dem_2011 (dem_2011) wrote,
dem_2011
dem_2011

Category:

ИСКОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОСА

Григор Апоян



В 1956-м году Чак Берри записал на пластинку собственную песню под названием «Подвинься, Бетховен!» (Roll Over Beethoven), которая имела бешеный успех не только у слушателей, но и у других известных исполнителей, ее включили в свой репертуар такие знаменитости, как Битлз и Роллинг Стоунз. Из самого названия песни можно сделать вывод, что широко расправившая свои крылья попса вознамерилась выкинуть на помойку за ненадобностью для себя всю классическую музыку. На самом деле это был дешевый эпатаж (эпатаж никогда не бывает иным), и классическая музыка – никогда не претендующая на чужих фанатов – конечно, сохранила и сохранит навсегда свою собственную аудиторию. Однако, возможно, именно эта песня Чака Берри – который, скорее всего, не имел каких-то  особых амбиций и не подозревал о подобных перспективах музыкального творчества – знаменовала собой появление новой тенденции в популярной музыке – все больший акцент в ней не на мелодию, а на слово.

При строгом подходе «чистой» музыкой является симфония; опера уже «разбавлена» словом, а в песне слово порой имеет не меньшее, но даже большее эмоциональное воздействие, чем музыка. О смещении акцента с мелодии на слово и идет здесь речь.

Не зная французского языка, можно получать почти равное с французом наслаждение от исполнения песен Эдит Пиаф, так же как от  Фрэнка Синатры, не зная английского. Но чем ближе мы подходим к нашим временам, тем важнее становится восприятие именно смыслового содержания музыкального произведения, которое и музыкальным порой назвать очень трудно. Вряд ли, слушая некоторых довольно популярных современных англоязычных певцов, можно получить хоть какое-то удовольствие, если не понимать смысла слов (что не получаешь никакого удовольствия, даже понимая смысл текста – это другой разговор). Конечно, есть и множество прекрасных песен с изумительной мелодикой и глубоким смысловым содержанием, речь лишь об определенных тенденциях. Вот, что такое реп – музыка, или декламация? А ведь реп – основной тренд в современной музыке (здесь как-то хочется это слово взять в кавычки). Короче, в музыке мы можем зафиксировать такое же движение в сторону слова, как в литературе – движение в сторону звука, музыки. Характерный пример: когда молодого Азнавура спросили, что является приоритетным в его песнях – слова, или музыка, он ответил, не колеблясь – музыка, но когда этот же вопрос ему задали в пожилом возрасте, он так же уверенно отдал предпочтение слову. Тенденция?

Конечно, на веки вечные сохранятся все стили и направления и в литературе, и в музыке, включая самые консервативные и, так сказать, «ретроградные»; они будут конкурировать друг с другом, перенимать что-то друг у друга, нередко сливаться в отдельных произведениях, как это происходит и сейчас; в данной работе сделана лишь слабая попытка проследить некоторые интересные, на взгляд автора, пересекающиеся тенденции в этих важнейших сферах человеческой активности.

А делая такие довольно смелые обобщения, невозможно не коснуться вопросов классификации, которые во все времена отражали представления человека об окружающем мире, о важнейших взаимосвязях, которые ему удалось раскодировать в данную историческую эпоху.

И тут вполне уместно вспомнить, что в средние века музыка в различных системах классификации относилась к самым различным сферам деятельности человека – от математики до медицины. Было время, когда считалось, что музыка призвана доносить истину космоса до каждого человека (что, может быть, действительно так).

Вспомним также уже упомянутую классификацию Платона, положившую начало объединению в один кластер  так называемых «мусических» искусств, а именно: саму музыку, слово и танец.

Всевременное благоговение перед музыкой, которого она, несомненно, заслуживает, сегодня компенсируется в определенной степени встречным движением музыки к слову. Возможно, это знамение Нового времени.

Потребность в обмене утилитарной информацией, которая – помним! – и породила в итоге литературу, в животном мире удовлетворяется преимущественно посредством звуковых сигналов, что, видимо, позволяет говорить о глубокой генетической связи между звуком и смыслом, звуком и словом, словом и музыкой. То же самое, очевидно, можно сказать и о жесте, танце, рисунке и т.д. Позволим себе сделать фантастическое предположение, что когда-нибудь человек задумается над созданием некоей общей теории Красоты, включающую в себя все искусства, в том числе и искусство экономики и политики, так же как сегодня он всерьез размышляет над созданием Единой теории поля в физике. И тогда ему откроется исконный смысл звука. Исконное значение логоса.

P.S. Последняя информация: Нобелевская премия по литературе за 2016 год присуждена американскому автору-исполнителю и писателю Бобу Дилану с формулировкой «За создание новой поэтической выразительности в рамках американской песенной традиции».

Отрывок из статьи. Полностью опубликовано здесь.


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments