dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

Натали Палей - символ красоты в изгнании

Оригинал взят у nesterovich1 в Натали Палей - символ красоты в изгнании

Наталью Палей трудно назвать русской. Она родилась во Франции, большую часть жизни провела в Европе, умерла в Америке. В ее жилах смешались кровь отца - потомка нескольких немецких родов, и матери с русскими, венгерскими и литовскими корнями.

В России она прожила всего несколько лет, которые навсегда определили ее судьбу и сформировали душу. Все, кто видел Натали Палей, были сражены ее красотой. Те, кто хорошо знал, преклонялись перед ее умом.

Наталья Павловна Палей (известна как Натали Палей (англ. Natalie Paley); 5 декабря 1905 — 27 декабря 1981) — французская манекенщица и актриса. Княжна из дома Романовых.







Родилась в Париже. Её родителями были великий князь Павел Александрович и Ольга Валериановна Карнович. После Октябрьской революции отец и брат — князь Владимир Палей — были арестованы большевиками и убиты.

В 1920 году с матерью и сестрой покинула Советскую Россию, работала манекенщицей в Париже. В 1927 году вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга, с которым развелась в 1937 году. Появлялась на обложке журнала Vogue. В 1930-х годах сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн. Дружила с Ж. Кокто, С. Лифарем, Л. Висконти, М. Дитрих, Сент-Экзюпери и др.

После переезда в США вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона. Умерла в Нью-Йорке в 1981 году. Была бездетна.



…Дядя российского императора Николая II великий князь Павел Александрович овдовел в 31 год, но два года спустя влюбился в очаровательную Ольгу Валериановну Пистолькорс, жену адъютанта своего брата.

Она происходила из семьи небогатого петербургского чиновника, в 19 лет вышла замуж за гвардейского офицера и родила троих детей. Красивая, обаятельная, умная дама пользовалась расположением в гвардейской среде, ее приглашали и в высший петербургский свет.

Князь долго противился своим чувствам, ведь на могиле жены он поклялся хранить верность, да и Ольга была замужем. Однако она смогла убедить князя, что с супругом ее ничего не связывает, и тот поддался.


Великий Князь Павел Александрович и Княгиня О.В. Палей. 1914

Вскоре влюбленные открыто демонстрировали свои отношения, и их поведение не вызывало нареканий - иметь любовницу для вдового великого князя было в порядке вещей.

Родился сын Владимир, князь смог добиться для Ольги развода, а осенью 1901 года они тайно обвенчались в Италии. Разразился великосветский скандал, князя лишили всех званий, ему с женой был запрещен въезд в Россию.

«Изгнанники» поселились в фешенебельном парижском пригороде и с увлечением окунулись в светскую жизнь. Романтическая история их любви, красота Ольги и немалые денежные средства, которыми располагал князь, привлекали к ним всеобщее внимание.


Натали на этом фото сидит на руках у матери


Ирина и Наташа

В Париже родились дочери, названные Ириной и Натальей. Ирина походила на отца, ее младшая сестра - на мать. Отец обожал дочерей, а Ольга Валериановна прививала им умение очаровывать, безупречный вкус и манеры.

Официальное прощение за неравный брак было получено спустя десять лет после венчания в Италии. Князю были возвращены звания, его восстановили на службе, а Ольга Валериановна имела право вернуться в Россию в качестве его законной супруги.

В 1914 году они построили роскошный особняк в Царском Селе и перевезли обстановку из булонского поместья. Вскоре Ольгу принимали при дворе как полноправного члена императорской семьи, а в 1915 году ей пожаловали титул княгини Палей.



Счастье великокняжеской четы оборвалось с началом революции. Они лишились всего, чем владели, а в марте 1917-го арестовали князя, затем сына Владимира. Ольга Валериановна и дочери их больше не увидели.

Владимиру Палею, талантливому поэту, красные комиссары предлагали отказаться от отца и таким образом спасти свою жизнь, но он отказался: «Романовы чести рода не предают». Он погиб в июле 1918-го, а полгода спустя в Петропавловской крепости расстреляли князя.

Ольга Валериановна, избалованная роскошью женщина, бесстрашно боролась за их жизнь, но жуткий конец сына и мужа предрекали, что та же участь ждет и ее с дочерьми-подростками. Она спешно отослала детей к друзьям в Финляндию, а после смерти мужа сама выбралась из Петрограда.

