dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Год, когда я не родился

О спектакле

Спектакль по мотивам пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря» — одно из творений неоднозначного режиссера Константина Богомолова, в котором он размышляет о себе во времени и истории: о своем детстве на территории одной страны и теперешней взрослой жизни на территории другой — теперешней — России. В спекаткле заняты сплошь звезды: Табаков, Тенякова, Голубев, Мороз, так что аншлаги обеспечены на протяжении нескольких сезонов, а «революционный» смысл спектакля послужит поводом к скандалам, как нашумевший петербургский «Лир».

Фото — Екатерина Цветкова

Рецензии и отзывы к спектаклю

Рецензия редакции
Анастасия Томская

15 июня 2012


Веселая публика

Режиссер Константин Богомолов взял хорошую советскую пьесу Розова «Гнездо глухаря», целый отряд замечательных артистов и сделал спектакль про... Да что там, просто про жизнь. Только про очень трагическую.

Похоже, что у Богомолова, который сегодня находится в авангарде российского театра, свои счеты с советской властью. Может быть даже он испытывает по отношению к этому периоду истории страны очень негативные чувства. Но, как ни удивительно, из спектакля «Год, когда я не родился», этого не следует. А следует совсем другое. Например, что подлецы побеждают и выигрывают.

Итак, в огромной пятикомнатной квартире живет большая семья. Ощущение духоты, тесноты и какого-то неопределенного беспокойства охватывает зрителя с первой минуты. Роскошная номенклатурная квартира (лакированная мебель, многорожковые люстры) всем хороша, но вот стены выдают ее вымороченную сущность: ни одного окна, ни одной картиночки, только серые вертикальные поверхности.

Олег Табаков, которого жадный до звезд мхатовский зал встречает овацией, сделал удивительную работу. Своего Степана Судакова он играет, будто это тот самый мальчик из кино «Шумный день», который рубил когда-то саблей мебельную стенку, а теперь вырос, постарел, окружил себя тремя такими стенками и создает в их защите свое гнездо, свою крепость.

Как щемящи интонации, жесты, этот остановившийся растерянный взгляд, когда Судаков вдруг спохватывается и пытается править этим крошечным государством, в котором — он так непоколебимо уверен — он император. В какие-то моменты этот пожилой вальяжный мужчина пронзительно беззащитен, как, впрочем, почти все они — эти птенцы, и самочки, и самцы большого гнезда. Почти — но не все.

Есть такое оскорбительное слово, очень грубое и хлесткое — «гнида». Так вот красавец-мужчина, зять Судакова, муж его дочки Искры (Дарья Мороз) — Егор Ясюнин в исполнении Александра Голубева — самая натуральная гнида. Молодой карьерист во всей своей красе, современный, как сама жизнь. Удивительно, что до сей поры Голубеву доставались почти все время положительные персонажи, а тут вдруг — такой оборотень, жадный до чинов, готовый убить, обмануть, подсидеть, в общем, идти по трупам, но сохраняя вежливую улыбочку на лице.

От Егора здесь так или иначе достается всем, от младшего Прошки (первая роль Павла Табакова) до матери семейства Натальи Гавриловны Судаковой (великолепная Наталья Тенякова) Егор так явно не любит жену, которая так заморожена его безразличием и жестокостью, его приказом сделать аборт, его изменами, что превратилась в автомат, ходячую машину по чтению писем. В этом автоматизме спасение Искры, защита от отчаяния и безысходности. В финале богомоловской трагедии она выйдет из своего анабиоза, и закончится это печально (режиссер значительно подрихтовал пьесу, превратив финал из розовского — пусть трагического, но оптимистического! — в абсолютную трагедию).

В спектакле, помимо замечательных актерских работ, есть еще и режиссерский диалог с залом, режиссерские придумки, встроенные в розовский текст. Вот выходит к микрофону на авансцене на фоне реющего алого стяга старинная подруга Судакова, Шатилова (Надежда Тимохина), вдруг превратившаяся в просительницу, и читает пронзительно громко, так, что лопаются барабанные перепонки, знакомую с детства «Валю-Валентину» Багрицкого. Тема погибающего ребенка идет через весь спектакль, то абортами Искры, то повесившимся мальчиком из класса Прошки, то не допущенным к госэкзамену «за аморалку» сыном Шатиловой. Именно поэтому, кстати, спектакль называется «Год, когда я не родился»: повествование ведется будто бы от лица нерожденного ребенка Искры, недаром комнаты судаковской квартиры, выстроенные за сценой, на экране над сценой показаны в проекции сверху. Это душа ребнка смотрит на деда с бабушкой, на маму и папу, на тетю и дядю.

И да, совершенно не ясно вот что: если в этом мире так все ужасно, как утверждает Богомолов, настолько ли с его точки зрения грешен аборт?..

А вот на экране возникают черно-белые кадры парада: суровые лица солдат, фашистские штандарты у ног, а на этом фоне трое — «гнида» Егор, его прихвостень Золотарев (Вячеслав Чепурченко) обсуждают «стариков» и то, как они им жить мешают, а девчонка-школьница, извивается рядом, танцуя стриптиз, снимая с себя школьную форму. Дикое сочетание рождает окончательную брезгливость к Егору, зал даже не всхохатывает.

Кстати, о зале. Странное ощущение: порой у публики как будто происходит подмена реакций. На сцене происходит что-то такое — неловкое, щемящее, невеселое — а публика на каждом таком моменте грохает смехом, словно комедию смотрит, словно ей неловко и стыдно реагировать иначе.

Может быть, именно поэтому режиссер превратил финал в сплошную смерть — чтобы хоть как-то задушить этот бесконечный хохоток в зале.

Рецензии пользователей
Ирина Сафиулина



7 февраля 2014




20 мая 2014
Чувства омерзения от увиденного сегодня спектакля и стыда за Табакова. У режиссера, по-моему, шизофрения. Как расценивать стриптиз пионерки на фоне парада ветеранов 9 мая с пропусканием красного галстука между ног? После спектакля муж спросил: за это мы еще и деньги платили? У самих артистов чувство неловкости на лицах написано: извините, мол, что участвем в этом скотстве. Бездуховность режиссера убила и без того не саму. лучшую пьесу Розова. Чтение стиха «Валя-Валентина» и вой Дарьи Мороз — соответствуют всей происходящей пошлятине.




24 мая 2012
Смотрел 20.05.2012 предпремьерный показ... специально шел на Табакова… впечатления неоднозначны...

Скажу, что не понравилось:
1. Сюжет — довольно-таки банальный сюжетик семейной драмы.
2. Исполнение — от Табакова и его артистов ждал большего. По сравнению с молодым поколением артистов из Табакерки состав, который увидел на спектакле по большей части, отбывал номер, а не жил спектаклем, увы... Единственное исключение, пожалуй, Роза Хайруллина — образ весьма ей удался.
3. Техническая реализация — использования современных мультимедийных примочек — это интересно, но складывается ощущение разбитости сюжета. Например, из присутствующих не все заметили что персонаж Дарьи Мороз повесилась. Да и ощущения кинотеатра не покидало. К тому же, чтобы лицезреть самого Табакова, были куплены билет в партер на 3 ряд — как же горько мы пожалели, когда к окончанию первого акта шея и спина отказывалась слушаться — все затекло от просмотра картины на экране.
4. А чего же хотели сказать?! Сколько не силился не смог ответить на вопрос, а чего же режиссер, постановщик и актеры хотели сказать? Донести до публики? Остались недосказанность и чувство какой-то нелепости происходящего. Пытался обсудить с другими зрителями — они также было в недоумении, что же происходит?
Хотели показать этакого человека в себе который всего сам добился и замкнулся в своем тесном мирке благополучия и все видит именно под призмой того чего хочет видеть? Вроде не до конца сказали.
Хотели показать драму конфликта отцов и детей? Так до Тургенева далеко...
Хотели показать карьериста? Так и это не раскрыто...
Непоследовательность сюжета, отрывочность и отсутствие посыла публике — так одной строкой могу охарактеризовать данный спектакль.
Жаль...(((




31 октября 2012
Очень жаль замечательную пьесу Розова, так бездарно изуродованную. Впервые за всю жизнь совсем не захотелось поблагодарить аплодисментами создателей спектакля, а хотелось только поскорее уйти. Необыкновенно гадко и тошно было от того ракурса, с которого режиссёр увидел героев, да и вобще всех нас — людей. Жаль потраченного зря времени. Никому не советую смотреть этот спектакль!




Екатерина Паклина

20 мая 2014

Вчера с мужем посмотрели «Год, когда я не родился» Табакерки на сцене театра Моссовета. Клюнули на громкие имена артистов, Табакова, Теняковой, Д. Мороз.

К сожалению, спектакль не оправдал наших ожиданий, и прежде всего из-за странной, очень специфической постановки. Очень мешало проецирование театрального действа на большой экран. Глаза уставали следить за черно-белым мельтешением над сценой. Было непонятно, то ли ты находишься в кинотеатре 70-х гг, то ли смотришь тв передачу, то ли подглядываешь в замочную скважину. Это мешало сосредоточиться на игре артистов.
В целом осталось ощущение опустошености. Актерская игра суха, характеры нераскрыты, повествование обрывочно.
Нас тоже покоробило от глумительского отношения к параду победы и стриптизом школьницы на этом фоне.
Высидели с трудом до конца. Аплодировать не хотелось.


Алексей Кислицин

24 марта 2014

Вчера в Екатеринбурге осмотрела спектакль «Год, в котором я не родился». Шла на Табакова и никак не ожидала, что мэтр будет участвовать в этом действе. Ставлю 1, а на «Табакерке вместе с Табаковым крест. У меня 2 деда воевали и видеть, как якобы школьница( 10-классница) в красном галстуке раздевается на фоне ветеранов, было невозможно противно и мерзко. Никакой режиссерской находки я не увидела — стриптиз в другом месте видели и не раз. Зрители уходили со спектакля и правильно делали. После спектакля осталось чувство гадости и презрения к»мастеру". На пенсию пора, а не пытаться гнусностью привлечь зрителя.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments