В 1866 году Ольга окончила образцовый пансион благородных девиц в Киеве, где получила глубокие знания по литературе, овладела немецким и французским языками. Идеи, которыми жила в то время общественность Киева, захватывали брата и сестру Драгомановых, их ближайшее окружение. Среди знакомых Михаила Драгоманова был и Петр Антонович Косач. В 1868 г. Ольга Петровна выходит замуж за Петра Антоновича Косача, а летом этого же года они переезжают на Волынь, в Новоград-Волынский (Звягель), где после окончания университета П. А. Косач получил должность председателя съезда мировых посредников.
25 февраля 1871 года в молодой семье появляется дочь Лариса (Леся Украинка).
В 1879 г. Косачи переехали в Луцк (Петра Антоновича перевели сюда на ту же должность), а в 1880 г. - в село Колодяжное Ковельского уезда.
На Волыни Ольга Петровна занимается изучением народного творчества - записывает песни, собирает орнаменты, начинает творить сама. Почти пятьдесят лет она трудилась на ниве украинской культуры и литературы, выступая как прозаик, поэт, драматург, переводчик, литературный критик, фольклорист, этнограф, издатель, редактор.
Ольга Петровна учила своих детей рисованию (у нее самой был талант живописца), музыке, истории. Супруги Косачи воспитывали и обучали своих детей самостоятельно: Ольге Петровне казалось, что школа разрушит ее попытки воспитать детей «в украинском языке». С гордостью и благодарностью Леся Украинка называла свою мать самой лучшей, самой умной, самой талантливой женщиной мирового уровня. А Ольга Петровна гордилась по-матерински своими детьми, заботилась о них, с любовью рассказывала о всех.
Шестеро детей требовали много внимания, материнских забот. А потребность творить, несмотря на все хлопоты и заботы, была непреодолимой. Домашние хлопоты не мешали творчеству. Насыщенная высокими устремлениями жизнь была образцом для детей, а ее благотворное влияние на них несомненно. В 1876 году в Киеве было впервые напечатана исследовательская работа Ольгы Петровны «Украинский народный орнамент. Вышивки, ткани, писанки». В изучении и собирании народного творчества ее поощряли Н. Лысенко, М. Старицкий, брат М. Драгоманов. Ольга Петровна, в свою очередь, прививала любовь к народному творчеству своим детям, учила их разбираться в фольклоре и этнографии, формировала детства их эстетические вкусы.
1880-90-е годы были временем расцвета литературного творчества Олены Пчилки. Она работает над переводами и изданием произведений Н. В. Гоголя; пробует силы в драматургии: первая печатная пьеса-шутка в одном действии «Сужена - не огужена!». В 1882 году в Киеве выходит книга поэтических переводов «Украинским детям». Вместе с М. Старицким готовит и издает альманах «Совет», в котором в 1883 году было опубликовано ее стихотворение «Казачка Елена». В 1886 году в Киеве выходит ее сборник стихов «Мысли-Мережанки». С начала 1880-х годов регулярно печатается в журнале «Заря». в 1887 году выдает подготовленный совместно с Н. Кобринской при активной поддержке Ивана Франко альманах «Первый венок» (в альманахе были напечатаны две ее стихи и рассказ «Подруги»). Благодаря Олене Пчилке увидели свет «Спивомовки» Степана Руданского. Значительное место в литературном наследии Олены Пчилки занимают переводы. Она переводит Льва Толстого, Лермонтова, Пушкина, Кольцова, Гоголя, Фета, Тютчева, Надсона, Тургенева, авторов античной и западноевропейской литературы: Сафо, Овидия, Лонгфелло, Свифта, Диккенса, Гете, Шиллера, Гейне, Гюго, Доде, Словацкого, Мицкевича, Андерсена, Мопассана и других.
Как литературный критик Олена Пчилка выступала со статьями о Ю. Словацком, Б. Гринченко, Л. Толстом, Е. Гребенке. Она знакомит широкую общественность с народной музыкой, украинской вертепной драмой, искусством украинских кобзарей, народными сказками, украинскими колядками.
В конце 1890-х Петр Антонович получил служебную должность в Киеве, и семья переехала туда на постоянное жительство. Олена Пчилка уже достаточно известная писательница. Она погрузилась в литературную жизнь столицы, принимала активное участие в деятельности «Киевского литературно-артистического общества». В 1901 году общество отметило 25-летие литературной деятельности Олены Пчилки.
С 1905 года Олена Пчилка член редколлегии, а с 1907 - редактор и издатель журнала «Родной край». В журнале печатались Леся Украинка, А. Крымский, Л. Яновская, Александр Олесь, Н. Кибальчич, С. Васильченко, Григорий Григоренко. Здесь дебютировали Павел Тычина и Максим Рыльский. Свои произведения Олена Пчилка тоже печатает в этом журнале. С 1908 года начало выходить приложение к «Родному краю» - журнал для детей «Молодая Украина». Басни, сказки, стихи, рассказы, увидевшие свет в «Украине Молодой», составляют заметный вклад в украинскую детскую литературу.
После смерти Леси Украинки Олена Пчилка переезжает в Гадяч, туда же переносит редакцию «Родного края» и «Молодой Украины». В 1917-19 годах редактирует газету гадячского земства, организует любительский детский театр, пишет для него пьесы.
В 1924 года Олену Пчилку приглашают на работу в Академию Наук УССР, и она возвращается в Киев. в 1925 году ее избрали членом-корреспондентом Академии Наук УССР. В последние годы жизни, когда начались сталинские репрессии против украинской интеллигенции, Ольга Петровна Косач также подверглась преследованиям.
4 октября 1930 года Ольга Петровна умерла. Похоронили ее в Киеве на Байковом кладбище.
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=4072
http://ukrlitra.com.ua/pchilka.html