление – человеческая Память – дар природы! Используя ее бесценные ресурсы, можно многое из прошедшего сделать достоянием новых поколений…  Приходится признать, однако, что невозможно объять необъятное, как бы ни хотелось того…»

Библиографические ссылки



  1. МИЛЮТИНА И. Между прошлым и будущим. Тель-Авив: Gutenberg, 2004. 292 с.         

  2. МИЛЮТИНА И. Времен связующая нить. В: Израиль: русские корни. Иерусалим, 2011, с. 557-578

  3. МИЛЮТИНА И. Люди. Время (к вопросу о традициях). В: Învăţământul muzical la Chişinău. Chişinău, 2004, р. 80-86

  4. МИЛЮТИНА И. Лирический очерк. В: Teatracţie – revista UNITEM. Chişinău, 2006, No 1, p. 114-117

  5. МИЛЮТИНА И. Жрица храма высокого искусства. В: Силуэт. Тель-Авив, 2012, декабрь, с. 32-38.

  6. МИЛЮТИНА И. Воспоминания о коллеге и друге. В: Cercetări de muzicologie, vol. II. Chişinău, 2011, р. 197-202

  7. МИЛЮТИНА И. Михаил Мунтян: художественное «Я» артиста: грани Личности. В.: Mihail Muntean: o viaţă în lumea muzicii. Chişinău, 2013, р. 87-100

  8. МИЛЮТИНА И. Интернет-ресурс:

      Мария Биешу. Восхождение
<http://dem-2011.livejournal.com/111112.html> (стр. 1);
          Борис Семенович Милютин
<
http://dem-2011.livejournal.com/120909.html>;
<
http://dem-2011.livejournal.com/135516.html>; 
      Уходят люди, уходит эпоха... В.Г. Загорский
<
http://dem-  2011.livejournal.com/136785.html>; 
      Человек–легенда… (К десятилетию со дня смерти Одиссея Димитриади)
<http://dem-2011.livejournal.com/248996.html>; 

      Сергей Лункевич: «Жизнь уходит, а музыка остаётся»
<
http://dem-2011.livejournal.com/265941.html>;
      Чёрные страницы истории
<http://dem-2011.livejournal.com/3139.html>;

      Выходцы из России в музыкальной культуре Израиля
<http://dem-2011.livejournal.com/9131.html>;
      Леонид Симонович Гуров и Соломон Моисеевич Лобель (стр. 2)
<http://dem-2011.livejournal.com/12843.html>

      Злата... Какое благодарное имя! “СВЕТЛА ДОРОГА К УСТЬЮ...”
<http://dem-2011.livejournal.com/49017.html>

  1. КОЧАРОВА Г., МИЛЮТИНА И. Борис Милютин: к 110-летию со дня рождения. Кишинев-Тель-Авив: Издательство Beit Nelly Media, 2015, 256 с., вкладки. ISBN 978-965-561-044-4

  10. КОЧАРОВА Г. Борис Милютин. Кишинев: Литература артистикэ, 1987, 108 c.