В Финляндии она перенесла операцию на груди - рак стремительно развился от постоянных переживаний в революционной России. Едва поправившись, она с дочерьми через Швейцарию приехала в Париж в свой дом в Булони.

Особняк пришлось продать и купить небольшой дом. Предусмотрительно оставленная великим князем во Франции часть состояния долгое время обеспечивала семье вполне комфортную жизнь.

Трагические события глубоко потрясли сестер, в 1921 году им было 18 и 16 лет. Ни о продолжении образования, ни о получении профессии они не думали, обе замкнулись в себе, ничем не интересовались, им было тяжело общаться даже с давними знакомыми.

Их сводная сестра Мария Павловна вспоминала: «В свой срок они, конечно, перерастут это настроение, будут радоваться жизни, как и полагается их сверстникам, но навсегда останется озабоченность существованием и никогда из глаз не уйдет затаившаяся печаль».

Княгиня Палей нашла в себе силы жить ради дочерей. Она возобновила связи и в высшем свете, и среди модных портных, устраивала благотворительные балы и распродажи в пользу беженцев из России. В них соглашались участвовать ведущие дома мод - Уорт, Лелонг, Картье.

К этому времени организовала свой дом вышивки «Китмир» Мария Павловна (дочь князя от первого брака), Ирина и Феликс Юсуповы открыли модный дом ИРФЕ, сводный брат Ирины и Натальи Дмитрий был в близких отношениях с Коко Шанель. Так семья Палей оказалась тесно связанной с модным бизнесом.

Наталья, отличавшаяся изысканной красотой, грацией, живым характером и стремлением к независимости, замужеству предпочла работу. К тому же дорогие наряды и драгоценности матери образовывали брешь в семейном бюджете, наступала «позолоченная бедность» и нужно было искать заработок.

Натали решилась заявить матери о своем желании работать моделью - манекеном, как тогда говорили. После рыданий княгиня согласилась на карьеру дочери в мире моды.


Свадьба Натали Палей и Люсьена Лелонга


Natalie Paley com Lucien Lelong

Стройная, изящная, с выразительной пластикой Натали по протекции матери и сводного брата Дмитрия Романова начала работать в доме моды Юсуповых, в модном доме «Итеб», принадлежавшем баронессе Елизавете Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлине императрицы Александры Федоровны.

Семейные связи, новый круг знакомств поднимали к «сливкам» мира законодателей моды. Натали познакомилась с Коко Шанель, которая очаровалась ею, мгновенно оценила поразительную красоту русской княжны и рекомендовала ее манекенщицей в престижную модельную фирму Люсьена Лелонга.


С мужем Люсьеном Лелонгом

Обвороженный Натали, кутюрье влюбился в нее, стремительно развелся с женой и спустя несколько месяцев женился на «настоящей Романовой», их венчание состоялось в августе 1927 года.



В Натали Лелонг нашел не только изысканную красоту и знатную фамилию, но и ум, умение направлять и вдохновлять. Родственники Натали восприняли этот брак в штыки: для княжны Палей, внучки императора, брак с портным был, мягко сказать, неподходящим. Газеты иронизировали: «Ножницы подравняли королевскую корону».

Натали стала лицом дома «Люсьен Лелонг», сам модельер посвящал жене лучшие платья и свои изысканные духи - «Mon Image», «Elle…Elle», «Indiskret». Начиная с 1928 года, портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публиковались в журнале «Vogue».



Однако семейная жизнь не была такой счастливой, как казалось читателям модного журнала. В ноябре 1929 года скончалась Ольга Валериановна, быстро стал неинтересен муж.

Натали предпочитала находиться в обществе мужчин ярких, одаренных. Среди поклонников ее были художник Павел Челищев, танцовщик Серж Лифарь. Восхищался «породистой призрачной бледностью» внучки императора сам Сальвадор Дали.



В 1932 году она познакомилась с Жаном Кокто, и между ними вспыхнул роман . Роман продолжался несколько месяцев, но закончился трагически:

Натали забеременела и, к великому горю возлюбленного, сделала аборт. После этого чувствительный Кокто расстался с Натали и навсегда возненавидел женщин.

В 1933 году Натали Лелонг начала сниматься в кино. Поразительная фотогеничность и роскошные платья «от Лелонга» делали ее заметной на экране, где в то время блистало много красавиц-эмигранток из России.



Поступило приглашение в Голливуд на съемки в двух картинах, в одном из фильмов ее партнерами были восходящие звезды американского кино Кэтрин Хепберн и Кэрри Грант, а во французской киноленте 1936 года «Новые мужчины» она появилась вместе с Жаном Маре.

Решив полностью посвятить себя работе в кино, в 1937 году Натали развелась с Лелонгом и уехала в США.



Очень скоро, в августе того же года, она вышла замуж за преуспевающего режиссера и театрального продюсера Джона Уилсона. Поездив по стране, супруги осели в Нью-Йорке.

Натали по-прежнему занималась модельным бизнесом, работала вместе с соотечественницами - Валентиной Саниной и сводной сестрой Марией Романовой.

За короткое время она стала преуспевающей моделью в американской фирме «Линчбойчер», оказывала щедрую поддержку соотечественникам, устраивала на работу, писала рекомендательные письма, приглашала к себе на чаепития.



В ее салоне бывали Марлен Дитрих, Эрих Мария Ремарк, известные актеры, художники, музыканты, видные европейские аристократы. Все очаровывались хозяйкой, восторгались не только ее красотой и умом, но и эксцентричным вкусом.

По воспоминаниям посетителей ее салона, спальня Натали была завешана плотными черными гардинами, каждый день она требовала подавать к столу блюда с морскими водорослями, якобы помогающими сохранять красоту.



В 1942 году судьба свела Натали с известным французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери. Бурного романа не получилось, но связь с Натали многое значила для классика, в одном из писем он признался ей в любви, добавив, что третий раз в жизни произносит это слово.

Впоследствии он напишет о Натали, что она «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье, то это чудо, сравнимое разве что с рассветом». Роман постепенно угасал, в 1943 году писатель вернулся во Францию, но их переписка продолжалась почти до самой гибели писателя.



Бурный и страстный роман с Ремарком длился 11 лет. После разрыва образ Натали не исчез из его памяти - через много лет он вспомнит ее в романе «Тени в раю», списав с Натали свою героиню.

После расставания с Ремарком Натали вернулась в Америку к Джону Уилсону. Он сильно пил, становился буйным, и приглашать друзей домой на вечеринку становилось опасным.

В 1961 году супруг умер от цирроза печени, а Натали впала в тяжелую депрессию, из которой так и не вышла. Она чувствовала, что осталась одна: не было ни с кем эмоциональной близости, ослабла, а затем и вовсе оборвалась связь с сестрой Ириной.



Стареющая, усталая и несчастная женщина не могла жить по-прежнему и выбрала для себя существование затворницы, расставшись с модельным бизнесом, оставив знакомых. Никого не принимала, не отвечала на телефонные звонки.

Она заперлась в своем доме и долгих 20 лет жила, почти никуда не выходя. В последние годы практически не видела, много пила и ни с кем не общалась.



… Полуослепшая седая Натали Палей упала в ванной и сломала шейку бедра, это случилось в декабре 1981 года. Врачи поставили неутешительный прогноз: до конца жизни оставаться неподвижной.

В полном одиночестве в задрапированной темным атласом комнате она приняла большую дозу снотворного.

Со стен на умирающую хозяйку смотрели развешанные собственные портреты поры ослепительной молодости, матери, отца, брата Владимира. Последние годы она только по памяти помнила дорогие лица. В тишине лежала оставленная записка, содержащая всего три слова: «Хочу умереть с честью».
















Annex - Hepburn, Katharine (Sylvia Scarlett)


Cary Grant, Katharine Hepburn, Natalie Paley, Sylvia Scarlett


Cecil Beaton, Princess Natalie Paley in evening dress by Lucien Lelong




Gunzburg with Natalie Paley


Irene, Princess Paley and Nathalie






Natalie com o seu segundo marido, John Chapman Wilson


Natalie no filme Les Hommes Noveaux


Natalie numa cena de L'Epervier com Charles Boyer


Natalie numa cena do filme Sylvia Scarlett com Katherine Hepburn






Гламурная съёмка Натали Палей


Кадр из фильма Фолли Бержер





Натали Палей. Фотограф Гойнинген-Гюне Джордж (Hoyningen-Huene)











Литература:
Александр Васильев. Красота в изгнании. Королевы подиума и другие книги серии
Liaut J.-N. Natalie Paley: La princesse dechirée. Paris: Filipacchi, 1996

Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Ссылка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments